Бухгалтерский учет расходов, связанных с процессами банкротства
В процессе проведения процедур банкротства у предприятия-должника возникают расходы, напрямую не связанные с его основной деятельностью. В то же время при введении наблюдения или внешнего управления предприятие-должник продолжает функционировать, осуществляя свою основную деятельность. Поэтому появляется необходимость учитывать расходы, связанные с проведением процедур банкротства, а именно:
· расходы на созыв и проведение собраний кредиторов;
· вознаграждение арбитражному управляющему;
· расходы по хранению имущества (при решении арбитражного суда);
· расходы на уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
· расходы на включение сведений, предусмотренных Федеральным законом о банкротстве, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений;
· расходы, связанные с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним;
· судебные расходы, в том числе государственной пошлины;
· расходы на экспертизу;
· расходы на публикацию о торгах;
· расходы на проведение торгов;
· расходы на оплату услуг специализированных организаций, оценщиков, аудиторов, реестродержателя и прочие.
· расходы, связанные с конкурсным производством.
В соответствии с Законом о банкротстве многие виды расходов покрываются за счет реализации имущества предприятия-должника.
В целях достоверного учета расходов, связанных с процедурами банкротства и правильного исчисления налогов целесообразно такие расходы учитывать на отдельном счете «Расходы, связанные с процедурами банкротства» с открытием отдельных субсчетов в зависимости от видов расходов и источников их покрытия.
По дебету этого счета должны отражаться суммы понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами.
Списание расходов должно отражаться по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетом счетов – источников их покрытия:
- собственных средств предприятия (капиталов, целевых поступлений, прибыли отчетного года, нераспределенной прибыли);
- счетов 90, 91 или продажи предприятия.
Основной вопрос учета расходов, связанных с процедурами банкротства, связан с проблемами отнесения расходов и затрат на себестоимость продукции (работ, услуг), реализацию их или на счет собственных источников для правильного исчисления налогов.
В Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности подразделяются на:
· расходы по обычным видам деятельности;
· прочие расходы;
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам относятся также чрезвычайные расходы, понесенные вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и прочего.
Очевидно, что расходы, связанные с процедурами банкротства, относятся к прочим расходам, которые в соответствии с ПБУ 10/99 подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов, которые вызывают вопросы учета в условиях несостоятельности.