I. ВВЕДЕНИЕ.

Программа учебного курса «Методика преподавания истории» составлена на основании «Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника университета для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (М., 2002).

Обучение студентов по программе курса «Методика преподавания истории» позволит им в дальнейшем ориентироваться в проблемах современного исторического образования, получить более полное представление о профессии преподавателя (учителя) истории, о наборе необходимых профессиональных и личностных компетентностей.

Методика обучения истории - это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Предметом методики является педагогический процесс обучения - преподавание учителем и изучение учениками истории. Объектом методики преподавания истории выступают содержание, организация, формы и методы обучения истории.

Цель курса «Методика преподавания истории» - освоение студентами теоретических и практических основ педагогической деятельности.

Основные задачи методики преподавания истории - научить студентов:

• анализировать нормативно-правовые и концептуальные документы в сфере образования;

• анализировать и выбирать учебно-методический комплект по курсу истории;

• конкретизировать цели по классам, темам и урокам;

• отбирать содержание в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся;

• моделировать способы, формы и средства обучения с учетом содержания и познавательных возможностей обучающихся;

• программировать результаты обучения.

В результате обучения по программе студенты 4 курса исторического факультета должны приобрести знания по вопросам теории и практики преподавания истории, психологически подготовиться к педагогической практике в образовательных учреждениях.

Общее количество часов: лекции - 18 часов, семинарские занятия, практикумы - 42 часа.

Формы контроля - анкетирование, семинары, практикумы и тематические обсуждение, зачет.

 


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

 

Тема 1. 0бразование в меняющемся мире

Мировые тенденции развития образования, изменения в содержании, целях, задачах. Принципы развития образования в современной школе: гуманизация и гуманитаризация, дифференциация и интеграция, развивающее обучение и индивидуализация, регионализация, технологизации

(компьютеризация), непрерывность и др.

Социокультурный подход к образованию. Обусловленность реформ в образовании. Общая ситуация в системе образования России. Основное содержание закона РФ «Об образовании» (1996). Принципы государственной политики в области образования. Сущность процессов стандартизации в образовании. Образовательные стандарты России и Европы: общее и отличное. Закон «Об образовании» о правах субъектов РФ в области образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (2002). - цели, задачи и основные направления модернизации образования: роль предметов обществоведческого цикла в социализации личности, основные требования к личности современного молодого человека.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002): пути и проблемы введения предпрофильного и

профильного образования, обоснование различий в содержании образования на базовом и профильном уровне, особенности требований к выпускникам классов социально-гуманитарной направленности на базовом и профильном уровне.

Основные понятия: образование, обучение, воспитание,

социокультурный подход, модернизация, гуманизация, гуманитаризация, стандартизация, профилизация.

Тема 2. Историческое образование на современном этапе: проблемы, перспективы развития.

Мировые тенденции в развитии исторического и обществоведческого образования. Эволюция исторического знания и преподавания истории в школе (Западная Европа и Россия). Преподавание истории в поликультурном обществе. Проблемы, тенденции и перспективы развития исторического образования в России в начале XXI века. Дискуссии о целях и задачах школьного исторического образования. Непрерывное историко­обществоведческое образование: поиски новых подходов. Стандарты

исторического образования в европейских странах и России: цели, задачи, структура, содержание. Концентрическая система исторического образования: особенности и механизмы реализации. Проблемы баланса мировой, российской и региональной истории. Переход к профильному обучению в старших классах: организационное и содержательное обоснование, приоритеты. История в профильной школе: базовый и профильный уровни. Предпрофильная

подготовка.

Основные понятия: непрерывное образование, концентрическая система обучения, всеобщая история, национальная история, региональная история, профильное обучение, предпрофильная подготовка.

Тема 3. Методологические основы курса истории в школе. История как наука и как предмет.

Предмет истории - человеческое прошлое в его конкретности и неповторимости. Методология истории. Основные принципы изучения исторического прошлого.

Основные научные категории истории: историческое время, историческое пространство, исторический факт, историческая интерпретация, исторический источник. Интерпретации исторического процесса: религиозная, всемирно- историческая (историко-материалистическая, либерально-историческая, модернизационная), локально-историческая. Периодизации истории.

Основные понятия: историческое время, историческое пространство, исторический факт, историческая интерпретация, исторический источник, историческая интерпретация, локальная история, культура, цивилизация.

Тема 4. Методика преподавания истории как педагогическая наука и образовательная практика.

Методика обучения истории как педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Задачи и функции методики обучения истории. Основные факторы процесса школьного обучения истории: цели обучения, содержание и структура исторического образования, научно- методическая организация процесса обучения, познавательные возможности учащихся, результаты обучения.

Понятие «методики» в педагогической науке: П.С. Лейбенгруб, Ф.П. Коровкин (методика как частная дидактика). А.И. Стражев, А.А. Вагин, П.В. Гора (методика как специальная педагогическая наука). В.Н. Вернадский, Н.В. Андреевская (методика как собрание методических рекомендаций, советов, рецептов). Знания, умения, навыки. Общеучебные умения.

Связь методики обучения с другими науками: историей, педагогикой, философией, психологией, социологией, политологией и др.

Методы научного исследования школьного обучения истории: педагогическое наблюдение, формирующий эксперимент и др.

Мотивация обучения истории: познавательная (новые исторические знания, усвоение новых способов учения, самообразование), социальная (понимание социальной значимости предмета «история», определение собственной позиции в обществе, ориентация на способы взаимодействия с другими людьми и др.).

Основные понятия: метод, методика, способ познания, методы научного исследования, мотивация, самообразование, социализация.

Тема 5. Развитие познавательного интереса к истории.

Понятие «познавательный интерес». Репродуктивное и творческое историческое мышление. Основные факторы развития познавательного интереса к истории: содержание учебного материала (характер, организация), организация учебного процесса (методы, приемы, средства), субъект- субъектные отношения в образовательном процессе.

Основные понятия: познавательный интерес, репродуктивное

мышление, творческое мышление, субъект-субъектные отношения.

Тема 6. Учебно-методический комплект по истории: общая

характеристика, различные подходы к выбору учебных изданий. Реализация принципа вариативности для учащихся.

Понятие учебно-методический комплект. Структура учебно-методического комплекта. Требования к УМК: системность, преемственность, доступность и другие, особенности авторских концепций УМК. Содержание и методический аппарат учебников как средство достижения требований образовательного стандарта. Принцип вариативности учебно-методических комплектов. Вариативность для учителя и ученика. Приемы работы с учебно-методическим комплексом в условиях вариативности.

Современные учебники по истории. Функции учебника истории: координирующая, систематизирующая, информативная, интегрирующая, контролирующая, трансформирующая, самообразовательная, воспитательная.

Основные структурные компоненты текста учебника истории: основной (повествовательный, описательный, объяснительный, проблемно- обобщающий), дополнительный (документы, отрывки из художественной литературы, биографические справки), пояснительный (термины, подписи к иллюстрациям, пояснения и др.)

Основные внетекстовые структурные компоненты учебника истории: методический (вопросы и задания, выделения в тексте, пункты параграфов, даты, таблицы и др.), иллюстративный (фотографии, репродукции, карты, картосхемы, схемы, таблицы и др.), ориентирующий (оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература).

Основные понятия: учебно-методический комплект, учебник, учебное пособие, хрестоматия, рабочая тетрадь.

Тема 7. Методы и приемы обучения истории.

Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения: по источнику познания (устный, печатно-словесный, наглядный, практический), по уровню познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский).

Прием учебной деятельности как историко-методическая категория. Методы и приемы обучения.

Приемы умственной деятельности: устная, письменная, наглядно­

графическая формы. Таксономия Блума. Анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, абстрагирование.

Пассивные, активные и интерактивные методы обучения.

Основные понятия: метод обучения, прием обучения, средство обучения, умственная деятельность, таксономия Блума, пассивные, активные, интерактивные методы обучения.

Тема 8. Структура содержания исторического образования.

Структура учебного исторического материала: формы теоретического знания (понятия - сущность исторических явлений; суждения - причинно- следственные связи и отношения; умозаключения - закономерности исторического развития), формы практического знания (образцы материально­пространственной среды, образы материальных предметов, образы людей, хронологический материал, картографический материал, статистический материал и др.).

Структура исторических знаний учащихся: исторические представления (о фактах прошлого, об историческом времени, об историческом пространстве), исторические понятия (частные, общеизсторические, социологические), методологические знания (о причинно-следственных связях, о закономерностях исторического развития, об исторической науке).

Фактический материал в обучении истории: факты-события, факты- явления, факты-процессы.

Индуктивный и дедуктивный методы формирования понятий.

Основные понятия: теоретическое знание, практическое знание,

суждение, умозаключение, причинно-следственные связи, историческое представление, историческое понятие, методологическое знание, фактический материал, индукция, дедукция.

Тема 9. Формирование умений обучающихся.

Общая классификация умений: учебно-организационные, речевые

(письменные и устные), учебно-информационные, учебно-интеллектуальные.

Приемы и умения в учебной деятельности: воспроизводящая (повторение известного исторического материала), преобразующая (получение нового исторического материала), творческая деятельность (освоение нового исторического материала и новых способов деятельности).

Основные учебные умения учащихся при обучении истории: воссоздание исторических образов, анализ источников, логические операции, осмысление исторического материала, картографические, оценочные, хронологические.

Методика формирования умений. Формирование умений на уроках истории на основе образных заданий (Г.И. Годер), логических заданий (И.Я. Лернер), оценочных заданий (П.В. Гора).

Тема 10. Работа с учебной картиной на уроке истории.

Виды учебных картин: событийные, типологические, культурно­

исторические, портретные, карикатурные. Меловой рисунок на уроке истории (картосхемы, планы, рисунки в «разрезе», статичные, динамичные). Алгоритм анализа исторической картины: описание картины, интерпретация.

Основные понятия: историческая картина, меловой рисунок.

Тема 11. Внеурочная деятельность по истории.

Технология разработки внеклассного мероприятия по истории. Краеведческие игры, особенности составления и проведения. Олимпиады и конкурсы как механизм развития содержания образования. Первые шаги в мир культуры (музейная педагогика).

Экскурсионно-музейная работа, ее особенности на современном этапе. Школьный музей и его образовательные возможности.

Основные понятия: внеурочная деятельность, внеклассное мероприятие, краеведение, музейная педагогика.

2.2. Темы семинарских и практических занятий

Тема 1. Образование в меняющемся мире. Работа с нормативно­правовыми документами в сфере образования (практикум)

Конституция РФ (1993) о правах человека в сфере образования и культуры. Закон РФ «Об образовании». Основные принципы государственной политики в сфере образования. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования. Качество образования. Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Формы получения образования. Правовой статус образовательных учреждений. Общие требования к содержанию образования. Ступени обучения.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (2002).

Основные понятия: права человека, государственный образовательный стандарт, качество образования, образовательные программы, содержание образования.

Литература

1. Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.

2. Комментарий к закону российской Федерации «Об образовании». - М.,

1998.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. -М., 2002.

4. Концепция профильного обучения. - М., 2002.

Тема 2. Историческое образование на современном этапе. Государственный образовательный стандарт по истории (семинар).

Государственный образовательный стандарт по истории (2004). Цели и задачи исторического образования. Базовый минимум образовательных программ. Требования к выпускникам основной и средней (полной) школы.

Основные понятия: цель, задача, базовый минимум., историческое мышление, мировоззрение, принцип системности, выдающийся деятель, критическое мышление.

Литература:

Государственный образовательный стандарт. История. 2004.

 

Тема 3. История как наука и как предмет. Научные категории истории - в школьной практике. Приемы работы с историческими понятиями (практикум).

Структура исторических знаний учащихся: исторические представления, исторические понятия, методологические знания. Понятия в школьном курсе истории: частные, общеисторические, социологические. Историческое время (хронология, периодизации истории, исторические календари). Историческое пространство (определение конкретного места состоявшегося события). Исторический факт, историческое событие, историческое явление, исторический процесс: смыслы понятий.

Историческая интерпретация, исторический источник. Интерпретации исторического процесса: религиозная, всемирно-историческая (историко­

материалистическая, либерально-историческая, модернизационная), локально­историческая. Периодизации истории.

Основные понятия: хронология, исторический календарь, дедукция, индукция. Литература

1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984.

2. Блок М. Апология истории. - М., 1973.

3. Кваша Г.С. Принципы истории. - М., 2001.

4. Огоновская И.С. История России: универсальное пособие для школьников и абитуриентов. - Екатеринбург, 2004.

5. Современные методы преподавания новейшей истории. - М., 1996.

6. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - М., 1992.

Тема 4. История как интегративная наука (семинар).

Изучение законов развития общества в курсе истории и обществознания. Политическая, социальная, экономическая, культурная сферы жизни общества и их место в школьном курсе истории. Политическая история и ее изучение в школе. Социально-экономический аспект в школьных курсах истории. Социологические аспекты в преподавании истории. Художественный образ исторической эпохи в литературе, живописи, музыке и др.

Основные понятия: межпредметная интеграция, надпредметная

интеграция, политическая, социальная, экономическая, культурная сферы жизни общества.

Литература

1. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории /

Под ред. А.Г. Колоскова. М., 1990.

2. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. М., 1982.

3. Огоновская И.С. История России: универсальное пособие для школьников и абитуриентов. - Екатеринбург, 2004.

Тема 5. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся к истории (практикум).

Творчество. Творческие задания по истории и их разновидности. Использование творческих заданий на уроках. Историческое воображение.

Образ исторической эпохи. Историческое сочинение. Историческое эссе. Требования к историческому сочинению и эссе. Историческое исследование.

Основные понятия: творчество, творческое задание, историческое воображение, историческое сочинение, историческое эссе, историческое исследование.

Литература

1. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.

-М., 1982.

2. Маркова А.К. Мотивация обучения и ее воспитание у школьников. - М.,

1983.

3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.,

1072.

4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.

Шадрикова. - М., 1990.

5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983.

6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.

Тема 6. Работа с учебником на уроке истории (практикум).

Приемы работы учащихся с текстовым материалом учебника на различных ступенях обучения. Основная школа (объяснительное и комментированное чтение, пересказ, ответы на вопросы, самостоятельная работа с текстом, составление схем, таблиц, объяснение, подбор доказательств, сопоставление текстов и др.). Средняя (полная) школа (сопоставление текста учебника с первоисточником, формулирование выводов, понятий, работа со словарем, самостоятельное изучение отдельных тем, подготовка сообщений, докладов и т.п.).

Внешний вид учебника, оформление учебника и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся

Основные понятия: функции учебника, структура учебника,

эргономические нормы.

Литература

1. Беспалько В.П. Теория учебника: диагностический аспект. М.,

1988.

2. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. М., 1987.

3. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника - к творческому замысл\ урока. М., 1990.

4. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987.

5. Максаковский В.П. Учебник нового поколения // Проблемы школьного учебника. - Вып.20. М., 1991.

Тема 7. Дебаты как один из методов интерактивного обучения (практикум).

Цель дебатов. Дебаты как способ выражения коллективного мнения. Коммуникативная составляющая дебатов. Навыки, приобретаемые в ходе дебатов: лингвистические (навыки устной речи, публичного выступления), интеллектуальные (навыки логического и критического мышления, способность концентрироваться на сути проблемы), социальные (эмпатия и терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работы в команде). Принципы дебатов: взаимоуважение участников, честность

аргументов и поведения, отсутствие проигравших. Участники игры. Правила проведения дебатов.

Алгоритм организации дебатов. Формулировка темы дебатов. Сбор и обработка информации по теме дебатов. Построение доказательств и выдвижение аргументов. Стратегия отрицания. Перекрестные вопросы. Основные понятия: дебаты, принципы, таймкипер, команда, спикер, тренер, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргумент, доказательство, перекрестные вопросы, судьи, судейский протокол, эмпатия.

Литература

1. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: Учебное пособие для педагогов и учащихся. - М., 2001.

2. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. - М., 2001.

3. Дебаты: учебно-методический комплект. - М., 2001.

Тема 8. Историческая игра как один из методов интерактивного обучения (практикум).

Признаки исторической игры: диалоги участников, воображаемая

ситуация. Классификации игр: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры, игры-драматизации (Г.К. Селевко). Виды деловых игры: игра-

обсуждение, игра-исследование. Ретроспективные игры: ролевые

(театрализованное представление, театрализованная игра, проблемно­дискуссионная игра), неролевые (конкурсные, маршрутные). Тренинговые игры: настольные (домино, лото, поле чудес и др.), игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады и др.), сюжетные

Основные этапы игры: подготовительный, вводный, игровой, оценочный. Литература

1. Алексеева Н.М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1991. № 5.

2. Аникеева Н.А. Воспитание игрой. - М., 1987.

3. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как принцип обучения. - Алма-Ата, 1985.

4. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1990. № 4.

5. Блохина В.Н., Журавлева Е.В. Игры и инсценировки. - М., 1968.

6. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М., 2001.

7. Голов А.А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. - М., 1984.

8. Игровое моделирование: теория и практика / под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 1987.

9. Королев В.А. Игры для всех. - М., 2000.

10. Кулагина Г.А. сто игр по истории: Пособие для учителя. - М., 1983.

11. Кучерук И.В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории СССР. - М., 1991.

12. Ляпина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. - Алма-Ата, 1978.

13. Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры. - М., 1925.

14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1990.

15. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М., 1996.

16. Спиваковская А.П. Игра - это серьезно. - М., 1980.

17. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

18.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

Тема 9. Приемы изучения фактического материала на уроках истории (семинар).

Приемы изложения фактического материала: эмпирические

(повествование, описание, характеристика), теоретический (характеристика, объяснение, рассуждение). Аналитическое, портретное, картинное описание исторических фактов. Сюжетное, образное, конспективное повествование.

Нетрадиционные приемы изучения истории: персонификация,

драматизация, воображаемое путешествие, интервьюирование персонажей, ролевая игра (деловая, ретроспективная).

Приемы устного изложения теоретического материала: монологические (объяснение, характеристика, рассуждение), диалогические (аналитическая беседа, эвристическая беседа, повторительно-обобщающая беседа).

Письменно-графические приемы и средства изучения теоретического материала: таблицы (тематические, сравнительные, обобщающие), схемы (логические, графические, диаграммические, сущностные), план (простой информативный, план-перечисление, стереотипный, смысловой, сложный).

Основные понятия: повествование, описание, характеристика,

персонификация, драматизация.

Литература:

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. - М., 1984.

2. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4-8 классы). - М., 1978.

3. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. - М., 1968.

Тема 10. Драматизация как один из методов интерактивного обучения (практикум).

Драматизация как средство разрешения конфликтной ситуации. Приемы театрализации на уроках историю Диалогическое повествование. Обращение к мыслям и чувствам большого коллектива. Социально-воспитательная роль драматизации. Герменевтическая драматизация как интерпретация

исторических событий, явлений, процессов через образ и диалог. Драматизация - путь, изменяющий характер познавательной деятельности (от репродуктивной к креативной), развивающий самостоятельность обучающихся, формирующий рефлексивные умения и навыки учащихся.

Основные понятия: драматизация, драмогерменевтика, диалог,

креативность.

Литература:

Гугнина О.В. Драмогерменевтический подход в изучении истории. - Екатеринбург, 2003.

Тема 11. Наглядные средства обучения истории (семинар).

Принцип наглядности в обучении истории (Я.А. Коменский, XVII век). Классификация наглядных средств обучения истории: по характеру

изображаемого (изобразительные, предметные, условно-графические), по способу изображения (печатные, видео- и экранно-звуковые, компьютерные).

Изобразительные средства: картины, аппликации, иллюстрации, рисунки, фильмы. Предметные средства: макеты, модели, музейные экспонаты. Условно­графические средства: карты, схемы, графики, планшеты, картосхемы.

Виды исторических карт: по охвату территории (мировые, материковые, карты государств), по содержанию (обзорные, обобщающие, тематические), по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные).

Литература

1. Герасимов Г.А., Герасимова Г.Г. Оборудование уроков истории самодельными наглядными пособиями: Пособие для учителей. М., 1962.

2. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971.

3. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.

4. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М., 1978.

5. Полторак Д.И., Аппарович Н.И., Думин С.В. Методика использования средств обучения в преподавании истории. - М., 1987.

