Синхронизирующие объекты ОС

Рассмотренные способы синхронизации, основанные на глобальных переменных процесса, обладают существенным недостатком – они не подходят для синхронизации потоков различных процессов. В таких случаях ОС должна предоставлять потокам системные объекты синхронизации, которые были бы видны для всех потоков, даже если они принадлежат разным процессам и работают в разных адресных пространствах.

Примерами таких синхронизирующих объектов являются системные семафоры, мьютексы, события, таймеры и др. Набор таких объектов определяется конкретной ОС. Чтобы разные процессы могли разделять синхронизирующие объекты, используются различные методы. Некоторые ОС возвращают указатель на объект. Этот указатель может быть доступен всем родственным процессам, наследующим характеристики общего родительского процесса. В других ОС процессы в запросах на создание объектов синхронизации указывают имена, которые должны им быть присвоены. Далее эти имена используются различными процессами для манипуляций объектами синхронизации. В этом случае работа с синхронизирующими объектами подобна работе с файлами. Их можно создавать, открывать, закрывать, уничтожать.

Для синхронизации могут быть использованы такие объекты ОС, как файлы, процессы и потоки. Все эти объекты могут находиться в двух состояниях: сигнальном и несигнальном – свободном. Смысл, вкладываемый в понятие "сигнальное состояние", зависит от типа объекта. Так, например, поток переходит в сигнальное состояние, когда он завершается. Процесс переходит в сигнальное состояние, когда завершились все его потоки. Файл переходит в сигнальное состояние, когда завершается операция ввода-вывода для этого файла. Для остальных объектов сигнальное состояние устанавливаются в результате выполнения специальных системных вызовов. Приостановка и активизация потоков осуществляется в зависимости от состояния синхронизирующих объектов ОС.

Потоки с помощью специального системного вызова (Wait (X), где Х – указатель на объект синхронизации) сообщают операционной системе о том, что они хотят синхронизировать свое выполнение с состоянием объекта Х. Системный вызов, с помощью которого поток может перевести объект синхронизации в сигнальное состояние, назовем Set(X).

Поток, выполнявший системный вызов Wait(X), переводится операционной системой в состояние ожидания до тех пор, пока объект Х не перейдет в сигнальное состояние. Поток может ждать сигнального состояния не одного объекта, а нескольких. Может случиться, что установки некоторого объекта в сигнальное состояние ожидают несколько потоков.

Синхронизация тесно связана с планированием потоков. Во-первых, любое обращение потока к системному вызову Wait(X) приводит к переводу его в очередь ожидающих потоков, а из очереди готовых потоков выбирается и активизируется новый поток.

Во-вторых, при переходе объекта в сигнальное состояние (в результате выполнения некоторого потока – системного или прикладного) ожидающий этот объект поток переводится в очередь готовых к выполнению потоков. Таким образом, в обоих случаях происходит перепланирование потоков, в том числе изменение их приоритетов и квантов времени, если это предусмотрено в ОС.

Круг событий, с которыми потоку может потребоваться синхронизировать свое выполнение, не исчерпывается завершением потока, процесса или операции ввода-вывода. Поэтому в ОС имеются и другие, более универсальные объекты синхронизации, такие как события (event), мьютекс (mutex), системный семафор и др.

Мьютекс (mutex – сокращение от mutual exclusion – взаимное исключение) – упрощенный семафор, не способный считать; он может управлять лишь взаимным исключением доступа к совместно используемым ресурсам или кодам. Реализация мьютекса полезна в случае потоков, действующих только в пространстве пользователя.

Объект "событие" обычно используется не для доступа к данным, а для того, чтобы оповестить другие потоки о том, что некоторые действия завершены.

Сигналы дают возможность задаче реагировать на события, источником которого может быть ОС или другая задача. Синхронные сигналы чаще всего приходят от системы прерывания процессора и свидетельствуют о действиях процесса, блокируемых аппаратурой, например, делении на нуль, ошибке адресации, нарушении защиты памяти и т.д. Примером асинхронного сигнала является сигнал с терминала. Во многих ОС предусматривается оперативное снятие процесса с выполнения (Ctrl + Break) для выработки сигнала ОС и направления его процессу.

Обработка сигналов аналогична обработке аппаратных прерываний ввода-вывода. Сигналы обеспечивают логическую связь между процессами, а также между процессами и пользователями (терминалами). Поскольку посылка сигнала предусматривает знание идентификатора процесса, взаимодействие посредством сигналов возможно только для членов группы процессов, состоящей из родительского и дочерних процессов. Процесс может послать сигнал всей своей группе за один системный вызов.

Другим средством взаимодействия процессов является канал (труба) – псевдофайл, который может использоваться для связи двух процессов. Когда процесс А хочет отправить данные процессу В, он пишет их канал, как если бы это был выходной файл. Процесс В читает данные из канала, как если бы он был входным файлом. Подобное средство взаимодействия используется в операционной системе UNIX.

Почтовые ящики, используемые в Windows 2000, в некоторых аспектах подобны каналам, однако в отличие от каналов являются однонаправленными. Они позволяют отправляющему процессу использовать широкое вещание для рассылки сообщений сразу многим получателям.

Для прямой и непрямой адресации достаточно двух примитивов, чтобы описать передачу сообщений по линии связи – send и receive. В случае прямой адресации их можно обозначать так:

send(P, message) – послать сообщение message процессу P;

receive(Q, message) – получить сообщение message от процесса Q.

В случае непрямой адресации мы будем обозначать их так:

send(A, message) – послать сообщение message в почтовый ящик A;

receive(A, message) – получить сообщение message из почтового ящика A.

Примитивы send и receive уже имеют скрытый от наших глаз механизм взаимоисключения. Более того, в большинстве систем они уже имеют и скрытый механизм блокировки при чтении из пустого буфера и при записи в полностью заполненный буфер. Реализация решения задачи producer-consumer для таких примитивов становится тривиальной. Надо отметить, что, несмотря на простоту использования, передача сообщений в пределах одного компьютера происходит существенно медленнее, чем работа с семафорами и мониторами

Сокеты (ОС Windows 2000) подобны каналам с тем отличием, что они при нормальном использовании соединяют процессы на разных компьютерах. Например, один процесс пишет в сокет, а другой на удаленной машине читает из него. В принципе, сокеты можно использовать для соединения процессов на одной машине, но это связано с большими накладными расходами.

Вызов удаленной процедуры (Remote Procedure Call, RPC) представляет собой способ, которым процесс А просит процесс В вызвать процедуру в адресном пространстве процесса В от имени процесса А и вернуть результат процессу А.

Наконец, процессы могут совместно использовать памяти для одновременного отображения одного и того же файла. Все, что один процесс будет писать в этот файл, будет появляться в адресном пространстве других процессов. С помощью такого механизма легко реализовать общий буфер, применяемый в задаче производителя и потребителя. Запись в этот файл одного из процессов мгновенно становится видной остальным.