Аккредитация и взаимное признание сертификации

Успешная сертификация соответствия возможна только при высокой компетенции участников сертификации в проведении испытаний и проверок, их взаимном доверии друг к другу. Зая­витель должен доверять органу по сертификации и испытатель­ной лаборатории, которые дают заключение по его продукции, испытательная лаборатория — органу по сертификации и наобо­рот. Таким образом, для определения беспристрастности, незави­симости и компетенции участников сертификации необходим со­ответствующий механизм. Таким механизмом обеспечения дове­рия является аккредитация.

Определение аккредитации согласно Руководству ИСО/МЭК 2, - офи­циальное признание того, что испытательная лаборатория (орган по сертификации) правомочна осуществлять конкретные испы­тания или конкретные типы испытаний.

Основными целями аккредитации являются:

• повышение качества работы и укрепление доверия к испытательным лабораториям и органам по сертификации со стороны
заявителя, государства, других заинтересованных структур;

• обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг на
внутреннем и внешнем рынках;

• признание результатов испытаний и сертификатов соответ­ствия на национальном, европейском и мировом уровнях.

Данные цели предполагают решение следующих задач в обла­сти аккредитации:

• установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации;

• установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации;

• создание национальных систем аккредитации, соответству­ющих международным нормам;

• сотрудничество национальных структур по аккредитации
на международном уровне и внутри страны.

Развитие процесса аккредитации испытательных лаборато­рий и органов по сертификации в России началось с введения системы сертификации ГОСТ Р в 1992 г. Данная система, как и другие в нашей стране, охватывала вопросы не только сер­тификации, но и аккредитации. Однако это противоречило международной практике, где, как правило, сертификация и аккредитация не существуют в рамках одной системы. Пб этой причине имеются проблемы в признании за рубежом резуль­татов испытаний и сертификатов, выданных в России. Экс­портерам приходится тратить дополнительные средства на про­ведение испытаний продукции в признанных испытательных лабораториях, большинство их которых находится за преде­лами России.

В 1995 г. началась работа по созданию самостоятельной Рос­сийской системы аккредитации (РОСА). Для этой цели был сфор­мирован Межведомственный совет, в состав которого вошли спе­циалисты министерств и ведомств, заинтересованных в решении проблем аккредитации. В настоящее время подготовлена методи­ческая основа Российской системы аккредитации — серия стан­дартов ГОСТ Р 51000. Они максимально гармонизированы с Ру­ководствами ИСО/МЭК в области аккредитации и европейскими нормами серии EN 45000.

Структура системы аккредитации.

Госстандарт России в пределах его компетенции выполняет функции органа по аккредитации, а также разрабатывает об­щие процедуры по аккредитации, общие требования к объек­там аккредитации и экспертам, а также к необходимым доку­ментам; взаимодействует с международными организациями по аккредитации.

Совет по аккредитации рассматривает и решает вопросы по следующим основным направлениям:

• установлению принципов единой технической политики в
области аккредитации;

• исследованию новых технологий в этой области;

• координации деятельности органов по аккредитации;

• экономическим проблемам;

• международному сотрудничеству;

• периодическому подведению итогов работ по аккредитации;

• ведению реестра аккредитованных объектов и экспертов по
аккредитации.

Аккредитация, как и сертификация, проводится в законода­тельно регулируемой и нерегулируемой областях.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных ла­бораторий, работающих в системах обязательной сертификации, относится к регулируемой законом области. Это связано с обеспе­чением требований законодательства по безопасности товаров и услуг и их влиянию на окружающую среду. Аккредитация в не­регулируемой области координирует деятельность органов по сер­тификации и испытательных лабораторий в системах доброволь­ной сертификации.

В качестве примера рассмотрим структурную схе­ма немецкого аккредитационного совета (DAR), наиболее ав­торитетной организации по аккредитации в Европе. Аккреди­тацию в регулируемой области в Германии проводят для орга­нов по сертификации и испытательных лабораторий, работающих в рамках директив ЕС, такие организации, как ZLS, ZLG, ВАРТ, КВА, в системе поверки приборов — LED, в системах, обеспечивающих испытания на федеральном уров­не, — BSI, ARGEBAU и др.

В добровольной области органы по аккредитации разделяются по специальным направлениям, в которых деятельность испыта­тельных лабораторий и органов по сертификации не включает оценку соответствия изделий или услуг требованиям законода­тельства. Головным органом здесь является TGA, он же осуще­ствляет аккредитацию брганов по сертификации систем качества и персонала. Другие органы по аккредитации (DAP, DATech, DASMIN и др.) специализируются на аккредитациях в основном испытательных лабораторий по видам их деятельности и реже органов по сертификации продукции.

Орган по аккредитации управляет системой аккредитации и проводит соответствующую процедуру. Основные требования к нему устанавливает в РФ ГОСТ Р 51000.2-95, разработанный с учетом общеевропейского стандарта EN 45003.

Организация, претендующая на право стать органом по акк­редитации, должна иметь: определенный юридический статус; финансовую стабильность; организационную структуру, соответ­ствующую обеспечению компетентности, беспристрастность и не­зависимость при аккредитациях; площади и оборудование; ква­лифицированный персонал; необходимые нормативные докумен­ты на критерии и процессы аккредитации; систему обеспечения качества аккредитации.

В настоящее время аккредитацию испытательных лабора­торий и органов по сертификации в РФ осуществляют под­разделения Госстандарта в обязательной области и центральные органы систем сертификации в добровольной области. В связи с тенденцией разделения сертификации и аккредита­ции и созданием Российской системы аккредитации функции органов по аккредитации постепенно переходят к другим структурам.

• Управляющий совет состоит из представителей заинтере­сованных в работе органа министерств, ведомств, профсоюзных объединений, предприятий и других структур. Он координирует деятельность органа в обозначенной области.

• Наблюдательный совет состоит из учредителей органа по
аккредитации; его задачей является общий контроль за работой органа. Он не должен ставить перед исполнительным руковод­ством органа задачи, способные подорвать доверие к нему, на­пример увеличение прибыли за счет проведения большего числа аккредитаций.

• Исполнительная дирекция органа, в состав которой вхо­дят руководитель, штат экспертов-аудиторов по аккредитации,
секретариат и бухгалтерия, осуществляет всю текущую работу
по организации и проведению процессов аккредитации.

• Ответственным за систему обеспечения качества в органе
по аккредитации может быть работник органа или человек, при­влеченный со стороны, обладающий соответствующей квалифи­кацией и опытом.

• Апелляционная комиссия рассматривает жалобы по вопро­сам аккредитации со стороны заявителей.

• Комиссия по аккредитации утверждает отчеты экспертов
по проведению аккредитации и принимает решение о выдаче ат­тестата аккредитации или отказе в этом.

• Секторные комитеты по направлениям аккредитации со­
стоят из специалистов различных организаций по отдельным проблемам и специалистов, привлекаемых органом по аккредитации для помощи в разработке правил и процедур аккредитации.

Согласно требованиям, орган по аккредитации должен:

• иметь руководителя по аккредитации лабораторий, несу­щего всю полноту ответственности за свою работу перед орга­низацией, органом или правлением, которым он подотчетен;

• располагать штатным персоналом, соответствующим тому
виду, области и объему работ, которая выполняется под руко­водством главного администратора;

• иметь организационную структуру, которая обеспечивает
независимость его штатного персонала от воздействия со сто­роны кругов, имеющих финансовую заинтересованность в ре­зультатах аккредитации, и гарантирует, что указанный пер­сонал не будет подвергаться незаконному давлению или дру­гому воздействию, оказывающему влияние на его суждения
или результаты выполненной работы;

• располагать соответствующими соглашениями, обеспечива­ющими привлечение независимых экспертов в качестве тех­нических консультантов.

Как правило, в штате органа по аккредитации кроме руководите­ля работают 1 — 2 эксперта (один из них отвечает за систему обеспе­чения качества органа), бухгалтер и секретарь. На период аккреди­тации, если необходимо, привлекаются внешние эксперты.

Орган по аккредитации должен располагать документацией, которая условно делится на три группы:

1) общая документация по правилам аккредитации;

2) внутренняя документация органа по процедурам аккреди­тации;

3) информационные сведения об органе и его деятельности.
Орган по аккредитации должен иметь систему обеспечения качества применительно к виду, области и объему выполняе­мой им работы. Документы включаются в Руководство по ка­честву, которое должно быть доступно для использования пер­соналом органа по аккредитации. Орган по аккредитации дол­жен назначить сотрудника, ответственного за руководство по качеству и его актуализацию и непосредственно подчиняюще­гося высшему исполнительному руководству органа. Руководство по обеспечению качества должно содержать следующие разделы:

• направление политики в области обеспечения качества;

• организационную структуру органа по аккредитации;

• задачи и функциональные обязанности, связанные с обес­печением качества (доведенные до каждого сотрудника с уче­том пределов его служебных полномочий);

• общие процедуры обеспечения качества;

• процедуры обеспечения качества, относящиеся к каждому этапу аккредитации;

• организацию обратной связи и проведение корректирую­щих мероприятий при возникновении расхождений;

• процедуру рассмотрения апелляций, претензий и спорных вопросов.

