Инвестиционный фонд Российской Федерации
Современная инвестиционная политика государства реализуется в деятельности Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее Фонда), образованного в конце 2005 г. и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Он представляет собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства.
Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются: для реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации; для реализации инновационных проектов, создания и (или) реконструкции объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений; а для финансирования подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения (составление конкурсной документации и мероприятия по подготовке территории строительства ̶ выкуп земельного участка и разработку проектной документации на объекты капитального строительства, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений); для реализации региональных инвестиционных проектов.
Порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, этапы и процедура отбора проектов, основные требования к представленной документации и проведению контроля и мониторинга хода реализации проектов определяются Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. № 134.
Главная цель использования средств Фонда – поддержка приоритетных для государства и регионов конкретных инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной или энергетической инфраструктур государственного или муниципального значения, без которых эти проекты не могут быть реализованы.
Инвестиционные проекты, получающие государственную поддержку за счет бюджетных ассигнований Фонда, должны относиться к приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации или отдельных субъектов Российской Федерации, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, концепцией совершенствования региональной политики Российской Федерации и другими документами стратегического планирования.
Отбор инвестиционных проектов осуществляется исходя из показателей финансовой, бюджетной, экономической и социальной эффективности проектов, что позволяет оценивать вклад проектов в улучшение важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: рост внутреннего валового (регионального) продукта, дополнительные доходы в бюджетную систему Российской Федерации, повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте, повышение доступности и качества услуг населению. Проекты Фонда отбираются в рамках публичной процедуры, предусматривающей их рассмотрение на Инвестиционной комиссии по проведению отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, с последующим отбором на Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, и утверждением паспортов проектов распоряжениями Правительства Российской Федерации.
В рамках деятельности Фонда осуществляется тесное взаимодействие с институтом развития – государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». По ряду региональных инвестиционных проектов (например, «Чистый Дон») Внешэкономбанк выступает в качестве кредитной организации, предоставляющей заемные средства для реализации проекта. Внешэкономбанк выступает также в качестве соинвестора по инвестиционному проекту, имеющему общегосударственное значение, ̶ «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Кроме того, Внешэкономбанк осуществляет функции финансового консультанта Правительства Российской Федерации, в рамках которых готовит заключения на предмет соответствия проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, количественным критериям эффективности.
Одной из проблем, затрудняющих достижение поставленных перед Фондом целей, является несовершенство нормативной базы, регулирующей деятельность Фонда.
Инвестиционные проекты, имеющие общегосударственное значение. Правительство Российской Федерации утвердило на 01.01.2010 г. 20 инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, для реализации которых предоставляется государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда в объеме более 320 млрд рублей (на 1 рубль средств Фонда привлекаемые средства инвесторов составляют около 2 рублей).
Региональные инвестиционные проекты. В июне 2008 г. в соответствии с поручением Президента Российской Федерации была начата работа по поддержке за счет бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда Российской Федерации региональных инвестиционных проектов. В целях выполнения поручения Президента утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2008 г. №468 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. №134». В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации была введена новая категория проектов Фонда – региональные инвестиционные проекты, установлены требования к структуре проектов и определен порядок рассмотрения заявок на финансирование региональных инвестиционных проектов.
С сентября по декабрь 2008 г. в Минрегион России поступило 52 заявки более чем от 30 субъектов Российской Федерации на предоставление государственной поддержки за счет средств Фонда для реализации региональных инвестиционных проектов.
Общая стоимость этих проектов – около 190 млрд руб., в том числе: общая сумма запрашиваемых средств Фонда – около 28 млрд руб., объем инвестиций за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 12 млрд руб., частных инвесторов – около 150 млрд рублей.
Из указанных региональных инвестиционных проектов 16 получили поддержку за счет бюджетных ассигнований Фонда. Их общая стоимость составила 88,09 млрд руб., в том числе средства Фонда – около 11 млрд. руб., средства частных инвесторов – более 70 млрд рублей.
В течение 2009 г. в Минрегион России поступило 53 заявки более чем от 30 субъектов Российской Федерации на предоставление государственной поддержки за счет средств Фонда для реализации региональных инвестиционных проектов.
Общая стоимость этих проектов – около 173 млрд руб., в том числе: общая сумма запрашиваемых средств Фонда – около 29,3 млрд руб., объем инвестиций за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 14 млрд руб., частных инвесторов – около 130 млрд. рублей.
