Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).

 

11. Соотнесите цитату и произведение.

ЦИТАТА ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1) «Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли». A) «Слово о погибели русской земли»
2) «Вино у них делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу – из татны. Коней тут кормят горохом, да варят кхичри с сахаром да с маслом, да кормят ими коней, а с утра дают шешни. Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы – на них ездят и товар и иное возят, все делают». B) «Повесть временных лет»
3) «Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя. И князья их попадали с коней, а трупами татарскими поля усеяны и кровью их реки потекли». C) «Хождение за три моря»
4) «Нашли их (полян) хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». D) «Слово о законе и благодати»
5) «Поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали… А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял. И в те дни, – от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского, – обрушилась беда на христиан…» E) «Слово о полку Игореве»
  F) «Домострой»
  G) «Задонщина»

 

12. Сопоставьте направление деятельности с именем правителя древней Руси.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМЯ ПРАВИТЕЛЯ
1) перенос столицы в Киев A) Ольга
2) установление норм сбора дани B) Олег
3) первое издание «Русской правды» C) Андрей Боголюбский
4) организация совместных походов русских князей против половцев D) Ярослав Мудрый
5) перенос столицы Руси во Владимир E) Юрий Долгорукий
F) Владимир Мономах
G) Всеволод Большое Гнездо

 

13. Сопоставьте культурообразующую религию и современное государство.

РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВО
1) синтоизм A) Израиль
2) ислам B) Индия
3) католицизм C) Сербия
4) православие D) Испания
5) иудаизм E) Саудовская Аравия
F) Китай
G) Япония

 


14. Соотнесите внешнеполитические события и страны-участницы этих событий.

СОБЫТИЯ СТРАНЫ
1) заключение Тордесильясского договора A) Англия, Испания, Пруссия
2) поход и гибель Непобедимой Армады B) Россия, Швеция
3) Северная война C) Англия, Испания
4) Аустерлицкое сражение D) Австрия, Россия, Франция
5) Крымская война E) Англия, Россия, Франция
F) Испания, Россия, Португалия
G) Испания, Португалия

 

15. Найдите пары современников.

1) Карл XII A) Михаил Сперанский
2) Екатерина Медичи B) Андрей Рублев
3) Людовик XIII C) Петр I
4) Горацио Нельсон D) Михаил Романов
5) Вильгельм II E) Петр Столыпин
F) Андрей Курбский
G) Иван Калита

 

 

16. Установите правильную последовательность событий мировой истории:

1) выборы в Государственную Думу Российской империи I созыва

2) провозглашение Декларации прав человека и гражданина

3) казнь Карла I Стюарта

4) реставрация Мэйдзи

5) созыв первого Земского собора

 

 

17. Восстановите этапы установления крепостного права в России:

1) указ об урочных летах

2) запрет крестьянам жаловаться на своих помещиков

3) ограничение права перехода крестьян Юрьевым днем

4) Соборное уложение

5) указ о заповедных летах

 

 

18. Расположите архитектурные памятники в порядке появления:

 

 

19. Установите хронологическую последовательность событий конца XIX – начала XX вв.:

1) русско-японская война

2) австро-венгерский ультиматум Сербии

3) вторая балканская война

4) восстание ихэтуаней

5) русско-японский договор о разделе Манчжурии на сферы влияния

 


20. Расположите известные события XX века, изображенные на фотографиях, в хронологическом порядке: