Влияние различных факторов на экологичность автомобиля.

Экологичность автомобиля неразрывно связана с его топливной экономичностью. Чем меньше автомобиль расходует топлива, тем незначительнее выброс отработавших газов и токсичных веществ.

1. Тип двигателя. Наиболее экологичными являются двигатели, работающие на сжатых и сжиженных газах. В отработавших газах этих двигателей содержится меньше в среднем в 4,5 раза оксидов углерода, в 1,6 раза – оксидов азота и в 1,3 раза – углеводородов по сравнению с бензиновыми двигателями. Дизели экологичнее бензиновых двигателей. В их отработавших газах содержится меньше оксидов углерода в 30 раз, оксидов азота – в 1,3 раза и углеводородов – в 10 раз, однако в 6 раз больше сажи. По уровню создаваемого шума дизели менее экологичны.

2. Техническое состояние двигателя.

  • Поддержание дизеля в технически исправном состоянии позволяет снизить выброс ядовитых веществ в среднем на 35% и уменьшить его дымление.
  • При нарушении регулировки работы карбюратора на холостом ходу выброс оксида углерода увеличивается в 2–3 раза, углеводородов – в 2-2,5 раза и альдегидов – в 1,5 раза.

3. Вентиляция картера двигателя. Ядовитые вещества, выбрасываемые автомобилями в окружающую среду, - это отработавшие газы (65%), картерные газы (20%), состоящие из горючей смеси и продуктов сгорания, и пары топлива (15%). Автомобили с закрытой (замкнутой) системой вентиляции картера двигателя более экологичны, чем с открытой.

4. Топливо.

· Применение бензина с меньшим октановым числом по сравнению с рекомендуемым заводом-изготовителем автомобиля приводит к более сильному загрязнению воздуха.

· Дизельное топливо с повышенным цетановым числом (более 45) обеспечивает уменьшение выброса с отработавшими газами углеводородов и оксидов азота, а также более мягкую и бесшумную работу двигателя.

· Газообразное топливо (метан, бутан, пропан-бутан и др.) более экологично, чем бензины и дизельное топливо.

5. Нейтрализаторы. Нейтрализаторы, содержащие в качестве катализаторов оксиды меди, хрома, никеля, марганца и др., значительно снижают токсичность отработавших газов по оксидам углерода и по углеводородам.

6. Режим движения. При равномерном движении (в условиях города 20% времени работы автомобиля) загрязнение окружающей среды отработавшими газами наименее значительно. При торможении автомобиля двигателем содержание альдегидов в отработавших газах увеличивается в 10 раз. При разгоне (в условиях города 40% времени движения автомобиля) токсичность отработавших газов возрастает, а при движении в режиме разгон-накат количество выбрасываемых ядовитых веществ может быть меньше или больше, чем при установившемся движении автомобиля.

7. Квалификация водителя. При работе в одинаковых условиях (тип дороги, автомобиля и т.п.) у водителе разной квалификации разница в расходе топлива автомобилем составляет 20%.