РАМА (ШАССИ) КОЛЯСКИ

 

Рама боковой прицепной коляски мотоциклов КМЗ трубчатая, сварная, с рычажной пружинно-гидравлической подвеской колеса, имеет конструктивные различия у мотоциклов рассматриваемых нами моделей в зависимости от наличия привода на колесо коляски.

На рис. 59 показана рама коляски, применяемая на мотоциклах К-750М, К-650 и МТ-9. Она состоит из двух поперечных труб, передней и задней, к которым впритык приварены две продольные трубы такого же сечения. Стыки труб для прочности усилены фигурными косынками. Несущий рычаг 2 подвески колеса коляски установлен в гнездах 3, приваренных к правой продольной и к передней поперечной трубам рамы, на резиновых втулках 4 сайлент-блоков. В разрезном наконечнике несущего рычага двумя болтами зажимается ось 5 колеса коляски, а к проушине наконечника крепится нижний шарнир пружинно-гидравлического амортизатора 6. Верхним шарниром амортизатор подвешен к кронштейну опорной дуги 7, приваренной к правой продольной трубе рамы.

Для предупреждения ударов подвески при резких толчках на правой продольной трубе рамы под опорной дугой 7 установлен ограничитель 8 хода рычага с двумя резиновыми буферами, ограничивающими ход несущего рычага. Устройство и работа пружинно-гидравлического амортизатора, взаимозаменяемого с амортизаторами задней подвески мотоциклов, описаны выше.

Колесо коляски имеет грязевой щиток, который крепится четырьмя болтами к проушине опорной дуги, к концевому кронштейну правой продольной трубы рамы и к кронштейну передней трубы у опор несущего рычага.

 

Рис. 59. Рама коляски безпроводной конструкции: 1 - передняя труба рамы; 2 - несущий рычаг; 3 - гнездо рычага; 4 - втулка сайлент-блока; 5 - ось колеса коляски; 6 - пружинно-гидравлический амортизатор; 7 - опорная дуга; 8 - ограничитель хода; 9 - коленный рычаг задней точки крепления коляски; 10 - кронштейны рессоры; 11 - упор ограничителя; 12 - правая продольная труба рамы; 13 - левая продольная труба рамы; 14 - задняя труба рамы; 15 - резиновая рессора

Рама (шасси) коляски, устанавливаемая на моделях мотоциклов, имеющих привод на колесо коляски (МВ-750, МВ-750М и МВ-650), по своей конфигурации и устройству значительно отличается от описанной выше и невзаимозаменяема с ней.

Особенности ее конструкции определяются не только заменой несущего рычага колеса коляски корпусом редуктора, вмещающего в себя механизмы привода колеса, но и наличием поперечного карданного вала привода, передающего крутящий момент от дифференциала главной передачи к редуктору колеса коляски.

 

Рис. 60. Рама коляски мотоцикла приводной конструкции: 1 - передняя труба рамы; 2 - несущий рычаг редуктора; 3 - гнездо рычага; 4 - средняя труба рамы; 5 - буфер отбоя несущего рычага редуктора; 6 - пружинно-гидравлический амортизатор; 7 - правая опорная дуга; 8 - левая дуга рамы; 9 - коленчатый рычаг задней точки крепления коляски; 10 - кронштейн рессоры; 11 - резиновая рессора; 12 - правая продольная труба рамы; 13 - левая продольная труба рамы; 14 - задняя труба рамы
Рис. 61. Переднее крепление кузова коляски к раме: 1 - передняя труба рамы коляски; 2 - хомут крепления; 3 - резиновая подушка переднего крепления коляски; 4 - стяжной болт с гайкой и пружинной шайбы; 5 - пол коляски

Рама коляски приводных моделей, показанная на рис. 60, состоит из трех поперечных труб и двух продольных труб такого же сечения, приваренных к передней и средней поперечным трубам.

Средняя и задняя поперечные трубы рамы соединены между собой фасонными конструкциями, состоящими из двух верхних и двух нижних трубчатых дуг.

На правом (по ходу) дуговом кронштейне устанавливается пружинно-гидравлический амортизатор колеса коляски, а левый кронштейн дает возможность угловых перемещений поперечного карданного вала привода и защищает его от возможных повреждений.

Маятник редуктора на раме коляски устанавливается аналогично несущему рычагу подвески, описанному выше. Он устанавливается в таких же гнездах, на резиновых втулках сайлент-блоков. Левая цапфа маятника выполнена как одно целое с ним, а правая цапфа съемная и крепится в разрезном гнезде с помощью двух стяжных болтов.

Грязевой щиток колеса коляски крепится аналогично на дуге кронштейна и у опоры маятника редуктора.

Ограничитель хода рычага на раме коляски с приводным механизмом не устанавливается. Вместо него имеется буфер 5 отбоя.

 

Рис. 62. Резиновая рессора и ограничитель заднего крепления кузова коляски к раме: 14 - задняя труба рамы коляски; 15 - упор ограничителя; 16 и 17 - болты крепления; 18 - пол кузова коляски; 19 - усилитель; 20 - стержень ограничителя; 21 - резиновые буфера (остальные обозначения те же, что и на рис. 60)

Кузов коляски присоединяется к трубам рамы коляски с помощью узлов, унифицированных для всех моделей мотоциклов КМЗ. Он крепится на передней поперечной трубе рамы (рис.61) с помощью двух хомутов с резиновыми подушками, обеспечивающими известную эластичность соединения и возможность угловых колебаний кузова относительно передней трубы.

Амортизация кузова на раме обеспечивается двумя резиновыми рессорами, аналогичными рессорам седел мотоциклов.

Рессоры установлены на специальных кронштейнах 10 (рис. 62), приваренных к задней поперечной трубе рамы, и крепятся к ним боковыми болтами. Поскольку рессоры на кронштейнах задней трубы рамы повернуты на угол 180º, нижний болт используется для крепления днища кузова, имеющего поперечную выемку, соответствующую профилю рессоры, с приваренными снизу усилителями.

Во избежание разрыва рессор при сильном подбрасывании кузова на ухабах на задней трубе рамы, в промежутке между кронштейнами, рессор, установлен специальный ограничитель хода, состоящий из стержня 20, проходящего сквозь отверстие упора 15, приваренного к задней поперечной трубе рамы, и двух резиновых буферов 21, надетых на стержень 20, которые, доходя до упора 15, ограничивают подъем кузова вверх и предохраняют рессоры от разрыва.