 

Тема 12. Работа с картой на уроке истории (практикум).

Функции карты: раскрытие исторических связей, анализ и обобщение

исторического материала, отслеживание происходивших процессов, закрепление материала.

Приемы работы с картой: локализация исторических событий на карте, «оживление» карты наглядными средствами, чтение и составление легенды карты, вычерчивание объектов на карте. Историческая карта как исторический источник. Работа с контурной картой на уроках истории. Требования к знаниям и умениям учащихся при работе с исторической картой.

Основные понятия: историческая карта, локализация, легенда карты, картосхема,

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя / А. Г. Колосков, Г. В. Клокова, П. С. Лейбенгруб и др.; Под ред. А. Г. Колоскова. М., 1984.

2. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

3. Годер Г. И. Приемы формирования пространственных представлений (5 класс) // Преподавание истории в школе. 1983. № 5. С. 45-51.

4. Казаков М.И. Над картой былых сражений. - М., 1965.

5. Линко Г.М. Работа с исторической картой в восьмилетней школе: Пособие для учителей. - М., 1962.

6. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М., 1978.

7. Работа с картой на уроках истории / Сост. Г.И. Самсонова. - Якутск, 1981.

8. Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. М.,2000.

9. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000.

 

Тема 13. Изучение письменных источников на уроке истории (семинар).

Исторический источник. Виды исторических источников. Виды письменных источников: документы, художественная литература.

Виды документов: актовые (грамоты, законы, программы, договоры, приказы, деловая переписка, речи), повествовательно-описательного характера (мемуары, хроники, летописи, жизнеописания, письма),

Приемы работы с документом: сопоставительный анализ, определение общих и отличительных черт (сюжетов, событий, явлений, суждений).

Художественная литература как вид письменного источника. Памятники художественного слова (устное народное творчество, проза, поэзия, драма, басни, эпос, мифы, песни, эпиграммы, сатира, крылатые выражения и др.). Историческая беллетристика (исторические романы, повести, рассказы, пьесы и ДР-)-

Приемы использования письменных источников: анализ и разбор, беседа, комментарий, включение в рассказ, цитирование, иллюстрирование.

Приемы работы с документом: сопоставительный анализ (исторических идей, общественных движений, художественной культуры), определение общих и особенных черт (сюжетов, событий, явлений, суждений).

Основные понятия: исторический источник, документ, художественное произведение.

Литература

1. Ковальченко И.Д.,Бородкин Л.И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ. М., 1987.

2. Назарец А.И., Папенкова Т.Я. История СССР в художественно­исторических образах: Пособие для учителей. - М., 1963.

3. Федорова М.Е., Сумникова Т.А. Хрестоматия по древнерусской литературе. - М.: Высшая школа, 1994.

4. Шестаков А.В. История СССР в художественно-исторических образах: С древнейших времен до конца ХУШ века. Хрестоматия для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

 

Тема 14. Алгоритм анализа исторического источника (практикум).

Общие сведения о документе. Вид документа. Историческая обстановка, в которой появился документ. Адресат. Цели и задачи документа: официальные, фактические, главные, побочные. Факты, мнения, версии, гипотезы в историческом документе. Основные понятия документа. Затронутые проблемы. Основные идеи документа: выводы, главные мысли. Система ценностей, отраженная в документе. Стилистические особенности документа. Уровень эмоциональности документа. Репрезентативность документа. Историческое значение источника.

Основные понятия: адресат, стилистика, репрезентативность,

историческое значение.

Тема 15. Урок как форма обучения истории (семинар).

Типы уроков истории: по соотношению структурных звеньев обучения (урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный,

повторительно-обобщающий), по ведущему методу (урок-лекция, урок-беседа, киноурок, лабораторное занятие), по характеру деятельности учащихся (воспроизводящий, обобщающий, проблемный), по характеру материала (урок счета лет, урок изучения фактов, практическое занятие). Достоинства и недостатки типов урока.

Комбинированный урок и его структурные элементы: организационный момент, проверка знаний и умений учащихся, изучение нового материала, закрепление изученного, определение домашнего задания.

