ВВЕДЕНИЕ
Формирование политических партий, общественных движений и организаций в России не могло не иметь определенных особенностей. Они связаны со своеобразием всего исторического развития страны, этой и сегодня не разгаданной до конца загадкой. Не потому ли так часто звучат тютчевские строки: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». И все же в сложном и противоречивом процессе логического познания России нельзя не увидеть серьезных сдвигов, особенно в последнее время, В нем можно выделить две существенные подвижки. Ключевыми для советской историографии были указания на особую революционность освободительного движения в России, а также зрелость предпосылок длясоциалистической революции.
Заслуга представителей «нового направления», сформировавшегося в конце 50-х — начале 60-х годов, К.Н. Тарновского, П.В. Волобуева, заключалась в создании концепции особого типа капиталистической эволюции в России. Наша страна, по их мнению, принадлежала к так называемому «второму эшелону» мирового капитализма. В отличие от преимущественно эволюционного, органичного, медленного вызревания буржуазного уклада в странах «первого эшелона» (Англии, Франции, США, Германии — последняя не единодушно отнесена к данной категории), капитализм «второго эшелона» (Россия, Япония, Индия) является «догоняющим», развивается форсированно, т. е. в более сжатые строки. Значительную роль в определении характера этого капитализма играют внешние импульсы, т. е. влияние уже довольно зрелого к тому времени капитализма «первого эшелона». Методологическое значение данной концепции заключалось в том, что особенности исторического развития России в XIX—XX веках связывались не столько с уровнем развитости капиталистических отношений, сколько с их характером, типом, своеобразием. Она создавала основу для отхода от примитивных представлений о специфике отечественной общественной эволюции, более углубленной разработки проблем ее экономического, социального, политического, духовного развития. Данная концепция, упрочив сегодня свои позиции, явилась, в частности, и основой для определения особенностей складывания российской многопартийности. Именно с особым типом капиталистической эволюции России связывают авторы одного из первых в стране обобщающих трудов, посвященных истории политических партий, специфики их формирования. Мы полагаем, что они достаточно сгруппировали их, обратив внимание на:
а) более позднее по сравнению с Западной Европой вызревание предпосылок и условий создания политических партий;
б) богатую палитру политических течений, движений, партий;
в) иной порядок оформления политической структуры, начавшегося с создания пролетарских партий и завершившегося созданием либеральных партий [1].
Вместе с тем, серьезные сдвиги в исторической науке, появление новых концепций значительно расширяют основу для интерпретации (переосмысления) политической истории России в целом. Становится все более очевидным, что особенности формирования политической системы России нельзя объяснить только типом капиталистической эволюции. Необходимо брать во внимание целый комплекс специфических характеристик общественного развития России в пореформенный период, т. е. с 1861 года.
Во-первых, это характер социально-экономического развития России, который нельзя однозначно определить как капиталистический. С одной стороны, бесспорно наличие капиталистического уклада. И более того, получив мощный импульс благодаря реформам 60—70-х годов [2], он стал самой динамичной составной частью российской экономики. Именно на этой динамике, темпах развития капиталистических отношений делали акцент как официозные советские историки, так и во многом отдавали дань этой традиции представители «нового направления». Между тем, система аргументации последних и, прежде всего, К.Н. Тарновского, отражает и другую характеристику развития страны в XIX—XX веках, а именно: необходимость учета многоукладности экономики, т. е. переплетения докапиталистических, раннекапиталистических и развитых капиталистических отношений. Это было во многом следствием иного, чем в классических капиталистических странах, порядка формирования капитализма: промышленный переворот предшествовал аграрному, железнодорожный «бум» — промышленному перевороту; промышленный капитализм во многих отраслях «проскочил» ремесленную и мануфактурную стадии, приняв сразу форму крупного фабричного производства. Однако одной фиксации многоукладного характера экономики недостаточно. Важнее обратить внимание на переплетение и взаимовлияние различных социально-экономических укладов друг на друга. Но и это достаточно внешняя, механическая характеристика. Главным является характер этого взаимодействия укладов. Быстро развивающийся на «островках» экономики капитализм не столько стимулировал складывание более прогрессивного способа производства в масштабе страны, сколько консервировал архаические, феодальные и дофеодальные производственные отношения.
Таким образом, насколько очевидно наличие капиталистических отношений в России, настолько же спорным является вопрос о мере развития товарно-денежных отношений, а также о том, что же было, в конце концов, равнодействующей социально-экономического развития России на рубеже XIX— XX веков. Различные оценки располагаются в широком диапазоне, крайними полюсами которого являются, с одной стороны, признание России вполне развитой капиталистической страной, с другой — отказ считать сколько-нибудь значительным влияние капитализма на российское общество, которое при таком подходе воспринималось как непотревоженный архаический гигант. По авторитетному мнению Александра Ахиезера, общество в России до сих пор, т. е. почти столетие спустя, остается докапиталистическим [3]. Можно спорить с этим, видимо излишне категорическим определением. Бесспорно сегодня другое, а именно: историю образования политических партий в России невозможно понять с высокой степенью корректности, если связывать её только с капиталистическими отношениями. Общественные движения и политические организации формировались в обстановке необычайно пестрой, многоукладной экономики, сложнейшего взаимовлияния различных типов хозяйств друг на друга. И хотя именно капитализм дал решающий импульс для формирования политических партий, пожалуй, не капиталистический способ производства, а весь преимущественно архаический, причудливым образом переплетенный с новейшими явлениями экономический строй России влиял на указанный процесс.
Органически связана с вышеуказанной вторая характерная черта исторического развития нашей страны на рубеже XIX—XX веков: пестрота и нестабильность социальной структуры общества, сё переходный и маргинальный характер. В научной и учебной литературе последних лет описываются социальные страты российского общества, удачно выявляются их специфические характеристики [4]. Это облегчает нашу задачу и позволяет обратить внимание лишь на наиболее существенные из них. Россия в начале двадцатого века оставалась крестьянской страной. По данным на 1913 год, в деревне проживало 90% населения страны [5]. Капиталистические отношения, проникая и в аграрный сектор экономики, влекли за собой социальную, имущественную дифференциацию крестьянства, формирование зажиточной, ориентированной на элементы рыночной экономики, части крестьянства. Однако все эти явления лишь в некоторой, довольно незначительной степени определяли образ жизни, психологию российских крестьян. Пожалуй, главным в их социальном поведении было тяготение к общине как наиболее удобной форме сельскохозяйственного производства и общественной жизни, и слабость частнособственнического начала, вызванная отсутствием сколько-нибудь значительного собственного исторического опыта. Во всяком случае, в начале XX века российское крестьянство больше оставалось социальной стратой феодального общества, удерживавшим значительные архаичные, родовые характеристики, нежели частью капиталистического общества.
return false">ссылка скрытаВсе более заметную роль во всех сферах жизни страны на рубеже XIX—XX веков стал играть рабочий класс. Его количественный рост, бурный выход на арену общественной деятельности стали главной особенностью российской действительности в последние два десятилетия прошлого века. По переписи 1897 года пролетариев насчитывалось 22 млн. или 18% населения. Гораздо сложнее дать однозначное определение качественным параметрам. С одной стороны, бесспорно, что по «российским меркам» это был самый активный, ранее других проявивший свою готовность и способность к открытой экономической и политической борьбе, социальный слой. В этом отношении российский пролетариат опережал отечественную буржуазию. Одновременно, крайне необходимо отдавать отчет в том, что этот, быстро формировавшийся, деятельный слой был весьма далек от «классического» западноевропейского рабочего класса, не обладая ни его организованностью, ни политической сознательностью и культурой, В значительной своей части российские рабочие были люмпена-ми, вчерашними крестьянами, сохранившими связь с землей, работавшими на мелких и кустарных предприятиях. Даже накануне первой мировой войны потомственные пролетарии (а таковыми считались уже рабочие во 2-м поколении, о 3—4-х генерациях пролетариев говорить не приходилось) составляли 40% всех рабочих [7]. Таким образом, значительная часть российских рабочих не имела определенного социального статуса. В научной литературе такие социальные слои квалифицируются как маргинальные. Они были полукрестьянами, полурабочими в своем бытовом поведении и производственной деятельности; готовность к активным политическим действиям сочеталась с люмпенским, примитивным уровнем политического сознания.
