Характеристики тормозных жидкостей
Показатель | БСК | «Нева» | «Томь» | «Роса» | ГТЖ-22М |
Кинематическая вязкость, мм2/с: | |||||
при –40°С, не более | не регл. | ||||
при +50°С, не менее | – | ||||
при 100°С, не менее | 5,5 | 1,9 | |||
Температура кипения, °С, не ниже: | |||||
«сухой» жидкости | |||||
«увлажненной» жидкости | не регл. | не регл. | |||
Увеличение объема резины, % | 5–10 | 2–8 | 2–8 | 2–8 | – |
Жидкость БСК выделяет кристаллы при температуре около –20°С, поэтому неприменима при низких температурах. Остальные тормозные жидкости сохраняют работоспособность до –40, –45°С, а ГТЖ до –60°С. При температурах ниже –40°С допускается добавление 18–20 % этилового спирта к жидкостям «Томь» и «Нева». При сохранении способности к работе до –60°С такая смесь имеет низкую температуру кипения и не обеспечивает герметичности уплотнений.
Вообще же качество отечественных тормозных жидкостей недостаточно высокое (не выше класса ДОТ-3), и только «Роса» приближается к современным требованиям международных стандартов (класс ДОТ-4 стандарта FMVSS 116).
Высококачественную продукцию, которая соответствует международным стандартам безопасности (классы ДОТ-4, ДОТ-5, ДОТ-5.1 упомянутого стандарта), на синтетической или полусинтетической основе выпускают наиболее известные фирмы-производители: ВР, Shell, Техасо, Castrol и др. Все синтетические тормозные жидкости (кроме ДОТ-5) полностью совместимы при смешивании. Это позволяет избежать нарушений в работе тормозной системы вследствие ошибок при применении тормозных жидкостей.
Срок службы тормозной жидкости рекомендуется производителем, обычно дается с запасом, и составляет 3–4 года или определяется пробегом. В руководстве по эксплуатации автомобиля смену рекомендуется производить через 1,5–2 года. Однако в любом случае следует после пробега 40–50 тыс. км проверить работоспособность тормозной системы, а после 5 лет эксплуатации или 125 тыс. км пробега заменить гибкие шланги.