Физическое и нервно-психическое развитие ребёнка
Период молочных зубов охватывает возраст от 1 года до 7 лет:
А) преддошкольный (от 1 года до 3 лет)
Б) дошкольный (от 4 до 7 лет).
Мы уже знаем, что для оценки физического развития детей основными показателями являются вес, масса тела, рост, длина тела, окружность головы и груди, а также общее состояние. После года вес прибавляется медленнее. В течение 2-го года вес ребёнка увеличивается на 2,5-3,5 кг, на 3-м году – на 1,5-2 кг. В последующие годы (до 7-8 лет) темпы нарастания сохраняются почти на одном уровне, незначительно уменьшаясь с возрастом. Ориентировочно вес ребёнка после года можно определить по следующей формуле:
вес ребёнка в год (9,5 – 10 кг) + 2n,
где n – число лет ребёнка,
2 – среднегодовая прибавка веса в кг.
Можно также пользоваться формулой:
5 лет М = 20 кг
- 2 кг + 3 кг
т.е. на каждый недостающий до 5 лет год отнимать от 20 кг по 2 кг, а на каждый последующий после 5 лет год – прибавлять по 3 кг.
За 2-й год жизни прибавка роста = 11 см, за 3-й – 8 см.
Для приблизительного определения роста детей после года предложена формула:
М = 75 + (5´n) см,
где n – число лет ребёнка,
5 – средняя прибавка роста за один год жизни,
75 – рост годовалого ребёнка.
Можно также использовать формулу:
5 лет р = 110 см
- 8 см + 6 см
т.е. на каждый недостающий до 5 лет год отнимать от 110 см по 8 см, а на каждый последующий после 5 лет год - прибавлять по 6 см.
Первый период вытяжения наблюдается у ребёнка в возрасте 5-6 лет, второй – в возрасте 11-12 лет.
До 7 –летнего возраста окружность груди превышает окружность головы примерно на столько, сколько лет ребёнку. За весь второй год прирост окружности груди составляет 2,5 -–3 см, за 3-й год – 1,5-2 см.
За 2-й год окружность головы увеличивается на 2 см, за 3-й – на 1 см.
В дальнейшем окружность головы нарастает ещё более медленно, а после 6 лет увеличивается всего на 5-6 см.
В период от 2 до 7-8 лет рост головного мозга замедляется и в последующем вес его изменяется незначительно. После рождения образуются новые мелкие борозды и извилины. Особенно энергично этот процесс совершается в первые пять лет, что приводит к увеличению общей поверхности полушарий головного мозга. Для клеток коры головного мозга процесс созревания нервных клеток завершается к 18-20 месяцам. В продолговатом мозге – к 7 годам.
На 2 – 3-ем году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К двум годам словарный запас ребёнка должен состоять примерно из 200 слов.
Нужно помнить, что речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно с ребёнком разговаривать правильно.
1-й год жизни является подготовительным периодом для развития у ребёнка активной речи. В возрасте 1-1,5 лет ребёнок понимает много слов, но сам говорит мало. Возраст 1,5-2 года очень важный и «видный» в становлении речи, т.к. именно в этом возрасте происходит резкий скачок в её развитии.
2-2,5 года – это возраст, относительного покоя в развитии речи. Речь остается приблизительно на уровне конца второго года. 2,5-3 года малыш свободно пользуется речью. Активный словарь к 3-м годам достигает 1200-1300 слов. Происходит в полном смысле слова взрыв развития речи. Малыш говорит почти не закрывая рта, строит сложные предложения.
К двум годам жизни кости ребёнка по своему строению приближаются к костям взрослого человека.
В 2 года голова составляет 1/5 длины его тела, в 6 лет – 1/6;
К 3-4 годам жизни появляется более или менее постоянная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной - лишь к 12 годам. Начиная с 6-7 лет, у девочек наблюдается большее развитие таза в ширину.
К концу второго или в начале 3-го года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.