Из указанных региональных инвестиционных проектов 7 одобрено Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. Их общая стоимость составляет 16,3 млрд руб., в том числе средства Фонда – около 2 млрд рублей.
В результате реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, и региональных инвестиционных проектов возникает мультипликативный эффект,
В частности, целью инвестиционного проекта, имеющего общегосударственное значение, «Строительство железнодорожной линии Кызыл ̶ Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» является строительство опорной железнодорожной инфраструктуры, что позволит создать условия для реализации ключевого экономического фактора развития Республики Тыва ̶ разработки богатых месторождений полезных ископаемых. В результате реализации проекта ежегодные налоговые поступления в республиканский бюджет увеличатся в два раза, доходы федерального бюджета возрастут на 4 млрд рублей. Прогноз ВРП Республики Тыва на 2015 г. с учетом проекта составляет 58,7 млрд руб., что более чем в два раза больше прогнозируемого ВРП без учета проекта. С учетом мультипликативного эффекта от проекта прогноз ВРП – 95 млрд рублей. Кроме того, будут обеспечены потребности металлургической промышленности России в угле.
Целью регионального инвестиционного проекта «Индустриальный парк "Камские поляны" (Республика Татарстан) является развитие депрессивного региона, создание индустриального парка. Новая концепция развития поселка, где на протяжении ряда лет отмечается один из самых высоких в республике показателей безработицы, является составной частью общереспубликанской Концепции инновационной деятельности. Проект предполагает решение вопроса обеспечения занятости трудоспособного населения Камских полян за счет создания сети высокотехнологичных производств по переработке полимеров. Реализация данного проекта будет способствовать увеличению ВРП Республики Татарстан и обеспечит динамику её экономического роста. Интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта составит не менее 0,238%. Общие ожидаемые налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят 1160 млн руб. до 2017 года.
В 2010 г. одним из приоритетных направлений деятельности Инвестиционного Фонда стала поддержка региональных инвестиционных проектов, способствующих диверсификации экономики монопрофильных городов: от 34 субъектов РФ представлено более чем 270 проектов. Значительная часть таких региональных инвестиционных проектов направлена на развитие обрабатывающего производства, транспортной инфраструктуры, жилищного строительства, сельского хозяйства и других отраслей экономики
Краткая характеристика проектов Фонда. В целом реализация инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований Фонда, направлена на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации в части создания и развития объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры государственной собственности. Однако необходимо обозначить мультипликативный эффект, возникающий в результате реализации данных проектов.
1. Государственная поддержка инвестиционных проектов за счет средств Фонда стала катализатором активности частных инвесторов[1]:
по проектам, имеющим общегосударственное значение, на 1 рубль средств федерального бюджета привлекается 2,1 рублей частных инвесторов (минимальная доля участия частных инвесторов ̶ 25% от стоимости проекта, имеющего общегосударственное значение);
по региональным инвестиционным проектам – на 1 рубль регионального бюджета привлекается 5,6 рублей частных инвесторов (минимальная доля участия частных инвесторов ̶ 50% от стоимости регионального инвестиционного проекта).
2. По таким показателям как материалоемкость, масштабность и комплексность, проекты являются важным фактором в стимулировании внутреннего спроса на отечественную продукцию в целом.
3. В условиях мирового финансового кризиса проекты, поддерживаемые за счет средств Фонда, становятся важным инструментом повышения занятости: только в 2009 г. создано более 61 тыс. рабочих мест в 32 субъектах Российской Федерации по уже одобренным проектам.
Реализация проектов Фонда препятствует росту безработицы и падению производства, загружая имеющиеся производственные мощности в регионах, обеспечивая заказами проектные и строительные организации, увеличивая наполнение региональных и местных бюджетов, сохраняя покупательскую способность населения.
4. Реализуемые проекты существенно влияют на поступления в бюджетную систему. Так, суммы дополнительных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в связи с реализацией проектов в 2009 г. возросли, за 10-летний период они составят 257,7 млрд рублей. Вместе с тем 1 рубль средств федерального бюджета, направленных на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в рамках реализации региональных инвестиционных проектов, генерирует 2,78 рублей поступлений в региональный и местный бюджеты за 10-летний прогнозный период.
5. Инфраструктура, создаваемая государством в период ценового спада на строительные работы и материалы, станет залогом конкурентоспособности российской экономики в фазе посткризисного роста.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. №134.