Аккредитация и взаимное признание сертификации
Успешная сертификация соответствия возможна только при высокой компетенции участников сертификации в проведении испытаний и проверок, их взаимном доверии друг к другу. Заявитель должен доверять органу по сертификации и испытательной лаборатории, которые дают заключение по его продукции, испытательная лаборатория — органу по сертификации и наоборот. Таким образом, для определения беспристрастности, независимости и компетенции участников сертификации необходим соответствующий механизм. Таким механизмом обеспечения доверия является аккредитация.
Определение аккредитации согласно Руководству ИСО/МЭК 2, - официальное признание того, что испытательная лаборатория (орган по сертификации) правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.
Основными целями аккредитации являются:
• повышение качества работы и укрепление доверия к испытательным лабораториям и органам по сертификации со стороны
заявителя, государства, других заинтересованных структур;
• обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг на
внутреннем и внешнем рынках;
• признание результатов испытаний и сертификатов соответствия на национальном, европейском и мировом уровнях.
Данные цели предполагают решение следующих задач в области аккредитации:
• установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации;
• установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации;
• создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам;
• сотрудничество национальных структур по аккредитации
на международном уровне и внутри страны.
Развитие процесса аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации в России началось с введения системы сертификации ГОСТ Р в 1992 г. Данная система, как и другие в нашей стране, охватывала вопросы не только сертификации, но и аккредитации. Однако это противоречило международной практике, где, как правило, сертификация и аккредитация не существуют в рамках одной системы. Пб этой причине имеются проблемы в признании за рубежом результатов испытаний и сертификатов, выданных в России. Экспортерам приходится тратить дополнительные средства на проведение испытаний продукции в признанных испытательных лабораториях, большинство их которых находится за пределами России.
В 1995 г. началась работа по созданию самостоятельной Российской системы аккредитации (РОСА). Для этой цели был сформирован Межведомственный совет, в состав которого вошли специалисты министерств и ведомств, заинтересованных в решении проблем аккредитации. В настоящее время подготовлена методическая основа Российской системы аккредитации — серия стандартов ГОСТ Р 51000. Они максимально гармонизированы с Руководствами ИСО/МЭК в области аккредитации и европейскими нормами серии EN 45000.
Структура системы аккредитации.
Госстандарт России в пределах его компетенции выполняет функции органа по аккредитации, а также разрабатывает общие процедуры по аккредитации, общие требования к объектам аккредитации и экспертам, а также к необходимым документам; взаимодействует с международными организациями по аккредитации.
Совет по аккредитации рассматривает и решает вопросы по следующим основным направлениям:
• установлению принципов единой технической политики в
области аккредитации;
• исследованию новых технологий в этой области;
• координации деятельности органов по аккредитации;
• экономическим проблемам;
• международному сотрудничеству;
• периодическому подведению итогов работ по аккредитации;
• ведению реестра аккредитованных объектов и экспертов по
аккредитации.
Аккредитация, как и сертификация, проводится в законодательно регулируемой и нерегулируемой областях.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, работающих в системах обязательной сертификации, относится к регулируемой законом области. Это связано с обеспечением требований законодательства по безопасности товаров и услуг и их влиянию на окружающую среду. Аккредитация в нерегулируемой области координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий в системах добровольной сертификации.
В качестве примера рассмотрим структурную схема немецкого аккредитационного совета (DAR), наиболее авторитетной организации по аккредитации в Европе. Аккредитацию в регулируемой области в Германии проводят для органов по сертификации и испытательных лабораторий, работающих в рамках директив ЕС, такие организации, как ZLS, ZLG, ВАРТ, КВА, в системе поверки приборов — LED, в системах, обеспечивающих испытания на федеральном уровне, — BSI, ARGEBAU и др.
В добровольной области органы по аккредитации разделяются по специальным направлениям, в которых деятельность испытательных лабораторий и органов по сертификации не включает оценку соответствия изделий или услуг требованиям законодательства. Головным органом здесь является TGA, он же осуществляет аккредитацию брганов по сертификации систем качества и персонала. Другие органы по аккредитации (DAP, DATech, DASMIN и др.) специализируются на аккредитациях в основном испытательных лабораторий по видам их деятельности и реже органов по сертификации продукции.
Орган по аккредитации управляет системой аккредитации и проводит соответствующую процедуру. Основные требования к нему устанавливает в РФ ГОСТ Р 51000.2-95, разработанный с учетом общеевропейского стандарта EN 45003.
Организация, претендующая на право стать органом по аккредитации, должна иметь: определенный юридический статус; финансовую стабильность; организационную структуру, соответствующую обеспечению компетентности, беспристрастность и независимость при аккредитациях; площади и оборудование; квалифицированный персонал; необходимые нормативные документы на критерии и процессы аккредитации; систему обеспечения качества аккредитации.
В настоящее время аккредитацию испытательных лабораторий и органов по сертификации в РФ осуществляют подразделения Госстандарта в обязательной области и центральные органы систем сертификации в добровольной области. В связи с тенденцией разделения сертификации и аккредитации и созданием Российской системы аккредитации функции органов по аккредитации постепенно переходят к другим структурам.
