Основная часть анкеты

Последовательность вопросов, раскрывающих содержание тем:

Блок 1 (Вступительные вопросы - заинтересовать и расположить респондента к сотрудничеству, постепенно включить его в работу)

*Вопросы для получения фактической, событийной инфор­мации, индифферентной для респондента.

* Здесь не место для острых и сложных вопросов, а также для паспортички.

Блок 2 (Основная информация темы исследования)

*Вопросы для выяснения оценок респондентами социальных явлений.

*Вопросы относительно мотивов поступков, линии поведения респондентов.

*Острые, престижные, интимные для респондентов вопросы (в конце блока).

Блок 3 (Контрольные вопросы для уточнения и углубления полу­ченной информации)

• Закрытые несложные вопросы, завершающие тематику бло­ка.

• Несложные открытые вопросы.

• Контрольные вопросы по тематике блока 2.

Заключительная часть анкеты (паспортичка) Статус личности респондента по званию, должности, обра­зованию, возрасту, семейному положению и т.д.

Основными видами анкетных вопросов по формевысту­пают открытыеи закрытые.В открытыхвопросах после тек­ста социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Закрытым вопросомназывается в том случае, если на него в анкете приводится полный набор варианта ответов.

Интервьюирование- это метод проведения социологических опросов в виде целенаправленной беседы.

Наблюдение- это целенаправленное восприятие, обуслов­ленное исследовательской задачей, прямая регистрация всех фактов, относящихся к изучаемому объекту. Это изучение объ­екта в процессе деятельности. Наблюдение характеризуется: систематичностью, планомерностью,

целеустремленностью.

Документомв социологии называется специально создан­ный предмет, предназначенный для передачи и хранения ин­формации.

Контент-анализ- это анализ содержания массовой совокуп­ности текстов с использованием стандартизированных измери­тельных, статистических процедур с целью получения их объек­тивных количественных характеристик.

Обработкой социологической информации называютматематико-статистическое преобразование данных, которое дела­ет их компактными, пригодными для анализа и интерпретации, обработка информации строится на теории вероятности, к кото­рой примыкает процедура эмпирического обобщения,в осно­ве которой лежит индукция (индукция- умозаключение от фактов к некоторой гипотезе).

Статистический вывод - это индуктивное обобщение, по­строенное на основе математической обработки и обобщения некоторого множества единиц исследования.

Вывод, полученный после обработки анкет и анализа данных, называется количественным, а логический и теоретико-гипотетический - качественным.

Используя компьютерные технологии, можно представлять полученные результаты в виде диаграмм, гистограмм, графиков и т.п.

При определении методов сбора информации социолог должен учитывать следующее:

1)ни один метод не является универсальным,

2)надежность метода обеспечивается соблюдением правил его при­менения,

3)оперативность и экономичность исследования не должны обес­печиваться в ущерб ачеству данных.

Социологическое исследование завершается анализом и обработ­койполученных данных. Существуют как количественные, так и ка­чественные методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических исследований. К количественным мето­дам относятся: группировка, расчет коэффициентов корреляции, фак­торный анализ. Качественными методами анализа и обобщения явля­ются типологизация, моделирование и создание теорий.

Для того, чтобы правильно использовать полученные социологические данные, необходимо учитывать важные методологические положения:

♦ характер оценки и интерпретации социологических данных
большей частью уже предопределен на стадии концептуального офор­мления исследования, когда выяснились качественные характеристи­ки изучаемого явления;

♦ интерпретация и логическая обработка полученных данных за­висят от глубины знания исследователем объекта и предмета;

♦ большое значение для интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя.