Стандартизация

3.1 Общие понятия и структура Государственной системы стандартизации РФ

3.1.1 Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукциии повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Важнейшими результатами стандартизации являются:

- обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- повышения степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению;

- устранению барьеров в торговле и содействие научно – техническому прогрессу и сотрудничеству;

- обеспечение совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, единства измерений, взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

Результатом работы по стандартизации является принятие стандарта.

Стандартдокумент, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке и маркировке или этикеткам и правила их нанесения.

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

Документы в области стандартизации, используемые на территории РФ:

- национальные стандарты;

- национальные стандарты, государственные и международные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003г;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

 

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико–экономической информации;

- стандарты организаций;

- своды правил;

- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов и сводов

правил иностранных государств, принятые на учет Росстандартом.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

Региональный стандарт -стандарт, принятый региональной организацией по

стандартизации.

Стандарт иностранного государства -стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства.

Свод правилдокумент в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяют на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Для усиления роли стандартизации в научно-техническом прогрессе, повышения

качества продукции и экономичности ее производства разработана Государственная

системастандартизации (ГСС).

В настоящее время проводятся работы по формированию нового комплексанациональных стандартов Российской национальной системы стандартизации (РНСС). В нее входят с изменениями в свете Закона о техническом регулировании основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации:

- ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»;

- ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»;

- ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»;

- ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления, обозначения»;

- ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения».

Организационно – функциональная база стандартизации:

- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которое создано для организации проведения необходимых работ по вопросам стандартизации на федеральном уровне;

- научно – исследовательские организации по стандартизации;

- технические комитеты по стандартизации;

- разработчики стандартов.

В структурном подчинении у Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии состоят следующие основные научно—исследовательские организации по стандартизации:

- Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Всероссийский научно—исследовательский институт классификации, терминологии и информации стандартизации и качества» («ВНИИКИ»),

- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации» («ВНИИСтандарт»),

- ОАО «Всероссийский научно—исследовательский институт сертификации» («ВНИИС»),

- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИ—МАШ»),

- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» («ВНИЦСМВ»).

Также в подчинении у Федерального агентства находятся территориальные органы по метрологии и стандартизации, а также так называемые лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой, службы стандартизации в организациях и по отраслям, службы стандартизации в министерствах, службы стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Росстандарт – национальный орган РФ по стандартизации.

 

 

3.2 Составные элементы стандартизации

 

3.2.1 Составными элементами стандартизации являются: объекты и субъекты стандартизации, нормативные документы по стандартизации (таблица 10), организационно – функциональная база стандартизации.

Объектом (предметом) стандартизации называют то, на что направлена стандартизация, например, продукция, услуги, процессы, организационно- методиче­ские и общетехнические объекты, организация работ по стан­дартизации, и др.

Таблица 10 - Нормативные документы по стандартизации

Наименование документа Определение Обозначение Сфера действия
Государственный стандарт РФ Стандарт, принятый Госстандартом России или Госстроем России ГОСТ Р Российская Федерация
Межгосударственный стандарт (является стандартом регионального типа) Стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации ГОСТ Страны — члены Межгосударственного совета (МГС)
Международный стандарт Стандарт, принятый международной организацией по стандартизации ИСО, МЭК, ИСО/МЭК Страны — члены и члены-корреспонденты ИСО и МЭК
Общероссийский классификатор технико-экономической информации Документ, принятый Госстандартом России или Госстроем России OK Российская Федерация
Стандарт отрасли Стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения ОСТ В одной или нескольких отраслях
Стандарт предприятия Стандарт, принятый предприятием применительно к внутренним продукции, работам и услугам. СТП На данном предприятии
Стандарт научно-технического, инженерного общества Стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением СТО На принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний
Технические условия Документ, разработанный на конкретную продукцию (изделие, материал, вещество) ТУ На конкретное изделие, материал, вещество
Правила Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организационно- технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ ПР Российская Федерация
Рекомендации Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ Р Российская Федерация
Правила по межгосударственной стандартизации См. «Правила» ПМГ Страны — члены МГС
Рекомендации по межгосударственной стандартизации См. «Рекомендации» РМГ Страны — члены МГС  
Регламент Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти   Сфера действия регламента

 

Субъектами стандартизацииявляются: Центральный орган исполнительный власти в сфере стандартизации, совет по стандартизации, технические комитеты по стандартизации либо другие субъекты, занимающиеся стандартизацией.

Стандартизация может осуществляться на региональном, национальном или международном уровнях.