Формы уроков истории. Традиционные уроки (лекции, семинары, конференции, экскурсии и др.). Нетрадиционные уроки (спектакли, ролевые игры, турниры, брейн-ринги, и др.).

Оценивание достижений обучающихся на уроке истории.

Опрос: письменный, устный, письменно-графический. Требования к проверке знаний: мотивация опроса, включение всех учащихся в работу, учет особенностей учащихся, дифференциация проверки, связь содержания проверки с новой темой, определение места проверки на уроке, мотивация оценки знаний. Оценка и самооценка.

Формы оценивания знаний и умений: индивидуальная, фронтальная, групповая. Виды оценивания знаний и умений: устный, письменный,

практический.

Литература

1. Гин А. Приемы педагогической техники. - М., 2002.

2. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 1981.

3. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории // Преподавание истории в школе. 1987. № 4.

4. Ротерштейн В.М. Различные формы урока истории в старших классах // Преподавание истории в школе. 1988. № 4.

5. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. - М., 1985.

 

Тема 16. Технология подготовки разработки плана (рабочей программы) урока (практикум).

Учебно-тематический план по предмету. Рабочая программа педагога. Баланс теоретической и практической части. Цель и задачи тематических блоков. Учебно-методическое обеспечение занятия. Педагогические условия проведения занятий. Формы контроля. Виды самостоятельной работы. Домашнее задание и его разновидности.

Основные понятия: учебно-тематический план, рабочая программа, контроль, самостоятельная работа, домашнее задание.

Литература

Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. - М., 2004.

Тема 17. Проектирование деятельности учителя (семинар).

Подготовка учителя к уроку истории. Гностический этап: изучение программы, осмысление содержания учебного материала, формулирование дидактической цели в соответствии с целями изучения раздела, темы, курса в целом, определение типа урока, выявление структуры урока, отбор учебного материала. Конструирующий этап: анализ психолого-педагогических

особенностей класса, отбор приемов и средств обучения, определение доминирующего характера деятельности учащихся (воспроизводящий, преобразующий, творческий). Организационный этап: подготовка вопросов и заданий. Информативный этап: изложение нового материала, отбор и методическое построение. Контрольный этап: Рефлексивный этап:

критерии и средства анализа результатов, интерпретация результатов, выявление трудностей и противоречий в осуществлении профессиональной педагогической деятельности, проектирование путей их преодоления.

Тема 18. Современные педагогические технологии в преподавании истории (семинар).

Современные педагогические технологии, их классификация. Личностно ориентированный, деятельностный, практико-ориентированный подходы в преподавании истории.

Педагогические идеи Дж. Дьюи. Концептуальные положения технологии проблемного обучения. Советский опыт использования технологии проблемного обучения. Проблемная мотивация и конструирование дидактического содержания исторического материала. Проблемный вопрос. Проблемное задание. Типизация проблемных вопросов и задач. Методы решения проблемных заданий (метод аналогии, статистический метод, сравнительно-исторический метод, метод определения причин по следствиям, метод обратных заключений, лингвистический метод и др.). Проблемная ситуация. Виды проблемных ситуаций. Методические приемы создания проблемных ситуаций. Проблемное обучение в III-м концентре исторического образования.

Метод проектов. Возможности и особенности использования метода проектов в преподавании общественных дисциплин. Метод проектов: сущность и условия применения. Проектирование в контексте профильного обучения. Виды проектов. Методы творчества, применяемы при проектировании. Плюсы и минусы метода проектов.

Тестовые технологии в обучении истории.

Основные понятия: технология, педагогическая технология, проблемное обучение, проект, метод проектов, тест.

Литература

1. Баранов П.А. Практикум для учителей истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. № 2 - 4.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999,2001.

3. Гин А. Приемы педагогической техники. М. 1999.

4. Ерохина М.С., Короткова М.В. Уроки Клио. М., 2000.

5. История России: Проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания). М., 2000.

6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.

7. Коваль Т.И. . Содержание и современные технологии преподавания истории: Программа повышения квалификации преподавателей истории и дидактические материалы к программе. М., 2001.

8. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999.

9. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М., 2000.

10. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3. М., 1999.

11. Огоновская И.С. Избирательное право и политико-правовая культура молодежи: Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся. - Екатеринбург, 2005.

12. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. 11 класс. М., 1996.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

14. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. М.., 2001.

15. Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе: Методические рекомендации. М., 2001.

16.Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2001.

2.3. Задания для самостоятельной работы студентов

1. В чем заключаются принципы государственной политики в области образования?

2. В чем выражается компетенция субъектов Российской Федерации в области образования?

3. Почему государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования?

4. Какие критерии социальной компетентности вы можете предложить?

5. Насколько правомерно выделение истории в общем блоке социально-­гуманитарных наук?

6. Почему именно человек является центральным элементом структуры социальной системы?

7. Какова значимость исторического опыта для развития общества?

8. Какое место занимает история в образовательных программах общего образования, обеспечивают ли они реализацию принципа гуманизации и гуманитаризации образования на практике?

9. Какую роль играет история в процессе жизненного и профессионального самоопределения?

Ю.Каковы тенденции развития исторического образования в школе? Как это может повлиять на совершенствование содержания дисциплин гуманитарной и социально-экономической направленности в профессиональном образовании?

11.В чем заключаются плюсы и минусы концентрической системы преподавания истории?

12. В чем заключается суть дискуссий по вопросу соотношения понятий «цивилизация» и «культура»?

13. Как Вы представляете соотношение понятий «цивилизация» и «прогресс»?

14. В чем принципиальные отличия методики преподавания в советское время и в настоящий период?

15. Какие условия необходимы для устойчивой мотивации учащихся к изучению истории?

16. Возможно ли развитие познавательного интереса в условиях авторитарной педагогики?

17. Как сочетаются в реальной образовательной практике репродуктивное и творческое мышление?

18.Что подразумевают субъект-субъектные отношения в образовательном процессе?

19. Возможно ли обучение истории без учебников?

20. Какие школьные учебники из вашей жизненной практики показались вам наиболее (наименее) интересными?

21. Как соотносится содержание школьных учебников по всеобщей и

отечественной истории?

22. Возможно ли обучение истории без учебников?

23. Какие школьные учебники из вашей жизненной практики показались вам наиболее (наименее) интересными?

24. Как соотносится содержание школьных учебников по всеобщей и отечественной истории?

 

2.4. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

1. Основные тенденции развития образования в мире и в России на рубеже тысячелетий.

2. Закон РФ «Об образовании» об основных принципах государственной политики и содержании образования.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: о приоритете социализированной личности и значимости предметов социально-гуманитарного цикла.

4. Историческое образование на современном этапе: проблемы,перспективы развития.

5. Государственный образовательный стандарт по истории о целях, задачах, содержании исторического образования и требованиях к выпусникам.

6. Методологические основы курса истории в школе. История как наука и как предмет.

7. Научные категории истории - в школьной практике. Приемы работы с историческими понятиями.

8. Методика преподавания истории как педагогическая наука и образовательная практика.

9. История как интегративная наука.

10. Развитие познавательного интереса к истории.

11.Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся к истории.

12. Учебно-методический комплект по истории: общая характеристика, различные подходы к выбору учебных изданий. Реализация принципа вариативности для учащихся.

13. Работа с учебником на уроке истории .

14. Методы и приемы обучения истории.

15. Дебаты как один из методов интерактивного обучения.

17. Структура содержания исторического образования.

18. Дискуссия как один из методов интерактивного обучения

19. Формирование умений обучающихся на уроках истории.

20. Историческая игра как один из методов интерактивного обучения.

21. Приемы изучения фактического материала на уроках истории.

22. Драматизация как один из методов интерактивного обучения.

23. Наглядные средства обучения истории.

24. Работа с учебной картиной на уроке истории.

25. Работа с картой на уроке истории.

26. Изучение письменных источников на уроке истории.

27. Алгоритм анализа исторического источника.

28. Урок как форма обучения истории

29. Технология подготовки разработки плана (рабочей программы) урока.

30. Проектирование деятельности учителя.

31. Современные педагогические технологии в преподавании истории.

32. Технология проблемного обучения на уроках истории.

33. Тестовые технологии в обучении истории.

34. Игровые технологии в обучении истории.

35. Внеурочная деятельность по истории.