Социальной опорой самодержавия были помещики и сформировавшийся на их основе слой высшей бюрократии. Они были самым свободным сословием в России, обладали наибольшими привилегиями. Пожалуй, их наиболее характерной чертой было тяготение к традиционным формам хозяйствования и, соответственно, отторжение элементов нового экономического уклада и политическая поддержка самодержавия.
Российская буржуазия на рубеже веков представляла собой немногочисленную, но довольно быстро растущую социальную группу. Особенности капиталистической эволюции в нашей стране не могли не наложить соответствующего отпечатка на политическое поведение отечественных предпринимателей. Для получения прибыли они активно использовали архаичные экономические формы, консервируя их. По мнению К.Н. Тарновского, преобладающим типом был так называемый «октябрьский» капитал.
Далеко не однозначным был и политический облик отечественной буржуазии. С одной стороны, ничто не могло остановить закономерный процесс ее самосознания, политического самоопределения. С другой, этот процесс протекал в России во многом иначе, чем аналогичный в западноевропейских странах. Российская буржуазия позднее вступила на арену политической деятельности, чем сопряженный с ней способом производства пролетариат, и почти всегда уступала ему в активности и организованности. Такое политическое поведение во многом определялось отношением к самодержавию. На протяжении десятилетий монопольной была оценка отечественной буржуазии как исключительно реакционной общественной силы, как абсолютной социальной опоры самодержавия наряду с помещиками. Сегодня очевидно, что это крайность, обусловленная в конечном итоге политической конъюнктурой, своеобразным идеологическим заказом со стороны правившей партии. Но отойти от этой крайности следует, на наш взгляд, не выплескивая вместе с водой ребенка, т. е. не к противоположной крайности, а найти более истинную, умеренную позицию. Суть её в освещении новейшей литературой видится в том, что самодержавие, «насаждая» капитализм, проводя протекционистскую политику в отношении к местному предпринимательству и буржуазии, действительно имело не мало общих интересов. Поэтому естественно, что последняя и не могла быть в России столь же радикальной, как западная во времена классических буржуазных революций.
Практически все историки и философы единодушно отмечают слабость, немногочисленность средних слоев, т. е. торговцев, владельцев мелких предприятий в городе и деревне, так называемых «середняков». Общепризнанно, что именно эти слои являются социальной основой для медиационной или срединной, т. е. тяготеющей к умеренности и центризму, политической линии.
Таким образом, российское общество на рубеже XIX—XX веков характеризовалось разнородностью и неустойчивостью социальной структуры, переходным состоянием или архаичностью ведущих социальных страт, специфическим порядком формирования новых социальных групп, слабостью средних слоев. Данные особенности социальной структуры оказали существенное влияние на формирование и облик российских политических партий.
Однако подчеркнем, что эта зависимость не была автоматической, а носила сложный характер, уже хотя бы потому, что специфику социальных отношений можно рассматривать как один из факторов складывания политической системы.
Другим, не менее, а может ещё более значительным фактором была специфика государства российского, его места и роли. Одна из ключевых особенностей заключалась в той громадной роли, которую выполняло здесь государство в развитии этноса. В западноевропейских странах государство постепенно вырастало из общества, т. е. процесс шел снизу вверх. В России же главным организатором общества выступало государство. Оно создавало общественные слои; исторический вектор имел, таким образом, другое направление — сверху вниз. «Русское государство всемогущее, вездесущее и всеведущее, всюду имеет глаза, везде имеет руки; оно берет на себя наблюдение за каждым шагом жизни подданного, оно опекает его, как несовершеннолетнего, от всяких посягательств на его мысль, на его совесть, даже на его карман и его излишнюю доверчивость» [8], — так писал в середине 90-х гг. прошлого века будущий лидер либералов П.Н. Милюков.
И вместе с тем, государство российское было слабым... Его «коэффициент полезного действия» был и остается до сих нор чрезвычайно низким: за тысячу лет оно не могло создать стабильного общества, и само по крайней мере четырежды за время существования разрушалось до основания [9]: падение Киевской Руси, «смутное» время, 1917 год и 1991 год. Казалось бы, это противоречит тезису об особой мощи и силе государства в России. Но дело в том, что его сила чаще всего проявлялась в карательных функциях, в попытках поднять народ на борьбу с внешним врагом, но оно оказывалось не дееспособным всякий раз, когда речь шла о решении глобальных, позитивных, творческих задачах, об умении стимулировать деятельность общественных сил.
Итак, слабое, несовершенное государство, но оно единственный интегратор и организатор российского общества, альтернативы которому практически не было.
Эта противоречивая сущность российского государства особенно рельефно обозначилась в тот исторический момент, который можно назвать утробным периодом отечественных политических партий. Ведь до самого начала Второй революции сохранялась возможность модернизировать Россию относительно мирным способом. Вообще, шансы для эволюционного преобразования политической и социально-экономической системы в истории нашей страны можно сравнить с русской матрешкой, состоящей из вложенных друг в друга куколок. Каждая последующая матрешка меньше предыдущей. Пожалуй, самые большие «матрешки» приходятся на первую половину XIX века, на послеекатерининский период, время Александра I и Александра Н. Потом шансы стали быстро убывать, но сохранялись: к рубежу XIX—XX веков осталась последняя самая маленькая «матрешка». Самодержавие времен Александра III и Николая II не использовало эту возможность, оказалось крайне не гибким, неспособным реагировать на назревшие потребности общественного развития. Трудно представить себе, что едва ли не ведущим в арсенале «воспитательных» средств этого государства, еще в начале XX века, было телесное наказание. Полицейские власти особенно широко пользовались ими при взыскании недоимок. «Осенью самое обыкновенное явление — появление в деревне станового, старшины и волостного суда. Драть без волостного суда нельзя, нужно, чтобы постановление о телесном наказании было сделано волостными судьями, — и вот становой таскает за собой суд на обывательских... Суд постановляет решения тут же, на улице, словесно. ...Врываются в село три тройки с колокольчиками, со старшиной, писарем и судьями. Начинается ругань, слышатся крики: «Розог!», «Деньги подавай, каналья!», «Я тебе поговорю, замажу рот» [10]. Огласку получило дело исправника Иванова, до смерти засекшего недоимщика [11]. Нередки были случаи, когда крестьяне, получив повестку о наказании сечением, оканчивали жизнь самоубийством.
Телесные наказания были отменены лишь в августе 1904 года императорским указом, изданным по случаю рождения долгожданного сына, наследника престола. Ведущие газеты мира в связи с этим задавали вопрос: «Что было бы с Россией, если бы и пятый ребенок в царской семье был девочкой?».
Самодержавие не способствовало, а наоборот препятствовало образованию политических организаций в России, тем самым буквально вынуждая их становиться резко оппозиционными правительственным силам. Позднее Петр Струве назовет это «отщепенством» [12]. Но в то же время идеологи ведущих политических течений в России были государственниками, т. е. именно государство считали главным орудием реформирования исторического развития народа. При этом вопрос о характере государственной власти и способах её использования решался, конечно, различно.
На формирование политических партий, их облик не могли не оказать влияние коренные особенности социокультурного развития страны, главной из которых является глубокий раскол российского общества. Под расколом понимают особое состояние социальной структуры, характеризующееся пониженной способностью обеспечивать общественную гармонию (или гармоничный консенсус, т. е. гражданское общество), крайней противоречивостью исторического развития. Общество, пораженное расколом, характеризуется общей социальной неустойчивостью, разрывом связей внутри общества, между обществом и государством, между духовной элитой и народом, между правящей и духовной элитой, внутри личности, высоким уровнем дезорганизации [13].
Раскол проникает в каждую клеточку культуры, социальных отношений, отрывает производство от потребления, куплю от продажи, врача от больного, работника от рабочего места, науку от образования, отрасли и ведомства друг от друга. Одним из его проявлений являются всевозможные массовые фобии, попытки избиения оборотней, террор, терроризм, погромы, вообще, крайняя нетерпимость расколотого общества.
Элементы раскола проявляются во всяком обществе, в особенности при возникновении государства. В России для этого создались особенно благоприятные условия (варяжская государственность, стремление внедрить византийскую культуру, негативное отношение к торговле, антигосударственный характер массового сознания). Свою завершенную форму раскол российского общества принял в результате реформаторской деятельности Петра I, когда новшества, инновации стали отчетливо локализоваться в определенной части общества, его духовной элите, и одновременно вызывать активное отторжение другой его частью. Сложился заколдованный круг. Всякая попытка одной части общества идти по пути прогресса рассматривается другой частью как негативная ценность [14].
XIX век в России был веком быстрого роста интеллигенции, расцвета её деятельности, наращивания элементов либеральной цивилизации. Либеральная цивилизация — одна из основных форм цивилизации человечества, основанная на ценностях развития и прогресса, превращении диалога в основополагающий принцип социальной жизни, преобладания творчества, медиации, точек роста и развития. Для либеральной цивилизации характерен постоянный поток новшеств, изменений, динамичный образ жизни. Она нацелена на возрастающее значение личности. В России одновременно усиливается и раскол общества, достигший к началу XX века, пожалуй, своего апогея. Сама духовная элита была расколота (на западников и славянофилов, вначале в их классической, а затем в превращенных формах, например, так называемые «народники» и «марксисты»). Главное же заключалось в том, что катастрофический характер принимал раскол между интеллектуальной элитой, носительницей либеральных ценностей, и основной массой населения, жившей по законам традиционной цивилизации. Традиционная цивилизация — одна из форм цивилизаций, основанная на ценностях неизменности человеческих отношений, на их безусловном приоритете перед повышением эффективности деятельности, на идеализации прошлого, на монологе как определяющей форме мышления и жизни. Для традиционной цивилизации характерно состояние, требующее минимизации новшеств, как и типична личность, страшащаяся отпадения от целого, а также массовое, идущее из глубины веков стремление к уравнительности. Однако в традиционной цивилизации одновременно может иметь место развитие личности, ее превращение в реального свободного субъекта, способного изменяться и изменять общество. Этот процесс, если он не оказывается подавленным, приводит в конечном итоге к победе либеральной цивилизации. Великая русская литература чутко отреагировала на это трагическое противоречие.
На наш взгляд, раскол российского общества оказал серьезное влияние на политическую физиономию и поведение формирующихся российских партий, обусловив их повышенную политическую нетерпимость, конфронтационность, мизерную способность к компромиссам, если не почти абсолютное сё отсутствие, склонность целого ряда ведущих партий к крайним, вплоть до экстремистских, методам деятельности. Отсюда и их тяга на ранних этапах формирования к марксизму.
Таким образом, образование и параметры деятельности российских политических партий обладали значительным своеобразием, во многом обусловленным спецификой всего исторического развития России. Важнейшими из них являлись следующие:
— низкая политическая культура с архаическими оттенками неизбежно накладывала отпечаток на характер деятельности формирующихся политических партий, она была той питательной средой, которая обусловила весьма заметный налет иллюзорности и утопичности в их программах и во всем политическом поведении; одним из главных проявлений этой иллюзорности был социализм как марксистского, так и немарксистского толка;
— неоднородность, крайняя неустойчивость и специфический порядок возникновения новых социальных групп «повинны» в пестроте, множественности, ином порядке возникновения ведущих партий капиталистического общества (вначале пролетариата, затем буржуазии). Ещё более важным было отсутствие у российских партий определенной и устойчивой социальной базы. Это позволяет говорить о том, что они в меньшей мере были элементами социальной сферы, и в сравнительно большей — духовной жизни, возникая прежде всего на базе того или иного комплекса идей;
— основная масса партий возникла как оппозиционная. Более того, их предыстория и первые этапы были вынужденно нелегальными: российское государство и в начале XXвека крайне негативно относилось к самому факту существования политических организаций, хотя бы и в карликовых масштабах. Вместе с тем, практически все политические силы видели в государстве едва ли не самое важное орудие модернизации российского общества, естественно, при значительных различиях в определении характера и способов использования государственной машины;
— политическое поведение (политическая тактика) многих партий отличалась нетерпимостью, неспособностью к компромиссам, склонностью к политическому радикализму и экстремизму.
В данном учебном пособии авторы сосредоточили внимание на узловых проблемах истории российских партий, считаясь с вышеперечисленными особенностями их формирования и исходя из определенных методологических положений.
Прежде всего, материал структурировался таким образом, чтобы раскрыть многомерность исторического процесса, как главного условия, определявшего, с одной стороны, социальные функции партий и различных общественно-политических сил, особенно в «критические точки истории», с другой — появление множества альтернатив, которые реализовывались как результат сознательного выбора или отказа от него партийных элит и их лидеров.
Во-вторых, авторы стремились актуализировать изложение за счет показа уровня открытости политической линии действовавших тогда и возродившихся ныне партий, путем выявления объективных и субъективных факторов формирования их политики и выделения приоритетных направлений её реализации на том или ином этапе. Внимание акцентировалось, в первую очередь, на рассмотрении соотношения теоретических моделей, сконструированных партийными идеологами, и социальных реалий, имевших место на каждом историческом моменте. При этом предпринимались попытки выявить характер противоречий, заложенных в данном соотношении, а именно уточнить: оказалась ли непредсказуемой действительность, т. е. складывающаяся конкретная ситуация; или исходные исторические установки уже в первоначальном варианте были неверными, утопичными; или допускались серьезные ошибки и непоследовательность в ходе претворения в жизнь основных теоретических концепций, партийных программ и т. д.
В-третьих, при формировании фактологической модели отдельных глав и параграфов авторы исходили из того, что развитие исторических ситуаций представляет собой сопряжение двух отправных начал: объективно-заданного и субъективно-волевого. Поэтому значительное внимание в учебнике уделяется раскрытию природы политического лидерства, в частности — анализу поведенческой линии тех или иных партийных руководителей, мотивации их поступков и предпринимавшихся действий.
Авторы пытались реализовать данные подходы на основе привлечения разнообразных источников, содержание и специфика которых и определили характер объяснительного принципа в трактовке конкретных событий и фактов.
В любой классификационной системе источников, используемой ныне при исследовании, важно определиться с главным принципом их выявления и рассмотрения. Как правило, в качестве системообразующего берется принцип, согласно которому выделяется признак, характеризующий внутреннюю, качественную определенность источника. В данном пособии источники классифицируются по видам, определяющим признаком образования которых является, согласно источниковедческой традиции, их происхождение.
Основным источниковым блоком (группой) при рассмотрении политической линии, тактики партий и в целом — их истории являются партийные документы и материалы, представленные несколькими подгруппами. Как правило, в первую подгруппу входят программы и уставы партийных образований, протоколы и стенографические отчеты партийных съездов и конференции, которые включают в себя несколько разновидностей документов: резолюции, тексты докладов н записи речей делегатов, данные об их составе, предложения и заявления делегатов, подготовительные материалы, решения и предложения местных организаций и т. д.
Данные документы явились незаменимым источником, прежде всего, при рассмотрении процесса разработки различными партиями их политической стратегии, особенно в переломные моменты истории:
— нарастании новых качественных характеристик в уровне исторического осмысления вариантов развития;
— изучении диалектического взаимопроникновения элементов демократизма и централизма во внутрипартийных структурах, соотношения центра и инициативы мест;
— исследовании степени готовности к идейным компромиссам и формированию диалоговых основ взаимоотношений, уровня терпимости и цивилизованности в партийной среде, а зачастую н резкой конфронтационности;
— наконец, выявлении роли н места личностного фактора в идейном и организационном партогенезе.
Важнейшими из опубликованных источников данной группы являются программы и уставы партий, их программные заявления, платформы. В свое время было осуществлено несколько выпусков «Сборника программ политических партий России» [15) переизданных затем в 1917 году. Следующие публикации состоялись лишь в 90-е годы [16], когда в связи с демократизацией общественной жизни стали формироваться протопартийные объединения, а затем на их основе к новые партии, некоторые из которых провозгласили родственные политическим организациям начала века установки.
Интересными источниками для изучения истории политических партий являются документы н материалы съездов. Материалы партийных съездов — даже КПСС — отложились неравномерно. Работа 1 съезда не протоколировалась. Со времени II съезда РСДРП велись протокольные записи всех заседаний. Начиная с VII съезда РКП (б) было налажено стенографирование съездов и конференций. Протоколы и стенограммы издавались, в основном, сразу же после окончания работы партийных форумов; исключения составили материалы XVIII конференции ВКП(б) и XIX съезда КПСС; которые отдельными изданиями не публиковались. Информационная насыщенность данных материалов неоднозначна, хотя своеобразная уникальность каждого из них очевидна. Во многих случаях она связана не столько с текстовым содержанием основных докладов и выступлений первых лиц, сколько с той скрытой информацией, которую можно получить на основе анализа структуры и очередности помещения материалов, характера приложений, слагаемых постановлений я резолюций, составов президиумов и списков выступавших и т. д. Например, анализ приветствий XVI съезду ВКП (б) (26 июня — 13 июля 1930 года), равномерно распределенных на все первые дни его работы и закончившихся в 56-ти из 58-ми случаев здравицей в честь И. В. Сталина (кстати, на XV съезде ВКП (б) такой ритуал отсутствовал), раскрывает сущность и этапы формирования советского тоталитаризма больше, чем собственно текст отчетного доклада ЦК, сделанного им на съезде. Аналогичным свидетельством является и факт отказа на XVII съезде ВКП(б) (26 января — 10 февраля 1934 г.), после соответствующего предложения С.М. Кирова, от развернутой резолюции по отчетному докладу ЦК и сведения всех ее пунктов к двум, предложившим «одобрить целиком и полностью» политическую линию и практическую работу ЦК ВКП (б) (17]. Практика принятия развернутых постановлений по отчетным докладам ЦК была восстановлена лишь XX съездом КПСС (14—25 февраля 1956 г.), когда на его двенадцатом заседании (20 февраля) была образована специальная комиссия по подготовке проекта развернутой резолюции [18]. Данная традиция вновь прервется в условиях полного торжества всесильной партийно-государственной бюрократии, когда на XXV съезде КПСС (24 февраля — 5 марта 1975 г.), по существу, полностью будет воспроизведен текст резолюции XVII съезда [19]. И опять-таки как свидетельство осознания необходимости перемен можно рассматривать факт принятия XXVII съездом КПСС резолюция по политическому докладу ЦК, состоявшей из 5 разделов и соответственно отразившей попытку корректировки политического курса [20).
Сложнее обстояло дело с привлечением материалов съездов и конференций небольшевистских партий России начала века. Многие из них публиковались не полностью или не публиковались вовсе. Например, даже Конституционно-демократическая партия (Партия народной свободы), одна из самых крупных общероссийских партий, единственно просуществовавшая вплоть до октября 1917 г. без раскола, официально не легализовалась, что в известном смысле затрудняло публикацию ее материалов. Характерно, что данная партия опять-таки оказалась единственной, сумевшей провести за 12 лет, с октября 1905 по октябрь 1917 года, 10 партийных съездов, каждый из которых был представлен весьма насыщенной повесткой дня. Протоколов заседаний первого (Учредительного) съезда (12—18 октября 1905 г.) нет, хотя по окончании его работы была издана брошюра с некоторыми материалами, в состав которых вошли: вступительная речь П.Н. Милюкова, текст принятой программы партии, состав ЦК, избранного на съезде, и некоторые постановления съезда, в том числе — «О Манифесте 17 октября» [21].
Протоколы II съезда кадетской партии (5—11 января 1906 г.) публиковались в виде специальных бюллетеней, всего их вышло 8 в период с 6 по 14 января 1906 г. [22]. Протоколы III съезда (21-25 апреля 1906 г.) [23] были изданы во время работы I
Государственной Думы. Они позволяют проследить процесс
разработки тактической линии кадетов по отношению к Думе, а также задачи внепарламентской деятельности и организационные вопросы. Отдельным изданием вышли решения съезда [24]. Протоколов IV съезда кадетской партии нет, ибо Министерство внутренних дел Российской империи воспрепятствовало проведению этого съезда в связи с отсутствием официального разрешения на легализацию партии. Съезд состоялся в Финляндии (в Гельсингфорсе) 24—27 сентября 1906 года. Были опубликованы его постановления и отдельные тексты докладов (по аграрному вопросу и т. д.) [25]. Заседания V съезда Конституционно-демократической партии (23—24 октября 1907 г.) уже стенографировались. Его стенографический отчет был опубликован в журнале «Вестник партии народной свободы», отдельным изданием вышел отчет ЦК за первые два года (с 18 октября 1905 г. по 1907 г.) [26]. Последний документ представляется особенно информационно насыщенным.