Если в роли субъекта стандартизации может выступать соответствующий орган любой страны, то стандартизация является международной.

Если субъектом стандартизации являются соответствующие органы государств одного географического, экономического либо политического региона мира, то это региональная стандартизация.

Стандартизация является национальной, если она осуществляется в рамках одного государства соответствующими органами.

3.2.2 Организационно – функциональная база стандартизации:

- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);

- научно – исследовательские организации по стандартизации;

- технические комитеты по стандартизации;

- разработчики стандартов.

 

3.3 Стандартизация и приоритет потребителя

3.3.1 Учитывание интересов потребителей в области стандартизации создаетуверенность в том, что товары и услуги, разрабатываемые в соответствии с требованиями стандартов, гарантирует, что они адаптированы к потребностям конечного потребителя.

Стандарты поддерживают развитие и торговлю товарами и услугами, которые наилучшимобразом отвечают ожиданиям потребителей и защищают в отношении безопасности, здоровья, экологичности и других свойств.

Представители потребителей участвуют в разработке стандартов и способствуют определению требований к продукции, удовлетворяющих потребности потребителей.

Когда конечный продукт отвечает требованиям потребителя, это создает беспроигрышнуюситуацию - как для потребителя, так и для производителя или поставщика услуг.

Почему для стандартизации важно участие потребителей

Стандартизация стремится обеспечить, чтобы ее стандарты соответствовали рынку и удовлетворялипотребности конечного пользователя, зачастую потребителя, который

 

находится под влиянием все более глобального предложения товаров и услуг.

Является или нет потребитель прямым пользователем, он часто подвергается все более широкимипоследствиями производства и торговли товарами и услугами, таким, как этические практики организации производства, воздействие на окружающую среду, последствия технологических изменений и систем для предоставления потребительской информации, для удовлетворения жалоб.

Если продуктом является какой-либо компонент или часть промышленного оборудования или услуги, стандарт может определить необходимые требования безопасности и эксплуатационные характеристики. Конечный пользователем в этом случае будет производитель или специалист по обслуживанию.

В других случаях конечным пользователем является представитель общества: конечный потребитель. Потребительские товары и услуги находятся под влиянием стандартов в диапазоне от велосипедов, детских колясок, банковских карт до таких новейших областей регулирования, как безопасность продукта, платежные сетевые ресурсы, отзывы продукции с рынка, международная торговля товарами, бывшими в употреблении.

Как результат, потребительские вопросы находятся в центре стратегического

планирования стандартизации.

Каким образом стандартизация учитывает интересы потребителей

Стандартизация организует и поддерживает учитывание мнения потребителей на двух уровнях:

- при разработке стандартов - путем участия в этом процессе членов от организаций

основных потребителей продукции и услуг в технических комитетах (ТК);

- на политическом уровне – участие в международной организации по стандартизации ИСО (Россию представляет в ИСО Росстандарт).

Одна из основных задач ИСО заключается в увеличении участия потребителей в

разработке стандартов и политическая работа на всех уровнях, особенно это касается развивающихся стран.

Какую пользу получает стандартизация от участия потребителей

Когда представители потребителей участвуют в разработке стандартов, они могут

вносить ценные идеи при разработке стандартов. Например, представить данные по вопросам безопасности и проследить, чтобы они должным образом учтены, разъяснять, как товары и услуги, могут фактически использоваться (в том числе, неправильно) на практике и дать совет по вопросам коммуникации.

Приоритетными основными направлениями являются:

- вопросы, связанные с безопасностью и использованием бытовой техники;

- услуги (общие руководства, туризм, финансовые услуги, водоснабжение и удаление сточных вод);

- вопросы пожарной безопасности;

- товары, бывшие в употреблении;

- люди пожилого возраста и инвалиды;

- вопросы охраны окружающей среды (экологический менеджмент, использования энергии, изменение климата);

- глобальный вопросы рынка (кодексы поведения, рассмотрения жалоб, системы решения споров, неприкосновенность частной жизни, отзыв товара в электронной коммерции и сети платежных услуг);

- детские сопутствующие товары и безопасность игрушек;

- медицинская информация;

- социальная безопасность;

- продовольственная безопасность;

- социальная ответственность.

Перспективы на будущее: потребители и социальные интересы

С наступлением эры Интернета, других достижений информационных технологий и глобализации, доступ к информации становится все более открытым. Также требуется всебольшая прозрачность и участие в структурах, которые определяют экономическую и политическую ситуацию сегодня.