Количество зубов у ребёнка до 2 лет рассчитывается по формуле:
X = П – 4,
где П – количество месяцев;
Х – количество зубов.
В 6-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Смена зубов происходит в том же порядке, как они прорезывались. Заканчивается смена зубов к периоду полового созревания. Постоянных зубов – 32.
В возрасте 1-3 лет ребёнок постепенно овладевает основными естественными движениями, свойственными человеку (ходьба, лазание, бросание и т.д.)
Вначале 2-года дыхание становится смешанным; с 8 лет – различие: у мальчиков – брюшной; у девочек – грудной.
Число дыханий в 1 минуту у детей в возрасте 2-3 лет 25-30 в 1 минуту; 5-6 лет – около 25 в 1 минуту, в старшем возрасте – 15-20 в 1 минуту.
Легкие находятся в постоянном развитии в течение всего детства – происходит увеличение объема легких и дифференцирование легочной ткани. Бронхи узкие. Правый бронх шире левого.
Нарастание массы сердца за весь период детства идет неравномерно. Наиболее энергично сердце растет в первые 2 года жизни. Первоначальный вес его 20-25 гр. удваивается к концу первого года и утраивается к 2-3 годам. В дошкольном возрасте рост сердца замедляется. У детей первые 1½ - 2 лет жизни сердца расположено поперечно и более высоко. После двух лет сердца начинает приобретать косое положение.
Пульс у детей этого возраста более частый, чем у взрослого. Чем моложе ребёнок, тем пульс чаще:
2 года – 100-120 в 1 минуту
3 года – 100-110 в 1 минуту
4-5 лет – 80-100 в 1 минуту
6-7 лет – 70-100 в 1 минуту
Артериальное давление у ребёнка ниже, чем у взрослого.
АД максимальное после года определяется по формуле:
АДmax. = 80 + 2П, где П – число лет
Адmin. = от ½ до 2/3 максимального АД.
У ребёнка раннего возраста кроветворение происходит во всех костях, но уже с 4-х лет красный костный мозг начинает в некоторых костях перерождаться в жёлтый жировой.
Кровь у ребёнка старше года:
Эритроциты – 4,5´10 12/л,
Гемоглобин – 130 –140 г/л
Лейкоциты – 4-6´109
Тромбоциты – 200-300´109/л
СОЭ – 5-10 мм/час.
В лейкоцитарной формуле постепенно нарастает количество нейтрофилов и уменьшается количество лимфоцитов.
В возрасте 5-7 лет происходит второй физиологический перекрест между нейтрофилами и лимфоцитами.
После года желудок из горизонтального (до 1 года) принимает более вертикальное положение. Сфинкер входной части его недоразвит.
Секреторные железы выделяют желудочный сок, содержащий все ферменты. Как у взрослого, но меньшей активности.
Кишечник относительно длиннее, чем у взрослого. Слизистая его более нежная и обильно снабжена кровеносными сосудами.
Печень – самый крупный орган ребёнка. До 6-8 лет развитие печеночных клеток ещё не закончено.
У детей до 7 лет печень может выступать из подреберья на 1,0-2,0 см. С 7 лет нижний край печени не пальпируется. Печень ребёнка функционально незрела.
Дольчатое строение почек (эмбриональное) исчезает к 2 годам.
Плотность мочи ниже, чем у взрослого: до 2 лет 1003-1005, после 2 лет 1009-1016. Вместимость мочевого пузыря у новорождённых детей – 50 мл., к году- увеличивается в 4 раза, к 9-10 годам достигает 600-900 мл.
Чем моложе ребёнок, тем число мочеиспусканий больше. У новорождённых – 20-25 раз в сутки; у детей 2-3 лет – 10 раз; в дошкольном возрасте – 6-7 раз в сутки.
Количество мочи до 10 лет определяется по формуле:
Дсут = 600 + 100 (П-1),
где 100 – среднесуточное количество мочи в 1 год;
П – число лет.
Лимфатические узлы относительно большие, функционально незрелы (недостаточно выражена их защитно-барьерная функция).
Зобная железа – тимус - вилочковая железа вырабатывает лимфоциты. После рождения происходит нарастание веса и дифференцировка этой железы и к 8 –летнему возрасту она достигает своего предела, с 9 лет вилочковая железа подвергается обратному развитию (инволюции), паренхимия её постепенно замещается жировой тканью.
Гормон роста гипофиза в первые 5 лет жизни занимает относительно меньшее значение; только около 6-7 лет становится заметным влияние этого гормона.
В данном периоде ребёнок очень подвижен, любознателен, он находясь среди взрослых и детей, знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Игра в жизни ребёнка – это средство развития и познания жизни. Игра способствует развитию речи, вниманию, памяти и т.д. В игре возникают и оформляются основные хватательные движения, ходьба, лазание и др. Важное значение имеют игрушки, которые ребёнок должен видеть после 1-го месяца жизни. На 2-ом году жизни ребёнок начинает ощущать потребность в игре с другими детьми и подражать им. Для детей этого возраста нужны легко моющиеся игрушки, а также яркие, простые по содержанию картинки для рассматривания. Игра для ребёнка на 3-м году должна быть более разнообразной и сложной (рисование, лепка, игра с песком, водой, кукольная одежда, разрезные картинки). В этом возрасте необходимо приучать ребёнка к аккуратности и бережному отношению к игрушкам. В процессе игры ребёнок усваивает необходимые и доступные этому возрасту трудовые навыки. Особенно важно для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и создание всех условий для правильного режима в связи с повышенной чувствительностью к неблагоприятным влияниям окружающей среды. Среди детей преддошкольного возраста наибольшее распространение имеет ряд инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия, корь, коклюш, в/оспа, дизентерия, гепатит, грипп. ОРВИ и другие). Это объясняется частым общением детей с окружающими, вследствие чего повышается возможность заражения, а также тем, что к этому времени дети уже утрачивают врожденный иммунитет.
В этом возрасте ещё довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта.
Туберкулез у детей этого возраста чаще проявляется в виде тубинтоксикации, которая возникает только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании, ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.
В дошкольном возрасте организм ребёнка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета. Ребёнок всё теснее соприкасается с бытом взрослых и подвергается их воздействию. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие любознательности, отсутствия опыта и нередко недостатка надзора. Правильная организация среды и детского коллектива, введение в процесс игры элементов общественности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.
По уровню своего интеллектуального развития ребёнок к концу периода «молочных зубов» должен быть готов к поступлению в школу.
Перед поступлением в школу важно своевременно выявить и провести коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей, определить степень их готовности к обучению. Определение готовности к обучению в школе проводится в детской поликлинике по медицинским и психофизиологическим критериям.
К медицинским критериям относят уровень биологического развития, состояние здоровья в момент осмотра, острую заболеваемость за предшествующий год. Зрелость ребёнка оценивается психофизиологическими критериями: качеству звукопроизношения, ряду специальных тестов. Первое обследование осуществляется осенью за год до поступления детей в школу. Ребёнку проводится психофизиологическое исследование, его осматривают узкие специалисты: оториноларинголог, офтальмолог, психоневролог, хирург-ортопед, стоматолог, педиатр. Детям с отклонениями в состоянии здоровья назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Детям, признанным не готовыми к школе при первом обследовании, в мае-апреле проводится повторный медицинский осмотр.
Ребёнку проводят общий анализ крови и мочи, исследование кала на яйца глистов и все необходимые профилактические прививки, определяется группа для занятий физическим воспитанием, группа здоровья, даются рекомендации для медработников школ, занося все сведения в индивидуальную карту школьника (ф.026/у-80), которую выдают на руки родителям для предъявления в школу.
Минимальное количество детей с первично выявленной патологией свидетельствует об эффективности диспансеризации в дошкольном возрасте.