• Управляющий совет состоит из представителей заинтересованных в работе органа министерств, ведомств, профсоюзных объединений, предприятий и других структур. Он координирует деятельность органа в обозначенной области.
• Наблюдательный совет состоит из учредителей органа по
аккредитации; его задачей является общий контроль за работой органа. Он не должен ставить перед исполнительным руководством органа задачи, способные подорвать доверие к нему, например увеличение прибыли за счет проведения большего числа аккредитаций.
• Исполнительная дирекция органа, в состав которой входят руководитель, штат экспертов-аудиторов по аккредитации,
секретариат и бухгалтерия, осуществляет всю текущую работу
по организации и проведению процессов аккредитации.
• Ответственным за систему обеспечения качества в органе
по аккредитации может быть работник органа или человек, привлеченный со стороны, обладающий соответствующей квалификацией и опытом.
• Апелляционная комиссия рассматривает жалобы по вопросам аккредитации со стороны заявителей.
• Комиссия по аккредитации утверждает отчеты экспертов
по проведению аккредитации и принимает решение о выдаче аттестата аккредитации или отказе в этом.
• Секторные комитеты по направлениям аккредитации со
стоят из специалистов различных организаций по отдельным проблемам и специалистов, привлекаемых органом по аккредитации для помощи в разработке правил и процедур аккредитации.
Согласно требованиям, орган по аккредитации должен:
• иметь руководителя по аккредитации лабораторий, несущего всю полноту ответственности за свою работу перед организацией, органом или правлением, которым он подотчетен;
• располагать штатным персоналом, соответствующим тому
виду, области и объему работ, которая выполняется под руководством главного администратора;
• иметь организационную структуру, которая обеспечивает
независимость его штатного персонала от воздействия со стороны кругов, имеющих финансовую заинтересованность в результатах аккредитации, и гарантирует, что указанный персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, оказывающему влияние на его суждения
или результаты выполненной работы;
• располагать соответствующими соглашениями, обеспечивающими привлечение независимых экспертов в качестве технических консультантов.
Как правило, в штате органа по аккредитации кроме руководителя работают 1 — 2 эксперта (один из них отвечает за систему обеспечения качества органа), бухгалтер и секретарь. На период аккредитации, если необходимо, привлекаются внешние эксперты.
Орган по аккредитации должен располагать документацией, которая условно делится на три группы:
1) общая документация по правилам аккредитации;
2) внутренняя документация органа по процедурам аккредитации;
3) информационные сведения об органе и его деятельности.
Орган по аккредитации должен иметь систему обеспечения качества применительно к виду, области и объему выполняемой им работы. Документы включаются в Руководство по качеству, которое должно быть доступно для использования персоналом органа по аккредитации. Орган по аккредитации должен назначить сотрудника, ответственного за руководство по качеству и его актуализацию и непосредственно подчиняющегося высшему исполнительному руководству органа. Руководство по обеспечению качества должно содержать следующие разделы:
• направление политики в области обеспечения качества;
• организационную структуру органа по аккредитации;
• задачи и функциональные обязанности, связанные с обеспечением качества (доведенные до каждого сотрудника с учетом пределов его служебных полномочий);
• общие процедуры обеспечения качества;
• процедуры обеспечения качества, относящиеся к каждому этапу аккредитации;
• организацию обратной связи и проведение корректирующих мероприятий при возникновении расхождений;
• процедуру рассмотрения апелляций, претензий и спорных вопросов.
Система обеспечения качества должна регулярно проверяться непосредственно руководством органа по аккредитации или от его имени с целью обеспечения эффективности ее деятельности и принимаемых мер корректирующего характера. Результаты такой проверки необходимо регистрировать вместе с подробными описаниями каждого корректирующего воздействия.
Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Рекомендации по аккредитации Р 50.4.001-96 предусматривают пять этапов, содержание которых полностью совпадает с рассматриваемым вариантом. Каждый этап состоит из стандартных процедур.
Этап подачи заявки включает следующие процессы:
а) запрос испытательной лаборатории или органа по сертификации о возможности аккредитации в данном органе, о требованиях и правилах ее проведения. Орган по аккредитации направляет заявителю необходимые информационные материалы;
б) предварительное обсуждение вопросов аккредитации между
органом и заявителем после ознакомления с информационными
материалами;
в) заявку на аккредитацию по специальной форме, где заявитель указывает область аккредитации (виды продукции и услуг,
сертификация которых планируется, или виды испытаний), обязательства по проведению процедуры аккредитации и ее оплаты независимо от результата.
г) регистрацию заявки в органе по аккредитации;
д) анализ полноты данных заявки и приложений к ней, которые содержат данные о юридическом статусе испытательной лаборатории или органа по сертификации, оснащенности производственными площадями, оборудованием, кадрами и нормативной документацией, а также заполненную анкету-вопросник о готовности к аккредитации и руководство по обеспечению качества.
е).Заключение договора между органом по аккредитации заявителем.
Этап проведения экспертизы состоит из следующих процессов:
а) назначения экспертов для аккредитации по согласованию с
заявителем.
б) распределения обязанностей при аккредитации между членами экспертной комиссии, которое проводит главный эксперт;
в) анализа заявочных документов экспертами по специальным
вопросам в органе по аккредитации;
г) проведения экспертизы непосредственно в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным критериям;
д) составления отчета по экспертизе членами экспертной комиссии.
Этап решения по аккредитации включает следующие операции:
а) проверку результатов экспертизы по отчету экспертной комиссии. Утверждение или отклонение решения экспертной комиссии проводит комиссия по аккредитации, в состав которой входят руководитель органа и члены секторных комитетов;
б) оформление аттестата аккредитации при положительном решении. Срок действия аттестата, в котором указывается область сертификации или испытаний, максимально составляет 5 лет;
в) занесение в реестр аккредитованных органов по сертификации или испытательных лабораторий.
Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредитации следит за выполнением требований аккредитации в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании договора.
Таким образом, аккредитация способствует обеспечению качества сертификации и доверию к ее результатам и методам.
Глава 4.Лицензирование в туризме.
Гражданским Кодексом РФ (ч.3 п.1.ст.49) установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические и физические лица могут заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.
Если в учредительных документах организации прямо не указан перечень видов деятельности, то такая организация обладает общей правоспособностью, т.е. она вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки. Если же виды деятельности прямо определены в учредительных документах организации, то она обладает специальной правоспособностью и может заниматься только этими видами деятельности. На все юридические и физические лица, независимо от того, обладает они общей или специальной правоспособностью, распространяется обязанность получить лицензию на деятельность, подлежащую лицензированию.
Лицензирования является одной из форм государственного регулирования туристской деятельности. Цель лицензирования состоит в обеспечении защиты прав и законных интересов государства и потребителей туристских услуг, повышении уровня туристского обслуживания, приведении его в соответствие с международными требованиями.
Основным правовым документом в сфере лицензирования является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.2001г.(з-н вступил в силу 10.02.2002).
Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации и юридическим или физическим лицом в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, указанных в законе.
Законом вводятся следующие понятия:
- лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом;
-лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензионных требований и условий;
- лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
- лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование;
- лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
- соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
- реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
• обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
• установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
• установление единого порядка лицензирования на территории
Российской Федерации;
• установление лицензионных требований и условий положения
ми о лицензировании конкретных видов деятельности;
• гласность и открытость лицензирования;
• соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
На лицензирующие органы возложены следующие полномочия:
- предоставление лицензий;
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
- приостановление действия лицензий;
- возобновление действия лицензий;
- аннулирование лицензий;
- ведение реестра лицензий- совокупность данных о предоставлении лицензий,
- контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензионные требования и условия — совокупность установленных нормативными актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осуществляться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Срок действия лицензии - не менее 5 лет, и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы, места нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять;
- копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии;
- копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет
в налоговом органе;
- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (300 руб., за предоставление лицензии – 1 тыс.руб., за переоформление 100 руб.);
- сведения о квалификации работников соискателя лицензии - наличие определенного количества работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма (для туроператора – 7 человек, турагента - 20% о штата), либо определенный стаж работы в туризме (для туроператора – 5 лет и турагента – 3 года ), а также наличие у руководителя высшего, среднего специального и дополнительного образования и определенного стажа работы в туризме.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами.
Лицензирующий орган в установленный срок (в Российской Федерации — не более 60 дней) принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии. В случае положительного решения соискателю выдается лицензия на осуществление туристкой деятельности.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в предоставлении лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем туристкой деятельности.
В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем ее наличие документе указываются:
- наименование международного органа, выдавшего лицензию;
- наименование организационно-правовой фирмы юридического лица, место его нахождения;
- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность — для индивидуального предпринимателя;
- лицензируемый вид деятельности, срок действия лицензии;
- индивидуальный номер налогоплательщика; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Лицензирующими органами осуществляется контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующие органы имеют право:
- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям;
- запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при ведении проверок;
- составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием контрольных нарушений;
- выносить решения, обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения, делать предупреждение лицензиату.
Лицензирующие органы имеют право приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом устанавливается срок, в течение которого лицензиат обязан устранить выявленные нарушения.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
В реестре лицензий должны быть указаны:
• сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
• основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
• основание и дата аннулирования лицензии;
• иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 руб.
В ст. 17 закона дан перечень видов деятельности, связанных с предоставлением туристских и гостиничных услуг (услуг средств размещения), на осуществление которых требуются лицензии в соответствии с настоящим Законом:
• перевозки пассажиров морским транспортом;
• перевозки грузов морским транспортом;
• перевозки пассажиров внутренним водным транспортом;
• перевозки грузов внутренним водным транспортом;
• перевозки пассажиров воздушным транспортом;
• перевозки грузов воздушным транспортом;
• перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 ч.
• перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
• перевозки пассажиров железнодорожным;
• перевозки грузов железнодорожным транспортом;
• туроператорская деятельность;
• турагентская деятельность;
• деятельность по продаже прав на клубный отдых.
Лицензирование туристской деятельности, соблюдение лицензионных требований и условий способствуют обеспечению и поддержанию высокого уровня обслуживания, а также защите прав потребителей туристских услуг.