Благодаря, в частности, участию потребителей, программа стандартизации выходит за пределытрадиционных стандартов на продукцию, чтобы охватить социальные проблемы, такие, как окружающая среда, социальная ответственность и стандартизация услуг.

Стандартизация ценит участие всех заинтересованных сторон. Обеспечивая важную обратную связь и "проверку реальностью" для таких характеристик, как безопасность, экология, надежность, эффективность, совместимость, обслуживание клиентов, прозрачность информации, и целесообразность расходов, потребители играют важную роль в создании глобального значения стандартизации и рыночной гибкости.

 

3.4 Стандартизация и маркетинговые исследования

Объектами маркетингового исследования обычно являются: товар, потребитель, емкость рынка, спрос, условия конкуренции, методы сбыта и сегментация рынка.

Изучение товара, прежде всего, нужно для того, чтобы убедиться, что на данном рынке подобные товары пользуются спросом.

Очень важно определить емкость рынка (объем реализуемых на нем товаров за год), чтобы знать, какое количество товара можно на этом рынке продать, а значит установить оптимальный объем его выпуска на основании прогноза емкости.

 

Если изучение этих факторов говорит о целесообразности работы на данном рынке,

то следующим шагом является установление показателей качества товара, что имеет уже непосредственное отношение к управлению качеством и стандартизации.

Стандартизация в маркетинговых исследованиях обычно является прерогативой

деятельности фирм, предприятий или их объединений (групп), так как стандарты предприятий (фирм) не противоречат тем требованиям к товарам, которые в законодательном порядке считаются обязательными (безопасность, экологичность и т.п.).

Процедура стандартизации может предшествовать выведению товара на рынок

или же решение о стандартизации товара принимается непосредственно в процессе

деятельности фирмы на рынке.

Во многом это зависит и от того, какую маркетинговую стратегию намерена использовать фирма, и от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар, от самого товара, от степени однородности потребностей потенциальных потребителей

целевого рынка и других факторов.

В этой связи решение о целесообразности разработки стандарта будет менее рискованным, если учитывается информация о рынке, полученная в результате комплексного исследования.

Практика зарубежных фирм показывает, что нередко даже продукция самого высокого технического уровня и качества оказывается неконкурентоспособной.

Многие западные фирмы считают, что оформление идеи создания новой продукции

должно возникать не в конструкторском бюро или научном учреждении, а в отделе маркетинга, который разрабатывает предложения как к требованиям по качеству, так и к методам реализации товара.

Например, специалисты ФРГ, крупнейшего в мире экспортера машиностроительной

продукции, считают, что не теоретические научные изыскания, а сфера реализации (рынок) должнаприниматься за основу инновационной деятельности фирм.

Они утверждают, что путь наращивания капиталовложений на научные изыскания и

последующая их коммерциализация требуют значительно больших средстви связаны с большимриском, поэтому целесообразно обращаться в конструкторские бюро и научные центры лишь при возникновении проблем, вызванных рыночными изменениями.

Такая идея далеко не бесспорна и не для всех видов продукции применима, т.к. нельзя забывать о прогрессивной роли науки и фундаментальных исследований.

Например, импульс бурному развитию микроэлектроники был дан не рынком, а

фундаментальными научными достижениями. Но все же во многом такому «прагматизму»

обязаны своим успехом на мировых товарных рынках многие зарубежные фирмы.

Если соотносить стандартизацию с жизненным циклом товара, то ее роль и функции различаютсяна разных стадиях.

124

На стадии внедренияна рынок новый товар не стандартизируется.

На стадии роста продаж, то есть в фазе, когда покупатель принял товар, обычно

предлагают новые модели изделий, варианты которых появились не случайно, а на основе

сегментационного анализа и тщательного изучения предпочтений покупателя.

Поскольку рынок обычно не подготовлен к восприятию сразу нескольких модификаций нового товара, обычно на первой фазе не прибегают к расходованию дополнительных средств на дифференциацию товара.

Товар на этой стадии обычно не стандартизируется, но уже намечается базовая модель, которая может быть стандартизована в дальнейшем.

Наступающая после роста стадия зрелости в наибольшей степени может оказать влияние на решение производителя о времени и уровне стандартизации.

На этой стадии наблюдается постепенная стабилизация объемов продаж. Возникает необходимость повышения уровня конкурентоспособности товара, что может быть достигнуто путем модификации рынка, модификации маркетинга, модификации товара. Это задача служб управления качеством совместно с отделом маркетинга, которые решают эту проблему через улучшение свойств товара.

Эффективность всех этих мероприятий оценивается с учетом как конкуренции, так и возможной реакции покупателей.

Уровень стандартизации товара на этой стадии высокий, что, в первую очередь, относится к базовой модели товара.

Стадия спада указывает на то, что с точки зрения покупателей товар устарел. Это сложный период, когда уже нецелесообразно или невозможно вносить те или иные изменения в качественные характеристики товара и нужно принимать решение о снятии товара с производства, уходе с рынка и замене его новым товаром. По мнению специалистов– маркетологов, оставаться на рынке с устаревшим товаром – это, прежде всего, подрывать престиж фирмы.

Работы по стандартизации товара на этой стадии жизненного цикла товара не ведутся.

Систематический анализ жизненного цикла товара дает необходимую информацию как для совершенствования стратегии и тактики маркетинга, так и для пересмотра программы повышения качества, внесения изменений в систему обеспечения качества продукции, в том числе – принятие фирменного стандарта или разработка технических условий на дифференцированные товары.

Стандартизация новых высокотехнологичных товаров (Hi-Tech), не имеющих аналогов на мировом рынке, т.е. производимых на базе изобретений (открытий), в гораздо

меньшей степени зависит от рассмотренных выше факторов.

Их качественные характеристики, содержащиеся в стандарте фирмы–изготовителя, как правило, отражают весьма высокий уровень новизны технологии (нередко технологический прорыв), что на данный момент недосягаемо для конкурентов.

Стандартизация в маркетинге может относиться не только к товару, но и к самоймаркетинговой деятельности – методам маркетинговых исследований и операционному маркетингу.

Цель стандартизации методов маркетинговых исследований – унификация процедур и оптимизация методов изучения рынка. Специалисты установили прямую зависимость эффективности рыночных исследований от степени унификации методов: чем вышекоэффициент унификации приемов рыночных исследований, тем больше их эффективность.

Стандартизация методов изучения рынка предполагает классификацию, типизацию и унификацию исследовательских операций, что поднимает достоверность информации, используемой в управлении качеством продукции.

Таким образом, могут быть созданы предпосылки для роста объема экспорта

продукции или сокращения импорта.

 

3.5 Цели и задачи стандартизации

3.5.1 Цели стандартизации:

- повышение уровня безопасности;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических

средств;

- обеспечение технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений;

- обеспечение технических и экономико-статистических данных, проведение анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг);

- создание систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и

передачи данных;

- содействие проведению работ по унификации.

3.5.2 Задачи стандартизации:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

 

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства;

- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости

продукции;

- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

- унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно – унифицированных блочно –

модульных составных частей;

- установление метрологических норм, правил, положений и требований;

- нормативно – техническое обеспечение контроля ( испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

- установление требований к технологическим процессам, в т.ч. для снижения материало – энерго - и трудоемкости, для обеспечения разработки и применения малоотходных технологий;

- создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической

информации;

- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных и государственных социально – экономических и научно – технических программ (проектов) и информационных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды и т.д.);

- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о

номенклатуре и основных показателях продукции;

- содействие выполнению законодательства РФ методами стандартизации.

 

3.6 Принципы стандартизации

3.6.1 Принципы стандартизации:

- добровольного применения документов в области стандартизации;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применение международного стандарта как основы разработки национального

стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для

выполнения целей стандартизации;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат ТР;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

 

3.7 Объекты стандартизации, их характеристика

3.7.1 К объектам стандартизацииотносятся: продукция (производственно - технического назначения, товары народного потребления, сырье, оборудование), услуги (материальные, социально-культурные), процессы, организационно- методиче­ские и общетехниче-

ские объекты, организация работ по стан­дартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (под­шипники, крепеж, инструмент и др.), программные и техни­ческие средства информационных технологий, организация работ по метрологическому обеспечению, взаимозаменяемость изделий, справочные данные о свойствах веществ и материа­лов, классификация и кодирование технико-экономической информации, достижение науки и техники и др.

Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных или иных целях.

Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя по удовлетворению потребностей потребителя.

Метрологическое обеспечение – установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

Взаимозаменяемость — это свойство элемента (детали, сборочной единицы), обеспечивающее возможность его применения вместо другого с одинаковыми параметрами без дополнительной обработки с сохранением заданного качества изделия, в состав которого оно входит.

Кодированиепредставляет собой образование по опреде­ленным правилам и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющие заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов.

Классификацияэто разделение множества объектов на классификационные группировки по сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с приня­тыми правилами.

 

3.8 Категории и виды стандартов

3.8.1 В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания, устанавливаемых к нему требований в Россий­ской Федерации приняты различные категорииивиды стан­дартов (рисунок 16).

3.8.2 Категории стандартов

Технический регламент(ТР) - документ, который принят международным договором РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

 

Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья живот­ных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Рисунок 16 - Классификация категорий и видов стандартов

 

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов.

 

129

Не включенные в технические регламенты требования к характеристикам продукции не могутносить обязательный характер.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

Национальный стандарт(ГОСТ Р, ГОСТ) — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартиза­ции. Они разрабатываются в соответствии с ежегодно принимаемой Росстандартом программой. Добровольное применение стандартов означает, что изго­товитель его добровольно выбирает, а выбрав, обязан соблю­дать его требования.

Национальные стандарты действительны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государствен­ного управления РФ, а также органов местного управления в пределах сферы их деятельности.

Отраслевые стандарты(ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государствен­ные стандарты РФ или при необходимости установления требований, превышающих требования государственных стан­дартов РФ.

ОСТ обязательны для предприятий и организаций дан­ной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.

Технические условия(ТУ) разрабатывают предприятие организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих стандартах (ГОСТ или ОСТ).

Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований национальных

стандартов или противоречат им.

ТУ применяют на территории РФ предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально- трудовой деятельностью в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

Стандарты предприятий (СТП) и организаций (СТО)разрабатывают и утверждают предприятия и объединения (союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональные и другие объединения) на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

СТП распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требования, типовые

технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д.

CTП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и

отраслевых стандартов и особенностей данного предприятия, если это не нарушает и не

снижает качественных показателей и требований, установленных ГОСТ или ОСТ.

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных

обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые вида продукции, услуг или процессы, передовые методы контроля, измерений, испытаний и

анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством.

Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель

распространять через свои стандарты перспективные результаты мировых научно - технических фундаментальных и прикладных исследований.

При разработке всех типов отечественных стандартов учитывают рекомендации

международных организаций по стандартизации.

Международный стандарт(ИСО) разрабатывает и выпус­кает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их исполь­зуют также для международных экономических связей.

 

Основ­ная цель ИСО — содействовать благоприятномуразвитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в об­ласти интеллектуальной, научной, технической и экономи­ческой деятельности.

3.8.3 Виды стандартов.

Общие технические регламентыразрабатываются по определенным вопросам безопасности, и их действие распространяется на большие группы продукции.

Требования общего технического регламента обязательны дляприменения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации.

Специальные технические регламентыустанавливают конкретные требования для специфических видов продукции в случае, когда степень риска причинения вреда которой выше и не обеспечивается требованиями общих технических регламентов.

Стандарты основополагающие разрабатывают с целью содействия взаимопониманию, технического единства и взаи­мосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства, т. е. это нормативные документы, имеющие широкое распространение и содержащие общие положения в определенной области.

Основополагающие стандарты охватывают объекты межотраслевого значения, например, нормативные документы по организации Национальной системы стандартизации в России и др.

Стандарты на продукцию, услугиустанавливают требо­вания к группам однородной продукции (услуг) или к кон­кретной продукции (услуге).

Эти стандарты в общем случае включают разделы: классификация; основные параметры и (или) размеры; общие технические требования к однородной продукции (услугам); требования по безопасности, правила приемки; маркировка; упаковка; транспортирование и хранение.

Стандарты на процессыустанавливают требования к кон­кретным процессам, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции (проектирования, про­изводства, потребления (эксплуатации), хранения, транспор­тирования, ремонта, утилизации).

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на процессы управления в рамках систем обеспе­чения качества продукции (услуг), управление документа­цией, закупками, подготовкой кадров и т.п.

Особое место занимают технологические требования. При проведении технологических операций стандартизации подлежат предельно допустимые нормы различного рода воздействий технологий на природную среду (выброс вредных химикатов, радиационное излучение, заражение микроорганизмами и механические разрушения).

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на процессы управления в рамках систем обеспечения качества продукции и услуг, управление документацией, закупками, подготовкой кадров.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа)предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Стандарты устанавливают порядок отбора проб (образцов) для испытаний, методы испытаний (контроля, анализа, измере­ния) потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции.

В стандартах на методы контроля необходимо использовать стандартные методы контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях.

Межотраслевые комплексы стандартов. Многие программы комплексной стандартизации представ­ляют собой крупные межотраслевые комплексы. В качестве примера межотраслевых комплексов можно привести системы общетехнических стандартов.

