ВИДЫ ТРЕНИЯ. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При относительном перемещении одного тела по другому между ними возникает трение движения. Причины трения: срезание (скалывание) выступов соприкасающихся поверхностей и молекулярное взаимодействие этих поверхностей в точках контакта. На преодоление трения затрачивается механическая энергия, которая преобразуется в теплоту, в результате чего детали нагреваются. Изнашивание трущихся деталей и выделение теплоты — вот основные явления, вызываемые трением движения. В зависимости от характера относительного перемещения деталей трение движения может быть двух типов: скольжения и качения. Если между трущимися поверхностями нет смазочного материала, то возникает трение без смазочного материала, а при наличии между этими поверхностями любого смазочного материала — трение со смазочным материалом. Смазочный материал вводят на поверхности трения для уменьшения силы трения и интенсивности изнашивания. При введении смазочного материала трение между

твердыми поверхностями (сухое) заменяется трением между частицами (молекулами) смазочного материала. Когда трущиеся поверхности деталей полностью разделены жидким смазочным материалом, смазывание называют жидкостным. Если же смазывание поверхностей частичное, его называют полужидким.

Н. П. Петров, разработавший теорию жидкостной смазки, установил, что вал, находящийся в состоянии покоя опирается на подшипники и зазора между соприкасающимися поверхностями вала и подшипника нет При вращении вала первые слои масла, прилипшие к его поверхности, увлекают за собой следующие. Пришедшие в движении частицы масла под действием сил трения между слоями перемещаются из широкой части зазора в узкую — клиновую В результате этого в области масляного слоя с наименьшим зазором увеличивается давление, под действием которого вал как бы всплывает и лежит на масляной подушке. С ростом относительной скорости перемещения поверхностей вал стремится занять центральное положение в подшипнике и зазор увеличивается. Несущая способность масляного слоя и его толщина возрастают с повышением вязкости масла, увеличением скорости движения трущихся поверхностей и уменьшением нагрузки на эти поверхности. Однако с увеличением вязкости масла и скорости движения поверхностей возрастают и потери на трение в самом смазочном материале. При выдавливании масла из зазора между деталями на их поверхности остается тончайший слой масла, который силами молекулярного притяжения прочно связан с поверхностью деталей. В этом случае при относительном движении между поверхностями возникает граничное трение. Все смазочные материалы, применяемые в автомобилях, делят на жидкие и пластичные, а по назначению — на моторные и транс-

миссионные масла, пластичные смазки. В обозначении моторного масла (например, М-8А) первая буква указывает на его назначение (М — моторное); цифра — на кинематическую вязкость масла в (сантистоксах) при 100 °С; вторая буква — группу масла. В зависимости от эксплуатационных свойств для моторных масел установлено шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е. Масло группы А рекомендуется для нефорсированных двигателей; Б—для малофорсированных; В—для среднефорсированных; Г—для высокофорсированных двигателей. Масла групп Д и Е используют для специальных двигателей. В каждой группе есть масла различного класса вязкости (6; 8; 10; 12 и т.д.). Смазочная система служит для подвода масла к трущимся поверхностям деталей.

Классификация. В зависимости от условий работы деталей и механизмов двигателя смазочный материал к ним может подводиться несколькими способами: под давлением, капельно (разбрызгиваемым маслом) и масляным туманом. В современных двигателях применяют комбинацию различных способов подвода масла к трущимся поверхностям сопряженных деталей. Такая смазочная система называется комбинированной.

Под давлением масло от масляного насоса подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам опорных шеек распределительного вала, осям коромысел и верхним наконечникам штанг. В отдельных конструкциях под давлением смазываются втулки верхней головки шатунов и поршневые пальцы.

Разбрызгиванием и масляным туманом смазываются кулачки распределительного вала, нижние наконечники штанг, направляющие втулки клапанов, механизмы вращения выпускных клапанов, зубчатые колеса механизма газораспределения.