Многофакторные (синтетические) теории управления

В отличие от подходов к управлению, ставящих в центр задачи или человека, или администрирование (управленческую деятельность), для «синтетических» учений характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, тесно связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. Для данных учений характерен системный подход к организации, который рассматривает ее как многоплановое явление, связывающее в органичное целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее. Все эти учения исходят из многомерности организации и управления ею, из необходимости учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. Все данные учения в большей или меньшей мере исходят из наличия так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей.

Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Их суть в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Данные теории дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. Для этого :

1) управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации;

2) к управлению должен быть выбран соответствующий подход , который бы в наибольшей степени соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации;

3) управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации; 4) управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

«7-S» – популярная системная концепция. Ключевыми ее составляющими являются: стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалификация, разделенные ценности.

Теория «Z»: долгосрочный наем кадров; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; медленная оценка кадров и их умеренное продвижение; неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках.