Присадки к моторным маслам

 

Введения присадок существенно изменяют свойства базовых масел и улучшают эксплуатационные свойства моторных масел, как это было показано в предыдущих разделах.

Роль некоторых присадок рассмотрена выше, однако эти присадки составляют только часть комплекса присадок, которые обеспечивают набор необходимых эксплуатационных качеств. Вообще роль присадок к маслам исключительно важна, и эксплуатационные свойства моторного масла и его назначение определяются количеством и эффективностью присадок. Поэтому целесообразно не просто перечислить их, но и дать представление о функциях каждого типа присадок.

По действию присадки можно разделить на следующие группы:

Вязкостные. Улучшают вязкостно-температурные свойства масел, в основном уменьшают степень изменения вязкости с изменением температуры, так что при отрицательных температурах они подобны зимним, а в области высоких температур – летним.

Депрессорные (депрессанты). Понижают температуру застывания масел.

Моющие (детергенты). Уменьшают и предотвращают образования отложений.

Диспергирующие (дисперсанты). Удерживают загрязняющие примеси в масле в мелкодисперсном состоянии и предотвращают образование шлама.

Антиокислительные. Препятствуют образованию в работающем масле продуктов окисления, в том числе агрессивных.

Противокоррозионные. Образуют на поверхности деталей защитные пленки, предохраняющие металл от коррозии, или нейтрализуют коррозионно-активные вещества.

Противоизносные и противозадирные. Снижают износ контактирующих при трении поверхностей деталей, предупреждают разрушение металла (задиры) при высоких нагрузках.

Антифрикционные. Улучшают антифрикционные свойства масел, уменьшая износ деталей в 1,3–1,5 раза и расход топлива на 3–5 %. В качестве этих присадок к маслам чаще всего используют соединения молибдена. Такие соединения вводятся в виде дисперсий, для чего составляются композиции, включающие стабилизирующие (то есть удерживающие соединения молибдена в масле в виде суспензии) вещества, ингибиторы коррозии (ее развитие возможно под воздействием антифрикционной добавки), другие компоненты.

Противопенные. Предотвращают образование пены в двигателе. Образование пены нарушает нормальную подачу масла и работу двигателя. В качестве таких присадок используют в основном кремнийорганические соединения, которые плохо растворяются в масле, а при разрушении образуют диоксид кремния, обладающий сильными абразивными свойствами. По этим причинам противопенные присадки вводятся в очень небольших количествах (0,002–0,005 %).

Как правило, каждая группа присадок выполняет несколько функций, то есть присадки являются многофункциональными. В настоящее время в продаже появились высокоэффективные (отечественные и импортные) присадки, выполняющие 2–3 функции или обладающие почти всем комплексом функций. Введение добавок в свежее моторное масло при смене масла и фильтров обеспечивает значительное улучшение технических и экономических показателей при эксплуатации автомобиля.

Следует упомянуть и еще об одном типе присадок, которые в отечественной практике пока и выпускаются, и используются ограниченно – о восстанавливающих присадках. При добавлении в масло таких присадок протекают специфические химические и физико-химические процессы, и изношенные детали восстанавливаются. Восстанавливающие присадки в основе своей имеют сложные химические соединения, содержащие ионы металлов, которые и образуют новые слои на изношенных частях трущихся поверхностей.