Токсичность бензинов и продуктов их сгорания

 

Бензины являются токсичными жидкостями, так как токсичны углеводороды, входящие в их состав. Кроме того, бензины и их пары чрезвычайно пожаро- и взрывоопасны. Бензины способны проникать в организм через кожу, органы дыхания и пищеварительный тракт, поэтому необходимо строго выполнять требования техники безопасности при выполнении любых операций и любых видов работ с бензином.

Токсичные вещества могут образовываться и при сгорании бензинов. Они входят в состав отработавших газов: оксид углерода СО, оксид серы SO2, оксиды азота NxOy, альдегиды, канцерогенные вещества, а также соединения свинца при использовании этилированных бензинов. Содержание вредных веществ в отработавших газах определяется типом и конструкцией двигателя, его техническим состоянием, режимом работы, составом топлива и масел. Снижение токсичности отработавших газов достигается за счет регулировки работы двигателя, работой на обедненных смесях (a = 1,05–1,15), применением каталитических нейтрализаторов (конвертеров).

Применение конвертеров является обязательным на всех марках и моделях автомобилей. С помощью этих устройств снижается выброс вредных веществ с отработавшими газами за счет реакций, протекающих с участием катализаторов:

- дожигание несгоревших углеводородов

СmHm + O2 ® CO2 + H2O (2)

- нейтрализация оксидов азота

NxOy ® N2 + O2 (3)

- дожигание моноксида углерода

СО + O2 ® СO2 (4)

Каталитические нейтрализаторы, к сожалению, никак не влияют на содержание оксидов серы. К тому же они легко «отравляются» (то есть теряют свою каталитическую активность) при выбросах с отработавшими газами соединений металлов, что предъявляет определенные требования как к составу примесей в бензинах, так и к составу применяемых присадок.

Продукты сгорания автомобильных топлив являются одной из основных причин загрязнения воздушного бассейна. По этой причине предельное содержание токсичных примесей в отработавших газах регламентировано соответствующими документами Европейского союза (ЕС), и они постоянно ужесточаются в соответствии с европейскими экологическими программами.

В ЕС экологические требования к автотранспорту представлены двумя документами – нормами по выбросам автомобилей и стандартами на топлива Европейского комитета по нормализации (таблица 2.3,4).

Таблица 2