Система обеспечения качества должна регулярно проверяться непосредственно руководством органа по аккредитации или от его имени с целью обеспечения эффективности ее деятельности и при­нимаемых мер корректирующего характера. Результаты такой про­верки необходимо регистрировать вместе с подробными описания­ми каждого корректирующего воздействия.

Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Реко­мендации по аккредитации Р 50.4.001-96 предусматривают пять этапов, содержание которых полностью совпадает с рассматрива­емым вариантом. Каждый этап состоит из стандартных процедур.

Этап подачи заявки включает следующие процессы:

а) запрос испытательной лаборатории или органа по сертифи­кации о возможности аккредитации в данном органе, о требова­ниях и правилах ее проведения. Орган по аккредитации направ­ляет заявителю необходимые информационные материалы;

б) предварительное обсуждение вопросов аккредитации между
органом и заявителем после ознакомления с информационными
материалами;

в) заявку на аккредитацию по специальной форме, где заявитель указывает область аккредитации (виды продукции и услуг,
сертификация которых планируется, или виды испытаний), обя­зательства по проведению процедуры аккредитации и ее оплаты независимо от результата.

г) регистрацию заявки в органе по аккредитации;

д) анализ полноты данных заявки и приложений к ней, кото­рые содержат данные о юридическом статусе испытательной лаборатории или органа по сертификации, оснащенности производствен­ными площадями, оборудованием, кадрами и норматив­ной документацией, а также заполненную анкету-вопросник о готовности к аккредитации и руководство по обеспечению качества.

е).Заключение договора между органом по аккредитации заявителем.

Этап проведения эк­спертизы состоит из следующих процессов:

а) назначения экс­пертов для аккредита­ции по согласованию с
заявителем.

б) распределения обязанностей при акк­редитации между чле­нами экспертной комис­сии, которое проводит главный эксперт;

в) анализа заявоч­ных документов экспер­тами по специальным
вопросам в органе по ак­кредитации;

г) проведения экс­пертизы непосредствен­но в испытательной ла­боратории или органе по сертификации по об­щим и специальным критериям;

д) составления отчета по экспертизе членами экспертной ко­миссии.

Этап решения по аккредитации включает следующие операции:

а) проверку результатов экспертизы по отчету экспертной ко­миссии. Утверждение или отклонение решения экспертной ко­миссии проводит комиссия по аккредитации, в состав которой входят руководитель органа и члены секторных комитетов;

б) оформление аттестата аккредитации при положительном решении. Срок действия аттестата, в котором указывается об­ласть сертификации или испытаний, максимально составляет 5 лет;

в) занесение в реестр аккредитованных органов по сертифика­ции или испытательных лабораторий.

Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредитации следит за выполнением требований аккредита­ции в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании договора.

Таким образом, аккредитация способствует обеспечению ка­чества сертификации и доверию к ее результатам и методам.

 

Глава 4.Лицензирование в туризме.

Гражданским Кодексом РФ (ч.3 п.1.ст.49) установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические и физические лица могут заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.

Если в учредительных документах организации прямо не указан перечень видов деятельности, то такая организация обладает общей правоспособностью, т.е. она вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки. Если же виды деятельности прямо определены в учредительных документах организации, то она обладает специальной правоспособностью и может заниматься только этими видами деятельности. На все юридические и физические лица, независимо от того, обладает они общей или специальной правоспособностью, распространяется обязанность получить лицензию на деятельность, подлежащую лицензированию.

Лицензирования является одной из форм государственного регулирования туристской дея­тельности. Цель лицензирования состоит в обеспечении защиты прав и законных интересов государства и потребителей турист­ских услуг, повышении уровня туристского обслуживания, при­ведении его в соответствие с международными требованиями.

Основным правовым документом в сфере лицензирования является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.2001г.(з-н вступил в силу 10.02.2002).

Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации и юридическим или физическим лицом в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, указанных в законе.

