Индикаторная диаграмма, диаграмма фаз газораспределения. Фазы газораспределения.
При рассмотрении рабочих циклов двигателей условно принято, что открытие и закрытие клапанов происходит в момент нахождения поршня соответственно в в.м.т. и н.м.т. В действительности клапаны открываются с опережением и закрываются с запаздыванием относительно мертвых точек, что необходимо для улучшения наполнения цилиндров свежим зарядом и лучшей очистки их от отработавших газов. Моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в углах поворота коленчатого вала, называют фазами газораспределения. Их изображают в виде круговых диаграмм.
Рассмотрим общую диаграмму фаз газораспределения четырехтактного карбюраторного двигателя. Впускной клапан открывается в точке А с опережением на угол а, т. е. до прихода поршня в в.м.т. Вследствие этого в начале движения поршня к н.м.т. впускной клапан уже достаточно открыт и наполнение цилиндра свежим зарядом улучшается. Закрывается впускной клапан в точке Б с запаздыванием на угол 8, т.е. после прохождения поршня через н.м.т. Все это время свежий заряд за счет большой скорости движения (60...120 м/с) по инерции заполняет цилиндр.
Выпускной клапан открывается в точке Т1 до прихода поршня в н.м.т., т. е. с опережением на угол у. При этом поршень движется вниз, а отработавшие газы уже начинают выходить из цилиндра за счет перепада давления в цилиндре и атмосфере. Закрывается выпускной клапан в точке Д с запаздыванием на угол (3, т. е. после в.м.т.) В этом случае происходит отсос газов через выпускной трубопровод.
Таким образом, в результате открытия выпускного клапана с опережением и закрытия его с запаздыванием улучшается очистка цилиндров от отработавших газов. Анализируя диаграмму, видим, что в течение некоторого времени, за которое коленчатый вал поворачивается на угол а + (3, открыты оба клапана: впускной и выпускной. Этот период называют перекрытием клапанов.
Фазы газораспределения двигателей рассматриваемых в учебнике автомобилей даны в таблице. Эти расчетные значения фаз действительны при соответствующих зазорах между стержнем клапана и бойком коромысла) или между рычагом привода клапана и кулачком на холодном двигателе.