Индикаторная диаграмма, диаграмма фаз газораспределения. Фазы газораспределения.

При рассмотрении рабочих циклов двигателей условно принято, что открытие и закрытие клапанов происходит в момент нахождения поршня соответственно в в.м.т. и н.м.т. В действительности клапаны открываются с опережением и закрываются с запаздыванием относительно мертвых точек, что необходимо для улучшения наполнения цилиндров свежим заря­дом и лучшей очистки их от отработавших газов. Моменты откры­тия и закрытия клапанов, выраженные в углах поворота коленча­того вала, называют фазами газораспределения. Их изображают в виде круговых диаграмм.

Рассмотрим общую диаграмму фаз газораспределения четырех­тактного карбюраторного двигателя. Впускной кла­пан открывается в точке А с опережением на угол а, т. е. до прихо­да поршня в в.м.т. Вследствие этого в начале движения поршня к н.м.т. впускной клапан уже достаточно открыт и наполнение ци­линдра свежим зарядом улучшается. Закрывается впускной кла­пан в точке Б с запаздыванием на угол 8, т.е. после прохождения поршня через н.м.т. Все это время свежий заряд за счет большой скорости движения (60...120 м/с) по инерции заполняет цилиндр.

Выпускной клапан открывается в точке Т1 до прихода поршня в н.м.т., т. е. с опережением на угол у. При этом поршень движется вниз, а отработавшие газы уже начинают выходить из цилиндра за счет перепада давления в цилиндре и атмосфере. Закрывается вы­пускной клапан в точке Д с запаздыванием на угол (3, т. е. после в.м.т.) В этом случае происходит отсос газов через выпускной тру­бопровод.

Таким образом, в результате открытия выпускного клапана с опережением и закрытия его с запаздыванием улучшается очистка цилиндров от отработавших газов. Анализируя диаграмму, видим, что в течение некоторого времени, за которое коленчатый вал по­ворачивается на угол а + (3, открыты оба клапана: впускной и вы­пускной. Этот период называют перекрытием клапанов.

Фазы газораспределения двигателей рассматриваемых в учеб­нике автомобилей даны в таблице. Эти расчетные значения фаз действительны при соответствующих зазорах между стержнем клапана и бойком коромысла) или между рычагом привода клапана и кулачком на холодном двигателе.