Научные направления.

Такие структурные подразделения в педагогике, обозначаемые как научные направления, получают свою специфику через выделение некой центральной (ключевой) категории, посредством которой объясняются основные явления действительности.

Научное направление возникает как утверждение некой категориальной идеи, относительно которой предлагается рассматривать различные явления, либо в различных контекстах выделять аспект, соответствующий данной идее. Например: идея выделения и рассмотрения ценностных аспектов педагогических явлений вызвала к жизни педагогическую аксиологию как научное направление.

По существу, основанием для выделения конкретного научного направления выступает отграничение предметной области исследований, выделение в предмете педагогической науки достаточно конкретный и относительно узкий аспект, на изучение которого и направляются усилия ученых. Такой аспект может быть обозначен в виде центрального понятия, вокруг которого выстраивается своеобразная система научных знаний. Например: понятия «инновация», «инновационная деятельность» обозначили предмет «педагогической инноватики» (С.Д.Поляков, Н.Р.Юсуфбекова и др.), зародившейся как научное направление сравнительно недавно; понятия «проектирование», «проект» позволяют развивать как одно из направлений педагогики «педагогическое проектирование» (В.Е.Радионов, Е.С.Заир-Бек); понятие «качество» (качество образования, качество деятельности) и его оценка становятся во главу угла в таком научном направлении, которое было названо «педагогическая квалиметрия» (А.И.Субетто); понятия «результативность и эффективность деятельности» становятся основанием для развития «педагогической праксеологии» (Е.В.Титова и др.); и т.п.

Как и любая другая научная структура научные направления обретают свой статус не путем декларативных объявлений, а накоплением определенного массива научной информации, актуальность которой должна быть признана как наукой, так и практикой. Вместе с тем для становления научного направления немаловажное значение имеет его обозначение в наименовании.

Как правило, новые научные направления возникают в результате привнесения (переноса) в педагогику подходов и категорий из других научных дисциплин - философии, методологии, социологии, этики и др. Категориальная идея, по «оси» которой развивается научное знание в рамках педагогики, обозначается в наименовании научного направления чаще всего с добавлением прилагательного «педагогическая», что указывает на привязку специфического предмета исследований к объектной области педагогики и на интегративный характер добываемых знаний. К числу утвердившихся в составе педагогики научных направлений на современном этапе можно отнести следующие: педагогическая аксиология, педагогическое проектирование, педагогическая инноватика и др..

Существующие научные направления различаются степенью своей развитости. Можно говорить о более развитых, более выраженных научных направлениях и менее развитых, только что зарождающихся, наметившихся. К числу последних можно отнести, например, такое научное направление как «педагогическая праксеология», ведущими категориями которого выступают «результативность и эффективность деятельности», «способы оптимального осуществления деятельности»

Очевидно, одним из признаков развитости (выраженности) того или иного научного направления можно считать частоту обращения конкретных исследований к его ведущей категории. Скажем, чем чаще и разноаспектнее будет обращение исследователей к проблеме результативности педагогической деятельности, тем шире и интенсивнее будет развиваться педагогическая праксеология как научное направление педагогики.

Научные направления как структурные элементы педагогики в процессе своего развития могут со временем превратиться в более или менее оформленные научные области с четко очерченным предметом и сложившимися методологическими основаниями. Дальнейшее их развитие сможет привести уже к созданию внутри педагогики (или ее отраслей) конкретных научных дисциплин.

Развитие многих направлений в науке связано с деятельностью научных школ.