Эти си­стемы объединяют в каждом комплексе несколько десят­ков прогрессивных стандартов, охватывающих все стадии жизненного цикла изделий: исследование и проектирова­ние, подготовку производства, производство, эксплуатацию и ремонт.

Внедрение комплексных систем стандартов повы­шает эффективность инженерного труда, качество продук­ции и экономичность ее производства.

Примеры межотрасле­вые систем стандартов:

- единая система конструкторской документации (ЕСКД);

- единая система технологической документации (ЕСТД);

- система показателей качества продукции (СПКП);

- унифицированные системы документации (УСД);

- государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

- единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий (ЕСЗКС);

- система стандартов безопасности труда (ССБТ);

- единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);

- единая система программной документации (ЕСПД);

 

- единая система государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП);

- единая система допусков и посадок (ЕСДП).

 

3.9 Методы стандартизации

3.9.1 Метод стандартизации— это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандарти­зации.

Стандартизация базируется на общенаучных и специфи­ческих методах.

Систематизация объектов, явлений или понятийпресле­дует цель расположить их в определенном порядке и после­довательности, образующей четкую систему, удобную для пользования (Росстандарт регистрирует стандарты по порядку номеров, после которого в каждом стандарте указывается год его утверждения или пересмотра).

Кодированиепредставляет собой образование по опреде­ленным правилам и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющие заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов.

С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов максимально коротким способом, т.е. с помощью минимального числа знаков.

Классификацияэто разделение множества объектов на классификационные группировки по сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с приня­тыми правилами.

Порядок проведения работ по классификации и кодиро­ванию информации регламентирован комплексом государ­ственных стандартов — Единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной инфор­мации (ЕСКК ТЭИ).

В зависимости от уровня утверждения и сферы приме­нения разрабатываются

классификаторы следующих кате­горий:

- общероссийский;

- отраслевые;

- предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.).

Примеры общероссийских классификаторов:

- ОК 001 – 93 «Общероссийский классификатор стандар­тов (ОКС)»;

- ОК 005 - 93«Общероссийский классификатор продук­ции (ОКП)»;

- ОК 007 - 93«Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)».

Унификацияэто научно-технический метод опреде­ления и регламентации оптимальной и сокращенной номенк­латуры объектов одинакового функционального назначения. Унифицированным является изделие (деталь, узел, агрегат, конструктивный элемент,

технологический процесс и т.д.).

При унификации устанавливают мини­мально необходимое, но достаточное число типов, видов, типоразмеров, изделий, сборочных единиц и деталей, обла­дающих высокими показателями качества и полной взаи­мозаменяемостью.

Симпликацияформа стандартизации, цель которой - уменьшить число типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей.

При симпликации обычно исключают разновидности изделий, их составных частей и деталей, которые не являются необходимыми.

В объекты симпликации не вносят какие – либо технические усовершенствования.

Типизация конструкций изделий— разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, сборочных единиц и дета­лей.

При типизации не только анализируют уже сущест­вующие типы и типоразмеры

изделий, их составные части и детали, но и разрабатывают новые, перспективные, учи­тывающие достижения науки и техники и развитие про­мышленности.

Часто результатом такой работы является установление соответствующих рядов изделий, их состав­ных частей и деталей.

Типизация технологических процессовразработка и установление технологического процесса для производ­ства однотипных деталей или сборки однотипных состав­ных частей или изделий той или иной классификационной группы.

Типизации технологических процессов должна предшест­вовать работа по классификации деталей, сборочных единиц и изделий и установлению типовых представителей, обла­дающих наибольшим числом признаков, характерных для деталей, сборочных единиц и изделий данной классифика­ционной группы.

Агрегатирование— принцип создания машин, оборудо­вания, приборов и других изделий из унифицированных стандартных агрегатов (автономных сборочных единиц), уста­навливаемых в изделии в различном числе и комбинациях.

При этом стремятся, чтобы из минимального числа типоразмеров авто­номных агрегатов можно было создать максимальное число компоновок оборудования.

Комплексная стандартизация (КС) — это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомер­ное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту КС в целом и его основ­ным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения опти­мального решения конкретной проблемы.

Она позволяет создавать комплексы согласованных между собой нормативно- техни­ческих документов по стандартизации, регламентирующих нормы и требования к взаимосвязанным (в процессе проек­тирования, производства или эксплуатации) объектам стан­дартизации.

