Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
11. Соотнесите цитату и произведение.
ЦИТАТА | ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
1) «Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли». | A) «Слово о погибели русской земли» |
2) «Вино у них делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу – из татны. Коней тут кормят горохом, да варят кхичри с сахаром да с маслом, да кормят ими коней, а с утра дают шешни. Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы – на них ездят и товар и иное возят, все делают». | B) «Повесть временных лет» |
3) «Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя. И князья их попадали с коней, а трупами татарскими поля усеяны и кровью их реки потекли». | C) «Хождение за три моря» |
4) «Нашли их (полян) хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». | D) «Слово о законе и благодати» |
5) «Поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали… А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял. И в те дни, – от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского, – обрушилась беда на христиан…» | E) «Слово о полку Игореве» |
F) «Домострой» | |
G) «Задонщина» |
12. Сопоставьте направление деятельности с именем правителя древней Руси.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ИМЯ ПРАВИТЕЛЯ |
1) перенос столицы в Киев | A) Ольга |
2) установление норм сбора дани | B) Олег |
3) первое издание «Русской правды» | C) Андрей Боголюбский |
4) организация совместных походов русских князей против половцев | D) Ярослав Мудрый |
5) перенос столицы Руси во Владимир | E) Юрий Долгорукий |
F) Владимир Мономах | |
G) Всеволод Большое Гнездо |
13. Сопоставьте культурообразующую религию и современное государство.
РЕЛИГИЯ | ГОСУДАРСТВО |
1) синтоизм | A) Израиль |
2) ислам | B) Индия |
3) католицизм | C) Сербия |
4) православие | D) Испания |
5) иудаизм | E) Саудовская Аравия |
F) Китай | |
G) Япония |
14. Соотнесите внешнеполитические события и страны-участницы этих событий.
СОБЫТИЯ | СТРАНЫ |
1) заключение Тордесильясского договора | A) Англия, Испания, Пруссия |
2) поход и гибель Непобедимой Армады | B) Россия, Швеция |
3) Северная война | C) Англия, Испания |
4) Аустерлицкое сражение | D) Австрия, Россия, Франция |
5) Крымская война | E) Англия, Россия, Франция |
F) Испания, Россия, Португалия | |
G) Испания, Португалия |
15. Найдите пары современников.
1) Карл XII | A) Михаил Сперанский |
2) Екатерина Медичи | B) Андрей Рублев |
3) Людовик XIII | C) Петр I |
4) Горацио Нельсон | D) Михаил Романов |
5) Вильгельм II | E) Петр Столыпин |
F) Андрей Курбский | |
G) Иван Калита |
16. Установите правильную последовательность событий мировой истории:
1) выборы в Государственную Думу Российской империи I созыва
2) провозглашение Декларации прав человека и гражданина
3) казнь Карла I Стюарта
4) реставрация Мэйдзи
5) созыв первого Земского собора
17. Восстановите этапы установления крепостного права в России:
1) указ об урочных летах
2) запрет крестьянам жаловаться на своих помещиков
3) ограничение права перехода крестьян Юрьевым днем
4) Соборное уложение
5) указ о заповедных летах
18. Расположите архитектурные памятники в порядке появления:
19. Установите хронологическую последовательность событий конца XIX – начала XX вв.:
1) русско-японская война
2) австро-венгерский ультиматум Сербии
3) вторая балканская война
4) восстание ихэтуаней
5) русско-японский договор о разделе Манчжурии на сферы влияния
20. Расположите известные события XX века, изображенные на фотографиях, в хронологическом порядке: