Дары служения должны приносить равновесие

 

Одним из пионеров пятидесятнического движения, кото­рый помог пятидесятникам утвердиться на прочном библей­ском основании, был англичанин Дональд Джи. Он открыто говорил о проблемах крайностей и перегибов и стал известен как «апостол баланса». Много лет назад мне посчастливилось встретиться с ним и послушать его проповедь. Я прочитал многие его статьи и книги; они все наполнены мудростью и откровением. Я люблю и уважаю его служение.

В 30-е годы Джи написал статью о дарах служения, чтобы привнести ясность и взвешенность в это учение.

«Приступая к изучению даров служения Христа, мы прежде всего поразимся их разнообразием.

Первый дар из списка — апостол, — по всей видимости, может исполнять любое из служений; есть также пророки, чье служение вдохновляется Богом и обращено к эмоцио­нальной стороне человеческой натуры; затем в противовес им появляются учителя, чье служение логично и обращено к человеческому интеллекту... Есть также евангелисты, чье служение совершается преимущественно вне Церкви; и пас­торы, чье служение предназначается прежде всего для Церк­ви, — они оба важны и достойны чести.

Такая концепция равновесия в служениях очень важна для эффективного наступательного служения за пределами церкви и для обеспечения возрастания самой Церкви. Мно­гие общины не видят ничего, кроме служения одного чело­века, от которого ожидают выполнения и евангелистского, и пасторского, и учительского, и пророческого служений. От одного человека ожидают, что он будет успешным евангелистом, прекрасным организатором, хорошим пастором, наве­щающим людей, компетентным учителем Библии, а также что у него будут дары исцеления и пророчества. Я удивля­юсь, что так много людей стараются хоть как-то приблизить­ся к таким нереальным требованиям. Обычно это сопряжено с колоссальным внутренним напряжением. В результате они никогда не реализуются в том служении, которое Бог дал им на самом деле.

В других общинах, похоже, вовсе нет желания видеть даже одного человека, исполняющего все необходимые Цер­кви служения. Они удовлетворяются лишь одним каким-то служением и не интересуются ничем другим. Например, не­которые общины и отдельные христиане не видят ничего, кроме евангелизма в его узком значении, и почти полностью игнорируют важность учения и учителей. С другой стороны, есть люди, пребывающие так много в библейском учении, что превращают Церковь в подобие библейской школы. При этом они совершенно игнорируют важность проповеди Евангелия неверующим. В обеих описанных общинах может совершенно отсутствовать пророческое служение. Там нет места дарам пророчества, языков и истолкования. В другую крайность впадают те, кто уделяет слишком много внимания именно этим дарам. Они не считают, что проповедник при­носит благословение и движется в Духе, если в его служении не проявляются постоянно эти дары. Они хотят, чтобы эти дары доминировали на каждом собрании. Во всех этих слу­чаях присутствует серьезная необходимость в балансе.

Нам необходимо ценить самые разные служения, данные Иисусом Церкви, и осознавать, что каждое из них важно для благополучия и роста Церкви. Часто приходится слышать, как учителя называют евангелистов поверхностными и эмо­циональными служителями; евангелисты же, в свою очередь, отзываются об учителях как о скучных и сухих людях. И евангелисты, и учителя сходны в том, что называют проро­ков фанатиками и экстремистами; пророки в ответ на это на­зывают служения своих братьев плотскими, хотя на самом деле это не так. Относиться подобным образом друг к другу недопустимо.

Действительно, в евангелизме встречаются крайности, ко­торые можно назвать поверхностностью. Есть и крайности в учении, которые можно охарактеризовать как труднодоступность и сухость. Можно на самом деле найти крайности в пророческом служении, которые подходят под определение фанатизма. Но от этого нельзя излечиться, подвергнув реп­рессиям эти служения, ибо так можно угасить Дух, что часто и происходило. Люди, сражаясь с ложными, ненужными и внушающими страх крайностями, уничтожали в то же время и истинное. Мы должны иметь ясное водительство от Духа, чтобы корректировать помазанные Духом служения. Божий план состоит в том, чтобы все служения, предназначенные Богом для Церкви, дополняли и корректировали друг друга, вос­полняли недостатки друг друга, исправляли перегибы. Пророк может передать вдохновение учителю, а учитель дать ста­бильность пророку; евангелист постоянно напоминает нам о погибающих без Евангелия грешниках; пастор показывает, что души нуждаются в заботе после того, как они были завое­ваны для Христа. Апостол же вдохновляет и показывает путь для новых завоеваний Церкви Иисуса Христа».

Спустя семьдесят лет эти слова по-прежнему актуальны для Церкви. На самом деле баланс в служениях жизненно ва­жен для Церкви.