Примеры межотраслевых систем стандартов, направленные на решение

 

крупных народнохозяйственных задач, обеспечивающих повышение эффективности производства качественной продукции:

- (ЕСКД) - единая система конструкторской документации;

- (ЕСТД) -единая система технологической документации;

- (ГСИ) –государственная система обеспечения единства измерения;

- (ССБТ) -система стандартов безопасности труда;

- (ЕСТПП) - единая система технологической подготовки производства;

- (ЕСПД) - единая система программной документации.

 

Опережающая стандартизация (ОС) — это стандар­тизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее планируемое время.

Опережение может относиться как к изделию в целом, так и к наиболее важным параметрам и показателям его каче­ства, методам и средствам производства, испытания и конт­роля и т.д.

Объектами ОС являются важнейшие виды продукции и процессы (нормы, характеристики, требования) при ста­бильной потребности в них и возможности изменения их в течение срока действия стандартов.

Нормы и требования должны быть оптимальными, при которых заданная цель достигается с минимальными затратами.

 

3.10 Основные положения и условия разработки стандартов

3.10.1 Стандарт – это целеособразное решение повторяющейся задачи для достижения определенной цели.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном ФЗ «О техническом регулировании».

Национальные стандарты (ГОСТ Р) разрабатываются для всех предприятий, организаций и учреждений страны, а также министерств (ведомств), других организаций

государственного управления РФ и органов местного управления в пределах сферы их

деятельности.

Национальные стандарты устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходимы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др.

При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты,

правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации (Росстандартом) в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

3.10.2 Объектами государственной стандартизации могут быть:

- организационно – методические и общетехнические объекты, в том числе организация работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (подшипники, крепежные изделия, инструмент и т.д.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, работы по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах материалов и веществ, классификация и кодирование технико-экономической информации;

- составляющие элементыкрупных народнохозяйственных комплексов (транспорта, энергосистемы, связи, обороны, охраны окружающей среды и др.);

- объекты государственных научно-технических и социально-экономических целевых программ и проектов;

- продукция широкого, в том числе межотраслевого применения;

- достижения науки и техники, позволяющие РФ (или конкретным предприятиям) обеспечить конкурентоспособность своей продукции или технологий;

- продукция, производимая в РФ для удовлетворения внутренних потребностей населения и производства, а также поставляемая в другие государства по двухсторонним обязательствам;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

В государственные стандарты включают:

- назначение и область распространения стандарта;

- обязательные требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- обязательные методы контроля (измерения, испытания, анализа) требований к качеству продукции, работ, услуг;

- параметрические ряды и типовые конструкции изделий;

- основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;

- положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве,

эксплуатации (применении) продукции и оказании услуг;

- правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, сохранения и рационального использования всех

 

ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические нормы и правила.

Стандарт должен быть разработан в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5-2004

«Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».

3.10.3 Условия разработки стандартов:

- разрабатываемый стандарт не должен иметь аналога национального или международного стандарта, которые могут быть применены вместо него на предлагаемый

объект стандартизации;

- разработчик стандарта (далее разработчик) должен согласовать необходимость разработки стандарта с заинтересованными лицами, как правило, на межотраслевом уровне, и иметь положительные отзывы от этих лиц;

- разрабатываемый стандарт должен обладать патентной чистотой и содержать показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции и экономичности ее производства, а также повышения уровня ее взаимозаменяемости;

- разработчик уведомляет Росстандарт о разработке стандарта заявлением, к которому приложены все необходимые документы с доказательством необходимости разработки нового стандарта;

- Росстандарт проводит предварительную экспертизу на предмет целесообразности разработки нового стандарта и в случае положительного результата экспертизы включает разработку стандарта в программу разработки национальных стандартов.

 

3.11 Порядок разработки государственных стандартов (ГОСТ Р). Обновление, изменения и пересмотр стандартов

3.11.1 Порядок разработки и утверждения стандарта. По ГОСТ Р 1.2–2004 разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ ТК и договорами на разработку стандартов или в инициативном порядке.

Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта:

- этап 1— организация разработки стандарта;

- этап 2— разработка проекта стандарта (первая редакция);

- этап 3— разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;

- этап 4— принятие и государственная регистрация стандарта;

- этап 5— издание стандарта.

Разработка стандарта начинается с заявок на разработку. Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандартизации: Государственные органы и организации; научно—технические,

инженерные и другие общественные объединения, различные предприятия и предприниматели.

Для того, чтобы Росстандарт учел заявку при составлении плана годовой стандартизации, необходимо, чтобы в заявке была четко обоснована актуальность установления такого стандарта. Причем заявители имеют возможность предложить свой вариант данного стандарта.