Законом вводятся следующие понятия:

- лицензия - специальное разрешение на осуществление конк­ретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи­онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осу­ществление которого на территории РФ требует­ся получение лицензии в соответствии с данным Законом;

-лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензионных требований и ус­ловий;

- лицензионные требования и условия - совокупность установ­ленных положениями о лицензировании конкретных видов деятель­ности требований и условий, выполнение которых обя­зательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

- лицензирующие органы - федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование;

- лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предпри­ниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

- соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуаль­ный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с за­явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

- реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении ли­цензий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

• обеспечение единства экономического пространства на терри­тории Российской Федерации;

• установление единого перечня лицензируемых видов деятель­ности;

• установление единого порядка лицензирования на территории
Российской Федерации;

• установление лицензионных требований и условий положения­
ми о лицензировании конкретных видов деятельности;

• гласность и открытость лицензирования;

• соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществле­ние которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, за­конным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности госу­дарства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

На лицензирующие органы возложены следующие полномочия:

- предоставление лицензий;

- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

- приостановление действия лицензий;

- возобновление действия лицензий;

- аннулирование лицензий;

- ведение реестра лицензий- совокупность данных о предостав­лении лицензий,

- контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении лицен­зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных тре­бований и условий.

Лицензионные требования и условия — совокупность установ­ленных нормативными актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензи­руемого вида деятельности.

Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осу­ществляться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставле­на федеральным органом исполнительной власти или органом испол­нительной власти субъекта РФ, может осуществ­ляться на всей территории РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уве­домления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Прави­тельством РФ.

Срок действия лицензии - не менее 5 лет, и по его окончании мо­жет быть продлен по заявлению лицензиата.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответ­ствующий лицензирующий орган следующие документы:

- заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы, места на­хождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять;

- копии учредительных документов и свидетельства о государ­ственной регистрации соискателя лицензии;

- копия свидетельства о государственной регистрации граждани­на в качестве индивидуального предпринимателя;

- копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет
в налоговом органе;

- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рас­смотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении ли­цензии (300 руб., за предоставление лицензии – 1 тыс.руб., за переоформление 100 руб.);

- сведения о квалификации работников соискателя лицензии - наличие определенного количества работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образо­вание в области туризма (для туроператора – 7 человек, турагента - 20% о штата), либо определенный стаж работы в туризме (для туропера­тора – 5 лет и турагента – 3 года ), а также наличие у руководителя высшего, среднего специального и дополнительного обра­зования и определенного стажа работы в туризме.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании кон­кретных видов деятельности может быть предусмотрено представле­ние иных документов, наличие которых при осуществлении конкрет­ного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами.

Лицензирующий орган в установленный срок (в Российской Федерации — не более 60 дней) принимает решение о предоставлении или отказе в пре­доставлении лицензии. В случае положительного решения соис­кателю выдается лицензия на осуществление туристкой деятель­ности.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

- наличие в документах, представленных соискателем ли­цензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требовани­ям и условиям.

Не допускается отказ в предоставлении лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем туристкой дея­тельности.

В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем ее наличие документе указываются:

- наименование международного органа, выдавшего лицен­зию;

- наименование организационно-правовой фирмы юриди­ческого лица, место его нахождения;

- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные доку­мента, удостоверяющего личность — для индивидуального предпринимателя;

- лицензируемый вид деятельности, срок действия лицензии;

- индивидуальный номер налогоплательщика; номер лицен­зии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Лицензирующими органами осуществляется контроль за со­блюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующие органы имеют право:

- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям;

- запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и до­кументы при ведении проверок;

- составлять на основании результатов проверок акты (про­токолы) с указанием контрольных нарушений;

- выносить решения, обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения, устанавливать сроки их устране­ния, делать предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы имеют право приостанавливать дей­ствие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом устанавливается срок, в течение которого лицензиат обязан устранить выявленные нарушения.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятель­ности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестре лицензий должны быть указаны:

• сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

• основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

• основание и дата аннулирования лицензии;

• иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является откры­той для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридичес­ким лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной ин­формации составляет 10 руб.

В ст. 17 закона дан перечень видов де­ятельности, связанных с предоставлением туристских и гостиничных услуг (услуг средств размещения), на осуществление которых требу­ются лицензии в соответствии с настоящим Законом:

• перевозки пассажиров морским транспортом;

• перевозки грузов морским транспортом;

• перевозки пассажиров внутренним водным транспортом;

• перевозки грузов внутренним водным транспортом;

• перевозки пассажиров воздушным транспортом;

• перевозки грузов воздушным транспортом;

• перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 ч.

• перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

• перевозки пассажиров железнодорожным;

• перевозки грузов железнодорожным транспортом;

• туроператорская деятельность;

• турагентская деятельность;

• деятельность по продаже прав на клубный отдых.

Лицензирование туристской деятельности, соблюдение ли­цензионных требований и условий способствуют обеспечению и поддержанию высокого уровня обслуживания, а также защите прав потребителей туристских услуг.