Становление социологии как науки. О.Конт и Э.Дюркгейм.
Как самостоятельная наука социология появилась в 30-х-начале 40-хг.г. Х1Х века в Европе. Процесс превращения социологии в самостоятельную науку можно разделить на три периода:
1. предыстория социологии, когда социальная мысль не существовала самостоятельно, а в рамках социальной философии;
2. возникновение социологии как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и метод;
3. классический периодпризнания социологии как самостоятельной науки, когда были разработаны основные научные концепции, позволяющие объяснить природу социальных явлений.
Проблемы общества интересовали мыслителей в течение многих веков. В период античностипервое полное представление об обществе дали Платон(«О государстве», «Законы») и Аристотель( «Политики»). Платон разработал учение о социальной стратификации и выделил три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне. Аристотель выделяет богатый слой (плутогратия), средний класс и лишенный собственности класс.
В средние векаисследования общества носили теологический характер.
Главное достижение эпохи Возрождения и Реформации– обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе. В работе итальянского мыслителя Николло Макиавелли«Государь» общество анализируется сквозь призму поведения политического лидера.
В Новое время в общественной мысли широкое распространение получили идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов(Вольтер, Дидро, Кант).
Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях. Он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии». Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя и выдвинутого им закона о трех стадиях интеллектуального развития человека:
- теологической (господство религиозного мировоззрения);
-метафизической (разрушение старых верований и связанного с ними общественного порядка). Эта эпоха породила революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократии, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества;
- позитивной (Х1Х в.) – характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, развитием промышленности. Н а место традиционной религии приходит позитивизм, проповедывающий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству.
Вторым стал закон о разделении и кооперации труда,согласно которому социальные чувства объединяют людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия.
Главными методами изучения общества Конт считал наблюдение, сравнение и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.
Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику (изучает социальные связи, явления общественного строения)и социальную динамику(рассматривает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное, умственное развитие человечества).
Социология, по мнению Конта, должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. Заслуга Конта в том, что он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития, определил социологию как особую науку.
Э.Дюркгеймво многом опирался на позитивистскую концепцию О.Конта, при этом выдвинул принципы новой методологии:
1) натурализм –установление законов общества аналогично установлению законов природы;
2) социологизм –социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.
Социология должна изучать социальные факты, которые оказывают на человека принудительное воздействие ( обычаи, язык, верования, денежная система). Общество – совокупность фактов сознания, которые воспринимаются людьми как их собственные. В основе развития общества лежит закон возрастающего многообразия форм деятельностикак отражение нарастающего многообразия потребностей людей. Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого.
Общественное разделение труда приводит к социальной солидарностилюдей, которая является главным фактором интеграции людей в общество. В основе социальной солидарности – коллективные представления. Дюркгейм выделяет два типа солидарности:
1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;
2) органическая солидарность, основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.
Дюркгейм считал, что причина социальных конфликтов,классовой борьбы в не приспособленности индивидов к их профессиональным ролям и нарушении правил справедливого обмена благами и ресурсами, что разрушает социальную солидарность. Отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивида приводит к социальной патологии, которую составляют все формы девиантного поведения.