Затем между заявителем и разработчиком заключается договор, регламентирующий разработку стандарта по следующим стадиям: написание технического задания; работа над проектом стандарта; отправка разработанного варианта стандарта на рассмотрение в Росстандарт; изменение стандарта при необходимости.

Техническое задание представляет собой основу всей дальнейшей работы над стандартом. В нем намечаются сроки выполнения каждой стадии разработки, составляются наброски разрабатываемого стандарта, формируется полный набор требований, правил и норм для стандарта, указывается предполагаемая область применения стандарта. При разработке стандарта могут учитываться отзывы о стандарте субъектов из области его применения.

Уведомление о разработке стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется. Разработчик должен обеспечить доступность проекта стандарта для ознакомления всеми заинтересованными лицами.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменном виде замечаний заинтересованных сторон.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты (ТК) по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не менее двух месяцев.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании Росстандарта и в информационной системе общего пользования.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Проект национального стандарта с перечнем полученных замечаний разработчик представляет в технический комитет (ТК) по стандартизации для экспертизы.

ТК по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных ТК, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании Росстандарта и в информационной системе общего пользования.

Для динамичного развития и эффективного использования передовых достижений науки и техники необходимо, чтобы принятые стандарты своевременно обновлялись.

3.11.2 Обновление стандартов также необходимо, для того чтобы объекты стандартизации могли в полной мере удовлетворять потребности населения и экономики страны.

Обновление и анализ существующих стандартов осуществляется техническими

комитетами по стандартизации при содействии заинтересованных сторон.

Если требуется обновить стандарт, технический комитет должен представить на

рассмотрение в Росстандарт проект изменения, проект обновленного стандарта или предложить отменить данный стандарт.

Необходимость обновления стандартов обычно обуславливается новыми достижениями научно—технического прогресса. Но продукция, выпускаемая по обновляемому стандарту, должна быть совместима с продукцией, которая будет выпускаться по обновленному стандарту.

3.11.3 Пересмотр Государственного стандарта необходим, если значительно изменяются основные показатели качества продукции и вносимые изменения касаются ее совместимости и взаимозаменяемости. В этом случае взамен существующего Государственного стандарта должен разрабатываться новый.

Отмена стандарта происходит, как правило, если объект стандартизации больше не выпускается, или если утвержден новый стандарт с более высокими требованиями и

нормами. Отмененный стандарт может и не заменяться новым.

Все решения о пересмотре, обновлении и отмене стандартов принимает Росстандарт.

Информация о принятых решениях публикуется в Информационном указателе.

Если речь идет о стандарте отрасли, то данные решения принимаются Государственным органом управления, установившим стандарт.

Стандарты предприятий находятся в ведении руководства предприятий. Оно может отменять и обновлять стандарты предприятия по своему усмотрению, но при условии, что изменения в стандартах не противоречат законодательству РФ и обязательным требованиям Государственных стандартов.

Изменения стандартов научно—технических, инженерных и других

 

общественных объединений обуславливаются новыми достижениями науки и технического прогресса, новейшими научными открытиями.

Инфорно—технического прогресса. Но продукция, выпускаемая по обновляемому стандарту, должна быть совместима с продукцией, которая будет выпускаться по обновленному стандарту.

3.11.3 Пересмотр Государственного стандарта необходим, если значительно изменяются основные показатели качества продукции и вносимые изменения касаются ее совместимости и взаимозаменяемости. В этом случае взамен существующего Государственного стандарта должен разрабатываться новый.

Отмена стандарта происходит, как правило, если объект стандартизации больше не выпускается, или если утвержден новый стандарт с более высокими требованиями и

нормами. Отмененный стандарт может и не заменяться новым.

Все решения о пересмотре, обновлении и отмене стандартов принимает Росстандарт.

Информация о принятых решениях публикуется в Информационном указателе.

Если речь идет о стандарте отрасли, то данные решения принимаются Государственным органом управления, установившим стандарт.

Стандарты предприятий находятся в ведении руководства предприятий. Оно может отменять и обновлять стандарты предприятия по своему усмотрению, но при условии, что изменения в стандартах не противоречат законодательству РФ и обязательным требованиям Государственных стандартов.

Изменения стандартов научно—технических, инженерных и других

 

общественных объединений обуславливаются новыми достижениями науки и технического прогресса, новейшими научными открытиями.

Информацию обо всех изменениях и отмене стандартов субъекты стандартизации должны своевременно представлять в Росстандарт.

 

3.12 Порядок разработки стандартов предприятия (СТП), организации (СТО) и технических условий (ТУ)

3.12.1 Технические условия

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарты создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые у