Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии

ДИЗАРТРИЯ

Содержание

 

К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии .

 

И. И. Панченко, Л. А. Щербакова Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия

 

Л. А. Данилова Система психолого-логопедических упражнений

при реабилитации детей с церебральным параличом

Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, О. А. Стерник Клиника детского церебрального паралича

 

К. А. Семенова, Н. М. Махмудова Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича

М. В, Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье

Е. Ф. Архипова Логопедический массаж.

И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько Особенности логопедической работы

по преодолению дизартрических нарушений речи

Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии

Л. В. Лопатина Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения

М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская Лечебно-компенсаторная работа при детском церебральном параличе

 

К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин

Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии

Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с це­ребральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйдинова, 1959, 1962; Р. А. Белова, 1965; Bohme, 1966, и др.).

Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад (Lepine, 1877; Oppenheim, 1885; Peritz, 1902 и др.)» единого определения этой формы речевого наруше­ния не существует. Одни авторы относят к дизартриям толь­ко те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены пареза­ми и параличами артикуляционных мышц. Другие толку­ют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, воз­никающие в результате поражения различных уровней цен­тральной нервной системы (А. Митронович-Моджеевска, 1965; Bohme, 1966 и др.). Остановимся более подробно на второй точке зрения, поскольку более широкое определение дизартрии имеет важное значение для понимания речевых нарушений у детей с церебральными параличами.

Gutzmann в 1911 г., определяя дизартрию как нарушение артикуляции и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого оформле­ния и недостаточную модуляцию голоса. У детей с церебраль­ными параличами в расстройствах артикуляции наряду с парезами и параличами артикуляционных мышц большое значение имеет апраксия речевой мускулатуры. Эта ораль­ная апраксия в некоторых случаях может иметь обратимый, нейродинамический характер, связанный с задержкой созре­вания определенных участков коры головного мозга.

Таким образом, наряду с расстройствами артикуляции при дизартриях обычно имеет место нарушение синхрони­зации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изме­нения произношения отдельных звуков, приводя к их удли­нению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. Изменение тонуса ар­тикуляционных мышц приводит к нарушениям динамичес­ких ударений.

Патологоанатомические изменения при дизартриях опи­саны многими авторами (Oppenheim, 1885; Л. Н. Шендеро­вич, 1938; В. Слонимская, 1935; Thurel, 1929 и др.) и сво­дятся к повреждениям коры головного мозга в переднем участке прецентральной извилины, в передней центральной извилине, в girus supramarginalis, повреждениям и недораз­витию пирамидных путей и экстрапирамидной системы, лобно-мозжечковых систем и соединяющих их волокон, моз­жечка, ядер черепномозговых нервов в продолговатом моз­ге. В зависимости от локализации поражения клинические проявления дизартрии будут неодинаковыми.

Большинство авторов у детей с церебральными парали­чами различают следующие формы дизартрии: 1) псевдобульбарную; 2) экстрапирамидную; 3) мозжечковую; 4) кор­ковую.

Особенностью дизартрии у детей с церебральными пара­личами является их смешанный характер, частое сочета­ние различных вариантов дизартрии у одного и того же больного. Это связано с тем, что при воздействии вредонос­ного фактора на развивающийся мозг повреждения неред­ко имеют распространенный характер, и с тем, что пора­жение одних систем может способствовать недоразвитию и нарушать функционирование других. Поэтому дизартрические расстройства речи у детей с церебральными парали­чами нередко сочетаются также с общей задержкой рече­вого развития, с псевдоалалическими и алалическими проявлениями, недоразвитием слуховой функциональной системы.

Несмотря на то, что дизартрия зависит от раннего орга­нического поражения мозга, нельзя рассматривать эту форму речевой патологии только как резидуальные про­явления. Поражение отдельных звеньев речевой функци­ональной системы в период развития речевой функции приводит к сложной дезинтеграции и патологии всех эле­ментов речевого развития ребенка...