Плотность и температура замерзания смеси этиленгликоля и воды
Концентрация этиленгликоля, % | Плотность, г/см2 | Температура замерзания, °С |
26,4 | 1,0340 | –10 |
29,6 | 1,0410 | –14 |
34,2 | 1,0480 | –18 |
38,4 | 1,0533 | –22 |
42,2 | 1,0586 | –26 |
45,6 | 1,0627 | –30 |
48,2 | 1,0663 | –34 |
51,0 | 1,0696 | –38 |
53,6 | 1,0726 | –42 |
55,6 | 1,0753 | –46 |
58,0 | 1,0780 | –50 |
60,2 | 1,0803 | –54 |
62,2 | 1,0823 | –58 |
64,0 | 1,0843 | –62 |
64,8 | 1,0850 | –64 |
65,3 | 1,0855 | –65 |
66,0 | 1,0863 | –67 |
68,5 | 1,0888 | –66 |
70,8 | 1,0910 | –62 |
73,3 | 1,0937 | –58 |
75,8 | 1,0960 | –54 |
78,4 | 1,0983 | –50 |
81,2 | 1,1007 | –46 |
83,9 | 1,1033 | –42 |
86,9 | 1,1054 | –38 |
90,0 | 1,1077 | –34 |
93,0 | 1,1096 | –30 |
95,0 | 1,1105 | –26 |
96,4 | 1,1110 | –22 |
97,0 | 1,1116 | –20 |
Срок службы жидкости «Тосол» А-40 установлен 3 года или 60 тыс. км пробега. При малых годовых пробегах нецелесообразно использовать старую заправку охлаждающей жидкости, так как начинается коррозия внутренних поверхностей охлаждающей системы.
В процессе эксплуатации антифриз изменяет свои свойства: увеличивается склонность к пенообразованию, увеличивается коррозионная активность, агрессивность при воздействии на резину. Качество антифриза можно контролировать по его плотности и добавлять до необходимой плотности воду или концентрат. Это делается с помощью специального стеклянного прибора – денсиметра, имеющего точно такое же устройство, как прибор для определения жирности молока (лактомер) или содержания этилового спирта (спиртомер). В денсиметре шкала двойная и показывает одновременно плотность охлаждающей смеси и температуру замерзания. Если набрать в стеклянный мерный цилиндр 100 мл охлаждающей жидкости и погрузить в нее денсиметр, то по шкале можно определить эти показатели, а затем установить объем воды (чаще) или концентрата, добавленных до необходимых величин плотности и температуры кристаллизации. Далее соответственно рассчитать, сколько воды (или концентрата) надо добавить к антифризу, работающему во всем объеме охлаждающей системы автомобиля. Охлаждающая жидкость «Лена» имеет близкие к «Тосолу» свойства, однако менее корродирует металлы.
Охлаждающие жидкости зарубежного производства обладают более высокими эксплуатационными качествами, чем российские (особенно с учетом большого количества фальсифицированной продукции, поступающей на отечественный рынок). Это касается и коррозионной активности, и срока службы зарубежных антифризов, и обеспечивается химической чистотой этиленгликоля и качеством присадок. Высокими качествами отличаются антифризы, производимые ВР, Техасо, Unosal, SСТ и сертифицированные к применению основными автомобильными фирмами. Обычно антифризы зарубежного производства продаются в виде концентратов, и следует придерживаться рекомендаций по их разбавлению водой (указаны интервалы рабочих концентраций этиленгликоля) и периодичности замены.
Срок службы антифриза можно продлить с помощью специальных средств, которые восстанавливают эксплуатационные свойства антифриза. Существуют также добавки, устраняющие протечки системы охлаждения, снижающие коррозию, образование накипи.
Следует уточнить вопросы терминологии. Первоначально под антифризом понимали жидкость с низкой температурой замерзания, которую использовали в охлаждающей системе автомобилей. Одна из таких жидкостей получила техническое название «Тосол». Затем тосолами стали называть просто охлаждающие жидкости, а антифризами – жидкости с улучшенными эксплуатационными свойствами (или концентраты) импортного производства. В современной технической литературе и рекламе термины «тосол» и «антифриз» чаще всего употребляются именно в таком смысле.