Стенографировались заседания пяти съездов кадетской партии, хотя их издательская судьба менее удачна. Были опубликованы стенографические отчеты VII (25—28 марта 1917 г.) и IX (23—28 июля 1917 г.) съездов Конституционно-демократической партии [27]. Отдельными брошюрами были изданы резолюции VIII съезда кадетской партии (май 1917 г.) и доклад на нем по аграрной программе. Материалы данных съездов позволяют всесторонне разобраться с характером уточнений программных положений кадетской партии после Февраля, а главное — с их проектами модернизации России в смысле ее политического устройства и экономической эволюции. Именно на IX съезде была выдвинута задача сформулировать экономическую программу практического характера.
Не менее интересными, в поисковом плане, представляются материалы съездов Партии социалистов-революционеров.
Будучи партией откровенно революционной и одновременно наиболее «почвенной», она занимала одно из ведущих мест в системе российских партий и оказывала, несмотря на нелегальный или полулегальный характер действий, значительное влияние на политические процессы в стране. Были опубликованы протоколы первого съезда Партии социалистов-революционеров [28] и второго (экстренного) съезда [29], проходивших в условиях первой русской революции, утвердивших программу и устав, проявивших определенную маневренность при разработке тактики партии, в первую очередь, в связи с отношением к I и II Государственным Думам (под аграрным проектом, внесенным во II Думу, удалось собрать 104 подписи). В определенной степени этапным для данной партии был
III съезд, проходивший 24 мая — 14 июня 1917 г. Стенографический отчет его, составивший более 560 страниц, был опубликован почти сразу же [30]. Он дает полное представление о тех уточнениях политической стратегии, которые были произведены эсерами на основе признания своеобразия Февральской революции, а именно — ее народно-трудового характера. Частично были изданы и материалы последнего,
IV съезда партии, проходившего уже в советское время с 26 ноября по 5 декабря 1917 г. [31]. Критический отчет о его работе, опубликованный центральным издательством Партии социалистов-революционеров на 160 страницах, позволяет констатировать, что эсеры сделали определенные подвижки в своей модели государственного устройства России, допустив комбинацию советов с Учредительным собранием и разработав достаточно емкую социально-экономическую программу [32].
Публиковались в 1917—1918 гг. материалы съездов, конференций, совещаний и других социалистических партий, как-то: меньшевиков-интернационалистов [33], левых социалистов-революционеров [34], народных социалистов, анархистов и т. д. Однако данные публикации не носили системного характера; первоначально издательская работа была затруднена сложностью протекавших процессов и концентрацией внимания партий, их центральных комитетов на практической деятельности. Так, протокольная запись заседаний Объединительного съезда РСДРП(м), проходившего с 19 по 26 августа 1917 г. и представлявшего около 200 до последнего времени не издавалась и сохранилась в архивном варианте [35]. То же самое можно сказать о протоколах чрезвычайного съезда РСДРП, проведенного меньшевиками 30 ноября — 6 декабря 1917 г. Отчет о ходе работы 1-го всероссийского съезда энесов (июль 1917 г.), в частности - доклад и резолюция по аграрному вопросу, о работе промышленности, о путях перехода к «абсолютному народовластию» и т. д., печатался в газете «Народное слово» (36] — органе Народной социалистической партии и отдельным изданием не выходил. С приходом к власти большевиков, и особенно после принятия декрета ВЦИК от 14 июня 1918 г. об исключении правых эсеров и меньшевиков из состава советов, возможности открытой издательский деятельности на Родине для небольшевистских партий были сведены почти к нулю. Отныне она стала в основном протекать за границей, где продолжалась на протяжении многих лет. Так, программное заявление меньшевиков-интернационалистов под названием «Что делать?», обращенное к их «друго-врагам» — большевикам, изданное, по существу, наряду с некоторыми другими документами данной партии, в 1920 г. полулегально [37) (в Харькове, Владивостоке и др.), долгое время в России не переиздавалось. Одной из последних публикаций, предпринятых центральным издательством Бюро ЦК РСДРП, была публикация материалов партийного совещания РСДРП, проходившего с 27 декабря 1918 г. по 1 января 1919 г. в Москве и резко осудившего репрессии правительства по отношению к членам данной партии, особенно на местах, но одновременно выразившего определенную надежду на более лояльное отношение режима к оппозиции [38]. Как известно, надеждам не суждено было сбыться.
Текст проекта программы эсеровской партии, разработанный В.М. Черновым и одобренный X Советом партии (август 1921 г ) публиковался уже за границей в газете «Революционная Россия» — органе Партии социалистов революционеров, начиная с ее первого номера, вышедшего 25 декабря 1920 года.
Важную подгруппу среди документов и материалов политических партий составили протоколы их центральных комитетов. Они являются одним из базовых источников, позволяющих проследить процесс выработки и принятия партийных решений «изнутри». Содержание данных источников раскрывает не только приоритетные направления деятельности партий, но и освещает, как правило, широкий круг вопросов политической жизни страны. К сожалению, это по сей день наименее подверженная открытой публикации часть партийных документов. Протоколы заседания центрального комитета большевистской партии, ставшей правящей, почти за весь период пребывания ее в этом качестве, представлены были лишь эпизодическими изданиями, связанными, в основном, с этапом взятия власти и подготовки к этому акту [39] или так называемым «застойным» периодом. Особо засекреченными были материалы пленумов ЦК РКП (б) — ВКП (б), проходивших в 20—30-е годы. Лишь в последнее время осуществлена полная публикация материалов февральско-мартовского пленума ЦК ВКП (б) 1937 года [40] на основе воспроизведения стенографической записи, «очень далекой от официальных версий», опубликованных в печати 30-х годов или вошедших в собрание сочинений [41), выступлении на нем большевистских деятелей: И. Сталина Н.Хрущева, М.Калинина, А.Жданова и др. Ценность этого источника в раскрытии характера советского тоталитаризма, показе социокультурного облика партийной элиты неоценима. Редакция журнала «Исторический архив" в рубрике «Архив вождей» осуществила публикацию стенографического отчета ещё одного засекреченного пленума ЦК КПСС — июньского (1957 г.). Документ, хранящийся в Архиве Президента Российской Федерации (АРПФ), в свое время напечатанный в 100 экземплярах и подготовленный к рассылке, не рассылался; лишь через месяц членам ЦК и ревизионной комиссии был отправлен протокол заседаний за 22.—29 июня, но часть, выступлений и сообщений в него не вошли [42}. Опубликованный стенографический отчет позволяет воссоздать не только полный внутреннего драматизма и коллизий ход самого пленума, но и более глубоко раскрыть один из самых критических, переломных моментов политической истории страны, характеризуемый борьбой двух начал: традиционализма и реформизма.
