ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ОПТИМИЗМА И.И. МЕЧНИКОВА

Великий русский ученый и врач, лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников (1845-1916) 15 лет жизни посвятил изучению проблемы продолжительности жизни человека. На эту тему он написал две замечательные книги: «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма».

После выхода работ Ильи Ильича прошло более ста лет, но они остается чрезвычайно актуальными для нашей страны. Актуальными, прежде всего потому, что по продолжительности жизни наша страна занимает далеко не первое место в мире. В 2009 году средняя продолжительность жизни россиян составила 69 лет (142 место в мире), в Архангельской области этот показатель ещё ниже – 66 лет.

И.И. Мечников считал, что преждевременная старость – это болезнь, которую можно и нужно лечить. Если же удастся с ней справиться, то продолжительность активной жизни людей может достигнуть 120 лет и выше. Мечникова интересует не только проблема биологической старости, но и проблемы смысла и предела человеческой жизни. Размышления ученого полезны тем, кто не ленится думать, искать, обобщать, работать над собой.

Одна из главных идей И.И. Мечникова – люди стареют раньше, чем должны, а между тем даже в 100 лет еще рано говорить о старости.

В «Этюдах оптимизма» Мечников подробно описывает клинические признаки старения у животных и людей, а также вспоминает известные факты о долгожителях (тех, кто прожил более 100 лет). Он рассматривает все существовавшие на то время гипотезы старения, проводит собственные исследования и приходит к выводу, что старость – это результат хронического и медленного самоотравления нашего организма.

Но ученого волнуют не только и не столько биологические основы старения, сколько социальные аспекты долгой и счастливой жизни. Он пытается дать ответ на вопрос «Следует ли пытаться продлить человеческую жизнь?». С точки зрения И.И. Мечникова – да, конечно. Но речь у него идет не просто о продлении жизни, а о сохранении активности. Длинная жизнь имеет смысл, только когда человек активен. И.И. Мечников предлагает несколько способов продления жизни. Ученый уверен, что эликсир от старости находится внутри человека. Он был совершенно согласен с 85-летним врачом Вебером, который так объяснял свою активность: умеренность в еде, в эмоциях, гигиена, физические упражнения, прогулки, в том числе на холмы, обтирание водой, физический и умственный труд, воздержание от вредных привычек и оптимизм. Итак, ответ на вопрос «Как продлить активную жизнь?» для И.И. Мечникова очевиден: каждый день есть продукты молочнокислого брожения жизнедеятельности кефирных грибков, молочнокислых стрептококков, ацидофилина. Сейчас многие так и делают: этот совет Мечникова полностью внедрен в жизнь современного человека. Фактически работы Мечникова – основа современного учения о про- и пребиотиках, которые широко используют и для лечения различных заболеваний. (Пробиотики – живые микроорганизмы, а пребиотики – вещества, стимулирующие рост «хороших» микроорганизмов.)

Другой важной составляющей активного долголетия И.И. Мечников считает оптимизм.

Оптимизм (от латин. optimus – лучший) – это взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. Оптимизм утверждает, что мир замечателен, из любой ситуации есть выход, все получится хорошо, все люди в общем хорошие.

Пессимизм (от лат. pessimum - наихудший, самое плохое) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Пессимизм в противоположность оптимизму, рассматривает в мире, прежде всего, его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным.

Оптимизм предполагает любовь к жизни, пессимизм, наоборот, утверждает, что жизнь – это зло, от которого следует искать избавления.

С годами у человека появляется способность наслаждаться простыми радостями жизни: улыбкой ребенка, красотой окружающего мира. Именно способность чувствовать жизнь «составляет настоящую основу философии оптимизма». Если в старости удается сохранить оптимизм, то человек сможет прожить дольше. Долгая жизнь, с точки зрения И.И. Мечникова дает возможность ощутить чувство удовлетворения жизнью.

Современные исследования полностью подтверждают высказывания И.И. Мечникова относительно роли оптимизма. Так, исследователи из Университета Питтсбурга (США) изучили уровень смертности и частоту хронических заболеваний среди участников исследования "Инициатива во имя здоровья женщин", которое, начиная с 1994 года, внимательно отслеживает более 100 000 женщин старше 50 лет. По мнению американских ученых, оптимисты живут дольше и ведут более здоровый образ жизни, чем пессимисты, что дает повод последним лишний раз поворчать. Смертность по любой причине среди оптимисток была на 14% ниже, чем среди пессимисток. Кроме того, смерть от болезней сердца у оптимисток наступала на 30% реже, чем у пессимистично настроенных участниц исследования.

Другое исследование, изучающее связь между оптимистическим стилем мышления и здоровьем касалось группы здоровых и успешных выпускников Гарварда. Сначала с помощью анкет был определен обычный для них уровень оптимизма и пессимизма. Через каждые пять лет эти люди подвергались тщательному медицинскому обследованию. Со временем их здоровье ухудшалось. Но, хотя в самом начале у всех было очень хорошее здоровье, с течением времени разбег между самым здоровым и наименее здоровым становился все больше и больше. Из 99 человек 13 умерли, не достигнув 60 лет. Результаты оказались ясными и недвусмысленными. В целом те исследуемые, которые с оптимизмом относились к неприятным событиям в свои 25 лет, позже оказались более здоровыми (после 40 лет), чем те, кто проявлял пессимизм. Эти преимущества были особенно заметными в промежутке от 40 до 45 лет. Группа пессимистов показала заметное ухудшение здоровья, которое нельзя было объяснить никакими другими изменениями.

Настрой на здоровье всегда значит очень много. Так что если мы хотим прожить дольше, нужно овладевать методиками положительного эмоционального самонастроя и применять их себе во благо.

Долгожители всегда настроены оптимистично и убеждены, что успешно справятся с болезнью. Пессимисты часто впадают в панику, «складывают руки», их ипохондрический настрой усугубляет течение болезни, что нередко приводит к печальному финалу.

Исследования И.И. Мечникова затрагивают и проблему нравственности. Казалось бы, каким образом нравственность связана с длительностью жизни? Мыслитель полагает, что «личная нравственность заключается в таком поведении, при котором может совершиться нормальный цикл жизни», заканчивающийся спокойной естественной смертью. Счастливым человек может быть лишь в том случае, если он стремится к ортобиозу.

Понятие «ортобиоз» имеет греческие корни: «орто» – прямой, правильный, «био» – жизнь. Ортобиоз означает здоровье, рациональный образ жизни, предполагающий заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, правильное питание, культуру общения и личную гигиену.

Искусство ортобиоза в том и состоит, что надо использовать полезности и уклоняться от вредностей. Иногда, читая подобные строки или слушая подобные лекции, молодые люди говорят: «Нам еще рано думать о долголетии. Доживем до седых волос или до отсутствия волос, тогда и займемся своим здоровьем, будем думать о продлении жизни». Разумеется, это – величайшее заблуждение. Ортобиоз и нужен-то в особенности тому, кто еще не успел существенным образом укоротить свою жизнь. Конечно, взяться за ум всегда полезно, но если мы начинаем исправлять свой образ жизни уже в пожилом возрасте, мы можем сделать не так уж много. Поэтому чем раньше, тем лучше.

И.И. Мечников отмечал, что следование правилам ортобиоза в высшей степени облегчает проявления высших способностей человеческой души.Он был глубоко убежден, что суть ортобиоза – обеспечить развитие человека, чтобы он достиг долгой, деятельной и бодрой старости. Ортобиз предполагает и нравственное здоровье. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих Евангельским духовным законам.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.