Вопрос №2. Исторические условия и события, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки

Хотя само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо. Причина в том, что мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в XIX в. Современные крупные организации и необходимость внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления в этот период, обеспечивающих:

занятие руководящих постов по праву компетентности с соблюдением законности и порядка (а не по принципу наследования);

принятие эффективных управленческих решений, обеспечивающих максимальный доход владельцам капитала (в противовес инерционным решениям хозяев фирм);

построение рациональных систем управления, направленных на внедрение достижений НТР.

Формирование научных основ управления производством началось в XX в. стараниями таких ученых, как А. Маршалл (1842—1924), Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Джозеф (1850 г., Принципы единоначалия и контроля), Вартон, Меткалф, Халси и др. Питательной средой этого процесса, его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство.

Наиболее благоприятные условия для формирования научного подхода к проблемам управления производством сложились в США. Концентрация производства способствовала созданию новой техники в США и других странах.

К концу XIX столетия США прочно заняли место в ряде развитых стран. К ранее существовавшему Гарвардскому университету добавились Мельский, Чикагский, Мичиганский и др. Намного расширилась сеть научных учреждений. В 1848 г. была создана Американская ассоциация развития наук, в 1863 г. — Национальная академия наук, в 1902 г. – Институт Карнеги.

В США с конца XIX в. при крупнейших университетах начали появляться школы бизнеса. Эти школы явились основой для создания впоследствии широкой сети учебных заведений разного уровня для подготовки специалистов-менеджеров.

В 1860 г. США занимали третье место в мире по объему промышленной продукции (за Англией и Францией). После гражданской войны 1861 — 1865 гг. и победы капиталистического Севера над рабовладельческим Югом темпы индустриализации страны резко возросли.