Долгое время почти не публиковались на Родине протокольные записи заседаний центральных комитетов социалистических (небольщевистских) партий, в советский период — в основном из-за нелояльного отношения к ним большевиков. Так, материалы Советов Партии социалистов-революционеров, приравненных по своему значению к пленумам центрального комитета, проходивших в годы гражданской войны, публиковались в основном за рубежом. В России они отложились в частности лишь в архивных фондах [43]. Громадная работа по систематизации эсеровских документов послеоктябрьского периода была проведена в Амстердаме; она завершилась изданием соответствующего сборника объемом более 722 страниц [44], в России не переиздававшегося. Некоторые материалы ЦК РСДРП (меньшевиков), кроме уже названного ранее сборника документов, были представлены еще в одном сборнике «Социал-демократия и революция», напечатанном в 1920 году в Одессе. В нем были помещены некоторые доклады и тезисы ЦК «Мировая социальная революция и задачи социал-демократии», принятые на расширенном заседании ЦК в апреле 1920 года и в чем-то означавшие серьезный рывок социал-демократов от общих социологических схем будущего России к прагматике будней. Материалы некоторых совещаний при ЦК РСДРП (меньшевиков) и его заседаний, проходивших в первой половине 1917 года, опубликованы в 1 томе уникального издания, предпринятого отечественными и американскими учеными (ответственные редакторы: З. Галили — США, А.Ненароков — Россия), начавшего выходить в 1994 году и предполагавшего в последующих двух томах представить документы партии вплоть до 1920 года [45].
Более представительно выглядят аналогичные документы либеральных партий и в первую очередь — Конституционно-демократической партии, предпринимавшей большие усилия для своевременной фиксации проделанной ее ЦК работы. До II съезда партии (январь 1906 г.) заседания ЦК проходили неупорядоченно, в связи с чем на съезде было принято решение один раз в неделю устраивать очередные (пленарные) заседания попеременно в Москве и Петербурге. ЦК избрал секретариат для ведения всей текущей организационной и технической работы. Например, в период русской революции в состав секретариата входили: А.А. Корнилов, Д.И. Шаховской, А.Н. Максимов, Н.Н. Черненков, A.M. Колюбакин, Н.М. Иорданский и др., которые достаточно скрупулезно собирали материалы ЦК, позднее отложившиеся в фондах отечественных архивов [46]. Данные документы были изданы трижды: первый раз — в начале 30-х годов под редакцией Б.Б. Граве [47], второй раз — в начале 90-х под редакцией В.В. Шелохаева, Д.Б. Павлова, третий — в 1994 году. Второе и третье издания отличает большая редакторская работа. Было расшифровано более 63 протоколов, выявлены разночтения, возникшие при двойном протоколировании, восстановлены и включены зачеркнутые тексты выступлений П.Н. Милюкова, А.А. Корнилова, Н.Н. Винавера, пояснительные материалы, публикации снабжены обширными примечаниями. Документы представляют несомненный исследовательский интерес, ибо раскрывают процессы выработки стратегической и тактической линии партии, работу по созыву общепартийных съездов и контролю за выполнением их решений, партийному строительству на местах и поддержке тесных связей с думской фракцией. В связи с последним сюжетом был выпущен специальный сборник, в который вошли все законодательные проекты и соответствующие предложения Партии народной свободы в 1905—1907 гг. Он был издан в 1907 году под редакцией Н.И. Астрова, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева и кн. Д.И. Шаховского. Значение сборника определяется той задачей, которую поставили редакторы при его составлении: «служить копией той работы, которая совершена была вне Думы и в Думе самой партией или по её инициативе и при её руководящем влиянии» [48].
В начале 90-х годов была также осуществлена публикация документов и материалов ЦК партий умеренного либерального толка — партии октябристов [49]. Публикация была подготовлена В.В. Шелохаевым и Д.Б. Павловым и содержала, в основном, материалы, публикуемые впервые, за исключением нескольких документов, в свое время увидевших свет в виде единичных газетных отчетов или в журнальном варианте. Ядро октябристов составляли представители высших слоев интеллигенции и чиновничества, деятели промышленно-торговых кругов Ф.М. Плевако, Ю.Н. Милютин, М.В. Родзянко, Н.А. Хомяков, кн. Н.С. Волконский и др.; председателем ЦК в октябре 1906 года был избран А.И. Гучков — финансист и крупный общественный деятель. Протоколы ЦК «Союза 17 октября», а также журнал первого и стенографический отчет второго общих собраний членов «Союза 17 октября» в Петербурге (4 декабря 1905 и 29 января 1906 г.) и записи некоторых других партийных совещаний, позволяют раскрыть существо концептуальных подходов партийных руководителей как сторонников мирной эволюции российской государственности.
Большую роль в решении поисковых задач авторы данного пособия отвели документам личного происхождения. В настоящее время, когда преодолевается, хотя и с определенным напряжением, запрет официальных идеологов 30-х годов на изложение истории «вокруг исторических лиц» [50], роль лидера политической партии перестает рассматриваться как вторичная, зависимая во всем и напрямую от воли партийных «масс». Сегодня все чаще политические реалии оцениваются как концентрированные выражения социального поведения людей, их ментальности. И в первую очередь это относится к партийным идеологам, ибо именно они зачастую определяли не только идеологию и тактику партий, но всю их поведенческую линию в целом. Документы личного происхождения, подразделяемые на две большие группы: произведения политических деятелей и мемуары, отложившиеся неравномерно применительно к руководящему составу различных российских партий, позволяют выявить многое. Прежде всего, как в свое время подчеркивалось издателями 41 тома энциклопедического словаря Гранат, специально составленного из 245 биографий участников революций, «история деятелей облекает плотью и кровью выводы массовых наблюдений и отражает изгибы жизни, не поддающиеся статистическому учету» [51]. Документы личного происхождения являются также свидетельствами того влияния, которое оказывали на ход событий отдельные личности, особенно в переломные моменты, т, е. они раскрывают природу политического лидерства. И далее: данные источники, будучи документами субъективного характера, объективно приобретают большую ценность именно в силу своего субъективизма, т. н. личностного восприятия исторической ситуации, и тем самым позволяют выявить психологические аспекты истории партийных элит. И, наконец, с их помощью, как ни с какими другими источниками, удается раскрыть генезис того интеллектуального феномена, который создали в начале века партийные теоретики и идеологи в попытках трансформирования настоящего и прогнозирования будущего России.
В известном смысле, «золотым веком» в деле публикаций произведений лидеров российских партий были первые годы существования советского режима. Наибольший интерес представляют сборники, опубликованные почти одновременно эсеровским [52] и социал-демократическим [53] издательствами и содержавшие статьи видных партийных деятелей обеих партий (эсеров — В.М. Чернова, А. Баха, Н.В. Святицкого, В. Руднева, М, Вишняка; социал-демократов — Ф. Дана, Л. Мартова, Д. Далина, В. Горева и др.). Их статьи содержали первые аналитические оценки происшедших событий и были устремлены в будущее. Был опубликован аналогичный сборник кадетских и близких к ним авторов [54]. Издавались и отдельные работы [55]. А затем утвердилась многолетняя традиция, почти полностью исключавшая из отечественного теоретического пространства работы представителей небольшевистских партий. Ныне изданы некоторые из них, в основном в виде тематических сборников, составленных из произведений авторов, принадлежавших к различным политическим направлениям [56]. И хотя издаются зачастую они под рубрикой «Воспоминания», однако включают в основном работы и фрагменты аналитического характера, как правило, опубликованные в свое время за рубежом. Несомненную ценность для данного учебника представляли труды лидеров российских социал-демократов Г.В. Плеханова, П.Б. Аксельрода, Ф.И. Дана, Ю.О. Мартова, А.Н. Потресова; «теоретиков нового либе-рализма М.М. Ковалевского, П.Н. Милюкова; видного идеолога эсеровского движения В.М. Чернова и др. Весьма значительная часть их идейного наследия в виде рукописей хранится в государственных отечественных архивах [57] или национальных архивах за рубежом.
