Иногда крайности бывают необходимы

 

Одна из проблем Церкви, которую мне довелось наблю­дать на протяжении многих лет, состоит в том, что люди, придерживающиеся разных взглядов по определенным ду­ховным вопросам, часто начинают враждовать друг с дру­гом, защищая свои позиции. Я был свидетелем этого во вре­мена пробуждения исцеления (1947 — 1958 годы). Перед тем как это пробуждение угасло, крайности и заблуждения раз­рушили служения и жизни нескольких талантливых и ус­пешных проповедников. Импульс того великого пробужде­ния был остановлен, когда огромное число людей было разо­чаровано и уязвлено крайностями в учении некоторых лидеров.

Когда пробуждение исцеления только зарождалось, До­нальд Джи опубликовал статью в «Голосе Исцеления» с призывом к разумности и ответственности. Статья называлась «Иногда крайности бывают необходимы». Я хочу привести ее здесь целиком.

«Одним из парадоксов истинного пятидесятнического свидетельства является его акцент на необходимости поддер­жания баланса в учении и методах, соединенный с дополни­тельным свидетельством, часто уклоняющимся в крайности.

Учение Павла о духовных дарах призывает к балансу и разумности: «Буду петь духом, буду петь и умом»; нам нуж­но стараться не выглядеть сумасшедшими в глазах людей; "...Говорите двое, или много трое"; "Бог не есть Бог неуст­ройства, но мира"; "...Только все должно быть благоприс­тойно и чинно" (1 Кор. 14: 15, 23, 27, 33, 40). Но в той же самой главе он яростно защищает говорение на языках, утверждая, что говорит на них больше всех. При этом он не­истово высказывается за учение, говоря, что лучше сказать пять слов на понятном языке, чем тысячу слов на непонят­ном; а после он добавляет: "Ибо все один за другим можете пророчествовать" (1 Кор. 14:18, 19, 31).

Многие из нас являются убежденными экстремистами. Если мы вдруг находим какую-нибудь истину, то быстро до­водим ее до крайности, а наша настойчивость при этом вы­зывает среди людей обиды, суету и заблуждения. Если мы отыскиваем успешный метод в служении, то развиваем его до такой степени, что это доводит людей до тошноты и изне­можения. Мы теряем способность приносить плод из-за на­шего неумения придерживаться баланса. В конце концов люди перестают доверять нам, наша несдержанность огорча­ет Святой Дух, а мы сами оказываемся среди отвергнутых и никчемных служителей.

Но все же большинство из нас подвергают себя риску ли­шиться Божьей силы, стараясь монотонно продвигаться по наезженной дороге, никогда не рискуя. В наших проповедях не хватает огня, потому что мы стараемся одновременно представить обе стороны учения, а наши методы становятся неэффективными, потому что мы слишком сильно держим­ся за свой авторитет и традиции. Мы можем, если захотим, гордиться нашими успехами в деле избежания крайностей, но ценой этого часто становится отсутствие всякого движе­ния. Мы не оказываем никакого влияния на общество. Если мир никогда не обвинял нас в безумии, то он и не говорил, что Бог обитает среди нас. Скорее всего, он даже не подозре­вает о нашем существовании!

Мы можем вполне справедливо говорить о важности ба­ланса; мы правильно утверждаем, что путь истины не лежит через крайности; мы обоснованно указываем на то, что экст­ремизм является убийственным и для людей, и для движе­ний. Но нам просто необходимо осознать, что ни одно про­буждение не начиналось без того, чтобы кто-то не впадал в крайность. Страстное ходатайство, как и настойчивое пребы­вание в постах, является позитивной крайностью. То же са­мое можно сказать о вдохновенной проповеди, заставляю­щей трепетать грешников, о евангелистах и миссионерах, ко­торые постоянно путешествуют, совершенно забывая о себе. Нам стоит вспомнить о родственниках нашего Господа, по­думавших однажды, что Он сошел с ума (см. Мар. 3:21); и Его собственные слова, произнесенные в момент, когда Он опрокидывал столы менял в храме: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Иоан. 2:17).

День Пятидесятницы совершенно вывел учеников из со­стояния эмоционального баланса — они выглядели как пья­ные... Тридцать лет спустя римский прокуратор обвинил Павла в безумии. Обвинение было вежливо и подобающим образом отвергнуто, но давайте вспомним, что Фест не был глуп. Павел сам сказал, что выходил из себя (см. 2 Кор. 5:13), а в высшей степени разумность его учения и взглядов при­шла с Неба.

Экстремизм просто необходим, чтобы привести все в движение... Чудеса исцеления происходят, когда вера отвер­гает все доводы логики и не замечает никаких аргументов, основанных на "сбалансированном" учении. На самом деле в каждом чуде присутствует неординарность.

Где же тогда пролегает путь пятидесятнической истины, который допускает и позитивный экстремизм, и равновесие? Я могу лишь повторить: нам необходим экстремизм, чтобы привести все в движение, но нам нужен уравновешенный учи­тель, чтобы сохранить это движение в правильном направле­нии. Нам нужен экстремизм, чтобы могли происходить чудеса исцеления, но нам нужна сбалансированная разумность, чтобы сохранить здоровье. Нам нужен экстремальный запал, чтобы начать движение, но нам нужен отказ от экстремизма, что­бы сохранить его от саморазрушения. Только мудрость, прихо­дящая свыше, может дать нам совершенный синтез. Нужно быть пятидесятническим гением, чтобы знать, когда и где страдающее крайностью учение или метод можно выправить; а с другой стороны, где широкую колею истины можно сузить до крайности, чтобы сохранить силу и движение. Такого рода гении являются посланными Богом лидерами, появляющи­мися во времена пробуждения».