Доказательство и дискуссия

Роль доказательства в научном познании и дискуссиях сводится к подбору достаточных оснований (аргументов) и показу того, что из них с логической необходимостью следует тезис доказательства.

 

Правила ведения дискуссии можно показать на примере провидения диспута. Диспут позволяет рассматривать, анализировать проблемные ситуации, развивает способность аргументировано отстаивать свои знания, свои убеждения.

 

Диспуты могут быть спланированы заранее или возникать экспромтом (в походе, после просмотра кинофильма и т.д.). В первом случае заранее можно прочитать литературу, подготовится, преимущество второго – в эмоциональном отношении его участников к обсуждаемому предмету. Очень важно выбирать тему диспута, она должна звучать остро и проблематично. Например, можно избрать такие темы: «Твои идеалы»; «Самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации – как воспитываешь ты у себя это умение?»; «Вопрос к самому себе: «Что сегодня полезного дал я людям?»; «Только ли ты один имеешь право распоряжаться собой?» и др.

 

 

В ходе диспута надо поставить 3 – 4 вопроса, но таких, чтобы на них нельзя было дать однозначных ответов. Вот, например, какие вопросы предлагаются к теме диспута «Твои принципы – отстаиваешь ли ты их?»:

 

1. Быть принципиальным – что это значит?

2. Что, по – твоему, больше помогает в жизни: осторожное благоразумие или беспощадная прямота?

3. Принципиальность, такт, чуткость – как это соотнести?

 

Диспуты требуют значительной подготовки. В процессе подготовки мнения учащихся выявляются путем анкетирования, их ответы изучаются и обобщаются. Учащиеся заранее изучают рекомендованную учителем литературу.

 

При подготовке сами учащиеся составляют «Правила диспута», например такие:

 

- Прежде чем спорить, продумай главное, что ты хочеш доказать.

 

- Если ты пришел на диспут, обязательно выступи и докажи свою точку зрения.

 

- Не повторяй того, что до тебя уже было сказано.

 

- Не размахивай руками, не повышай тона, лучшее доказательство – точные факты, железная логика.

 

- Уважай того, кто с тобой спорит: постарайся ничем не обидеть, не оскорбить товарища, покажи, что ты не только силен в споре, но и воспитан.

 

Эти правила лучше изложить в ярком красочном плакате, который извещал бы о предстоящем диспуте и вывешивался за 1 – 2 дня до него.

 

Во время диспута руководитель не должен перебивать выступающих. Заключительное слово не может сводиться ни к морализированию, ни к попыткам рассудить спорящих; следует подчеркнуть коллективные находки и те выводы, к

 

 

которым пришли самостоятельно, а также поставить вопросы для дальнейшего обсуждения.

 

Искусство ведения спора называют эристикой (от греческого – спор), так же называется и раздел логики, изучающие приемы спора. Существуют различные виды диалога: спор, полемика, дискуссия, диспут, бесед, дебаты, свара, прения и др.

 

Для того чтобы дискуссия, спор были плодотворными, т.е. могли достигнуть своей цели, требуется соблюдение определенных условий.

Прежде всего должен существовать предмет спора – некоторая проблема, тема, к которой относятся утверждения участников дискуссии. Если такой темы нет, спор оказывается беспредметным, он вырождается в бессодержательный разговор. Должна существовать реальная противоположность спорящих сторон, т.е. стороны должны придерживаться противоположных убеждений относительно предмета спора. Если нет реального расхождения позиций, то спор вырождается в разговор о словах, т.е. оппоненты говорят об одном и том же, но используя при этом разные слова, что и создает видимость расхождения. Необходима также некоторая общая основа спора, т.е. какие – то принципы, положения, убеждения, которые признаются обеими сторонами. Если нет ни одного положения, с которым согласились бы обе стороны, то спор оказывается невозможным. Требуется некоторое знание о предмете спора: бессмысленно вступать в спор о том, о чем ты не имеешь ни малейшего представления. К условиям плодотворного спора относится также способность быть внимательным к своему противнику, умение выслушивать и желание понимать его рассуждения, готовность признать свою ошибку и правоту собеседника. Только при соблюдении перечисленных условий дискуссия или спор могут привести к обнаружению истины или выявлению ложности, к согласию или к победе истинного мнения.

 

 

Спор – это не только столкновение противоположных мнений, но и борьба характеров. Приемы, используемые в споре, разделяются на допустимые и

 

 

недопустимые (т.е. лояльные и нелояльные). Когда противники стремятся установить истину или достигнуть общего согласия, они используют только лояльные приемы. Если же кто – то из оппонентов прибегает к нелояльным приемам, то это свидетельствует о том, что его интересует только победа, добытая любыми средствами. С таким человеком не следует вступать в спор. Однако знание нелояльных приемов спора необходимо: оно помогает людям разоблачать их применение в конкретном споре. Иногда их используют бессознательно или в запальчивости. В таких случаях указание ни использование нелояльных приемов служит дополнительным аргументом, свидетельствующим о слабости позиции оппонента.