Сегодня важное место в исследовательской практике занимают мемуары политических деятелей. Мемуары — глубоко личные свидетельства событий прошлых лет. Судьба мемуарной литературы, ее публикация прямо зависит от общественной атмосферы, от отношения властных структур к истории — уважаема ли правда или с нею не считаются, поощряется ли она или преследуется.
На современном этапе интерес к прошлому вызвал новую волну публикаций мемуаров. Мемуарная литература занимает важное место в числе источников, на основе которых сегодня формируется новая историческая традиция. Преодолевается восприятие субъективизма мемуаров как резко отрицательного факта, ставившего ранее под сомнение полноценность воспоминаний как исторического источника.
При использовании мемуаров авторы руководствовались систематизированными А. С. Лаппо-Данилевским [58] 14 условиями достоверности сведений, представленных авторами воспоминаний, в их числе наиболее важными в исследовательской работе представляются следующие: непосредственность восприятия фактов; время свидетельствования о факте; цели воссоздания событий и т. д. Ныне напечатаны мемуары большого числа партийных деятелей: В.М. Чернова, Н.Д. Авксентьева, Б.Савинкова, В.Л. Бурцева, А.Ф. Керенского, Н.Махно, П.Н. Милюкова, А.И. Гучкова, М.В. Родзянко, Н.Н. Суханова, А.Г. Шляпникова и т. д. Мемуаров, дневников, записок сейчас сотни, как правило, это либо заграничные издания, либо советские — 20-х годов. И хотя они разнятся по уровню выполнения предисловий и комментариев, но в целом ценность их, с точки зрения реставрации внутреннего мира незаурядных личностей, несомненна.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Очерки истории политических партий и движений России. Кн. 1.
Вып. 1. Ростов-на-Дону — М., 1992. — С. 103.
2. Эйдельман Н. Революция «сверху» в России. М.,1989.
3. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. Т.1. М., 1991.
С. 12.
4. Очерки истории политических партий и движений России. Кн. 1.
Вып. 1. Ростов-на-Дону—М., 1992. С. 36-42.
5. Там же. С. 36.
6. Там же. С. 36.
7. Там же. С. 37.
8. Милюков П.Н. Лекции но введению в курс русской истории, чи-
танные на историко-филологическом факультете Московского университета в 1894-1895 гг. М., 1895. С. 81.
9. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. Т II. М., 1991.
10. «Русская мысль». 1900. №1 С. 134.
11 Вестник Европы. 1895. №11.
12. Вехи. СПб. 1909. С 82.
13. Ахиезер А. Россия, критика исторического опыта. Ч. III. М., 1991. С. 290-291.
15. См.: Сборник программ политических партий России. Под ред. В.В. Водовозова. СПб., 1906. Вып. I, II, III; Российские партии, союзы и лиги. Сборник программ, уставов и справочных сведений о российских партиях, всероссийских профессионально-политических и профессиональных союзов и всероссийских лигах. Сост. В. Иванович. СПб., 1906.
16. См., напр.: Новейшие политические партии в России (документы и материалы). Сост. В.Ф. Славин, В.П.Давыдов. М., 1991; Россия сегодня. Политические партии в документах (1986 —1991). М., 1991; Программы политических партий и организаций России кон. XIX—XX века. Ростов-на-Дону, 1992; и т. д.
17. См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1985. Т. 6. С. 103.
18. См.: XX съезд КПСС. Стенографический отчет. М., 1956. Т.1. С. 635.
19. См.: XXV съезд КПСС. Стенографический отчет. М., 1976. Т. 1. С 464
20. См.: XXVII съезд КПСС. Стенографический отчет. М., 1986. Т.1. С. 530-558.
21. Конституционно-демократическая партия: съезд 12-18 октября 1905. СПб., 1906.
22. Конституционно-демократическая партия. Съезд Н. Бюллетени № 1-8. СПб., 1906.
23. Протоколы III Общеимперского делегатского съезда партии Народной свободы. — СПб., 1906.
24. Конституционно-демократическая партия (Партия Народной свободы). Постановления III съезда 21—25 апреля 1906 и устав партии. — СПб., 1906.
25. Вестник партии народной свободы. — 1907.- №.46—49.
26. Отчет Центрального комитета конституционно-демократической партии (партии народной свободы) за два года с 18 октября 1905 г. по октябрь 1907 г. — СПб., 1907.
27. Конституционно-демократическая партия. 7 съезд. Стенографический протокол заседаний 7 съезда партии Народной свободы. — Пг., 1917. 9 съезд партии Народной свободы. Стенографический отчет. М., 1917.
28. Протоколы Первого съезда Партии Социалистов-революционеров. СПб., 1906.
29. Протоколы 11 (экстренного) съезда Партии Социалистов-революционеров. СПб., 1907.
30. III съезд Партии Социалистов-революционеров. М., 1917.
31. Краткий отчет о работе 4-го съезда Партии Социалистов-революционеров 26 ноября — 5 декабря 1917. Пг., 1917.
32. Отчет о заседаниях социально-экономической секции 4-го съезда Партии Социалистов-революционеров / Партийные известия. ЦК ПСР. 1918 №5.
33. Всероссийская конференция меньшевистских и объединенных организаций РСДРП (7-12 мая 1917г.). Пг., 1917; См. также.
Стенографический отчет конференции / В кн.: Меньшевики в 1917 году. От января до июльских событий. В 3-х томах. Т.1. М.,1994.
34. Партия левых социалистов-революционеров (интернационалистов). Съезд I. Петроград. 1917. Протоколы. М., 1918; Партия левых социалистов-революционеров (интернационалистов). Съезд IV. Резолюции и постановления. М., 1918; и т. д.
35. РЦХИДНИ. Ф. 275. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-43.
36. Народное слово. 1917. 18, 20, 22, 25 июня; 5, 7 июля; 11, 18, 19 августа и т. д.
37. Сборник резолюций и тезисов Центрального комитета РСДРП и партийных совещаний. — Харьков, 1920 (или: Владивосток, 1921).
38. Партийное совещание РСДРП. 27 декабря 1918 — 1 января 191?о.-М.: изд-во Бюро ЦК РСДРП, 1919.
39. См.: Протоколы Центрального комитета РСДРП (б). Август 1917 — февраль 1918. М., 1958.
40. Материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП (б) 1937 года // Вопросы истории. 1992. №2-12; 1993. №2, 5, 6.
41. От публикаторов // Вопросы истории. 1993. №6. С. 30.
42. С.П.: Последняя «антипартийная группа». Стенографический отчет июньского (1957 г.) пленума ЦК КПСС // Исторический архив 1993. №3.
43. X совет Партии Социалистов-революционеров (август 1921). РЦХИДНИ. Ф. 274. Оп. 1. Д. 1.
44. См.: Партия Социалистов-революционеров после октябрьского переворота 1917. Документы из архива ПСР. Amsterdam, 1989.
45. Меньшевики в 1917 г. В 3-х томах. Т. 1. От января до июльских событий. М., 1994.
46. См., напр.: ГАРФ. Ф. 523. 579 и др.
47. Граве Б.Б. Кадеты. 1906. (материалы ЦК партии «Народной свободы») // Красный архив. 1931. Т. 3 (46).
48. Законодательные проекты и предложения Партии Народной Свободы. 1905-1907 гг. СПб., 1907. С. 8.
49. См.: Центральный комитет «Союза 17 октября» в 1905—1907 годах. Документы и материалы // История СССР. 1991. №2.
50. См.: О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП (б)». Постановление ЦК ВКП (б). М., 1939. С. 4.
51. Энциклопедический словарь Гранат. М., 1989. Т. 41. С. 347.
52. Год русской революции (1917-1918). Сборник статей. М., 1918; Большевики у власти. Сборник статей. М., 1918.
53. За год. Сборник статей. М., 1919; Оборона революции и социал-демократия. Сборник статей. Пг.-М., 1920.
54. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М,- Пг., 1918.
55. См., напр.: Святицкий Н В. К истории Всероссийского Учредительного собрания. М., 1921; его же. К прекращению войны внутри демократии. М., 1919; Корнилов А.А. Партия Народной свободы (исторический очерк). Пг., 1917; Кропоткин П. Справедливость и нравственность. Пг-М.; Дильк К. Социализм, коммунизм и анархизм. М., 1918; Милюков Я. Я. В плену у Циммервальда. Две речи. М., 1917; Гредескул Я.А. Россия прежде и теперь. М.-Л., 1926; Новгородцев Я. Об общественном идеале. М., 1917; и т. д.
56. См., напр.: Страна гибнет сегодня. М., 1991; Октябрьский переворот. Революция 1917 года глазами ее руководителей. М., 1991. Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. В 3-х частях. Ч. III. Хрестоматия истории общественных движений и политических партий. Гомель, 1993; и т. д.
57. См., напр.: Чернов В.М. Коалиция без коалиции; его же. Психология властебоязни; его же. Охлос и демос; Русанов Я. С. Февральская революция и октябрьский переворот. РЦХИДНИ. Ф. 274, Оп. 1. Д. 40; и т. д.
58. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1913. Вып. 2. С. 618.
ГЛАВА I.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ.
1. ИДЕОЛОГИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОНАРОДНИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Если социал-демократия воспроизвела народническую и революционную методологию в превращенной форме, то эсеровские организации были прямыми наследниками классического народничества. Последнее возникло в 60-е годы прошлого века и достигло кульминации в 70-е годы. Массовое движение разночинской интеллигенции к «народу» в буквальном смысле слова принимало различные формы (устная пропаганда, переселение в деревню, индивидуальный террор), отличалась высокой степенью организованности. Строгая дисциплина искусная конспирация были свойственны народническим организациям «Земля и воля» (1876 г.), «Народная воля», «Черный передел» (1878 г.). Кульминацией и одновременно крахом классического народничества стало убийство царя Александра II членами «Народной воли». Достоинством советской историографии постсталинского периода (т. е. с сер. 50-х годов) является обстоятельное изучение фактической истории народнического движения. Труднее согласиться с оценками места и роли классического народничества в революционной истории. В новейшей литературе высказываются порой полярные точки зрения на этот счет. Одни полагают, что «альтернативой марксизму могло быть лишь учение о социализме, выработанное народническими теоретиками — федералистами» [1]. Другие подчеркивают, что большевистский волюнтаризм, теоретическое обоснование особо важной роли сознательного меньшинства, модель «казарменного социализма» заимствованы из народничества, прежде всего у ткачевского, «заговорщического» его варианта [2]. Очевидно, что оценка столь грандиозного явления, каким было народничество, не может быть однозначной. К историческим заслугам классического народничества мы относим поиск почвенного, самобытного пути развития России; стремление сделать народ субъектом исторического творчества; создание прочных политических организаций и формирование особого типа личности, ориентированной на приоритет общественных ценностей. Идею особого исторического пути страны в наиболее развернутом виде сформулировал теоретический гений народничества Александр Герцен. Осмысливая опыт европейских революций середины XIX века, крайне негативно квалифицируя его, он сформулировал концепцию иного варианта развития России: «Нам нечего заимствовать у мещанской Европы... [3]. «Я чую умом и сердцем, что история толкается именно в наши ворота» [4]. При этом Герцен избежал примитивного отрицания позитивного опыта, накопленного европейскими странами: «наука Запада и его трагическая судьба» по-прежнему дают «богатые средства», чтобы теоретически осмыслить пути русского развития [5]. Главным гарантом истинно национального, почвенного варианта он, как и все народники, считал мощную общинную традицию. В общине может произойти освобождение личности «без фаз европейского развития». Поэтому задачу духовной элиты он видел в том, «чтоб на основаниях науки сознательно развить элемент нашего общинного самоуправления до полной свободы лица, минуя те промежуточные формы, которыми по необходимости шло, плутая по неизвестным путям, развитие Запада. В естественной непосредственности нашего сельского быта, в шатких и неустоявшихся экономических и политических понятиях, в смутном праве собственности, в отсутствии мещанства (т. е. собственности — Л.С.) и необычайной усвояемости чужого мы имеем шаг перед народами, вполне сложившимися и усталыми [6]. Таким образом, народники продолжили начатый славянофилами поиск варианта развития, отвечающего особенностям России, опирающегося на национальную традицию.
Следующим прогрессивным моментом в деятельности народничества было стремление сделать сам народ субъектом преобразовательского творчества. Это стремление в 60-е и 70-е годы приобрело наивные формы «хождения в народ», т. е. создания крестьянских поселений. Известные успехи были достигнуты Я.В.Стефановичем и Л.Г.Дейчем в 1877г., В.Н.Фигнер и Е.Н. Фигнер, А.И. Иванчиным-Писаревым в 1878 г. Но они были временными. Несмотря на наивность и утопизм, одно уже великое, массовое, почти повсеместное (в 43 губерниях) хождение в народ возвышает его участников. Различными тактическими средствами, пропагандой (П.Лавров), немедленным бунтом (М.Бакунин), народники пытались решить главную задачу — вовлечь в активную деятельность саму «почву», пробудить ее. И даже столь характерный для классических народников террор рассматривался ими как средство, порою последнее, крайнее, к которому приходилось прибегать в результате краха других, более «мирных» способов поднять мужика. А.К. Соловьев пришел к мысли о цареубийстве только тогда, когда «потерял веру в пропаганду среди крестьян» [7].
Народники смогли создать прочные организации, способные в сложнейших политических условиях противостоять царским спецслужбам. Это были «Земля и воля» 1863 и 1876 годов, «Народная воля» 1878 года. Последняя благодаря высокой дисциплине, конспиративному мастерству смогла осуществлять свою опасную деятельность около трех лет.
Наконец, классическое народничество обессмертило себя плеядой ярких человеческих натур, ставших по сути нашим национальным достоянием. Можно обвинять их в наивности, утопизме, теоретической и политической бесплодности, но нельзя не восхищаться самоотверженностью, готовностью к самопожертвованию, целеустремленностью. Собственная жизнь в их менталитете была далеко не самой дорогой ценой за великое дело социального освобождения трудящихся.
Вместе с тем, классическое народничество несет значительную долю исторической ответственности за столь отчетливо проявившиеся в XIX, а ещё более в XX веке «родимые пятна» преобразовательского процесса в России — элементы утопизма, волюнтаризма, терроризма.