Образцы поведения: обряды, обычаи, традиции.

Обряд –это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Обычай -воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки т.д. Обычаи - неписаные правила поведения.

Традиции -элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

Культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

Субкультуране отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ. В России существует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных и возрастных группах (молодежная субкультура).

В современных условиях происходит «глобализация» культур – разрушение самоизоляции отдельных традиционных культур и их взаимопроникновение.

Культура в обществе выполняет ряд функций:

1. Познавательная – выступает как способ, метод ценностного освоения действительности;

2. Практическипреобразовательнаяопределяет содержание и направленность практической деятельности людей;

3. Коммуникативная функциякультуры выражается в её способности обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей.

4. Функция социализациисостоит в том, что, благодаря культуре, осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. В результате происходит формирование личности и подготовка к выполнению социальных ролей.

5. Регулятивная функциякультуры выражается в том. Что она формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид. На основе общепринятых идеалов происходит оценка поведения личности, его осуждение или одобрение. Культура посредством этой функции репрессирует, подавляет те формы поведения, которые противоречат общественной морали, закону.