Сравнение полномочий, функций и регламента работы народных собраний - экклесии и апеллы

Высшим органом власти и в Спарте, и в Афинах считалось народное собрание. В Афинах оно называлось экклесия, а в Спарте -апелла. В обоих полисах в народном собрании участвовали все граждане-мужчины. В компетенции народного собрания находились вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, законодательство. Но полномочия народного собрания в Афинах были шире, чем в Спарте. Экклесия заслушивала отчеты должностных лиц, решала дела по продовольственному снабжению, осуществляла контроль за государственным имуществом, утверждала наиболее крупные завещания, контролировала воспитание юношей, утверждала государственный бюджет, рассматривала вопросы о даровании за особые заслуги гражданских прав иностранцам. То есть, по существу, экклесия была не только законодательным органом, но и осуществляла контроль в сфере управления и администрации. Полномочия спартанской апеллы отличались от афинской экклесии лишь тем, что апелла решала вопрос о наследовании царской власти, если не было законных наследников и утверждала освобождение отдельных илотов.

Если апелла собиралась нерегулярно и по воле должностных лиц, то годовая деятельность экклесии была разбита на 10 циклов по 36 дней в каждом. В каждый из этих циклов экклесия собиралась на 4 заседания. При этом за участие в работе народного собрания афинским гражданам полагалась небольшая плата. Хотя должностные лица созывали собрание, регулярность заседаний не зависела от их воли. В Спарте работой народного собрания руководили особые лица, в Афинах председателя собрания каждый раз избирали по жребию. В Афинах по обсуждаемому на народном собрании вопросу мог выступить любой гражданин, и свобода слова не ограничивалась; также любой гражданин мог вынести на народное собрание любой вопрос в том числе и законопроект. В Спарте граждане не имели права законодательной инициативы, и обсуждения законопроектов не допускалось - апелла лишь соглашалась или отвергала предлагаемые ей решения.

Процедура голосования в Афинах была разнообразной: существовало открытое голосование путем поднятия рук и подсчета голосов, существовало тайное голосование путем опускания в амфору черных или белых камешков или бобов, существовало голосование, которое можно считать прообразом наших бюллетеней, когда на глиняном черепке писалось имя человека, опасного для демократии (остракизм). Наконец, выборы в Афинах чаще всего проходили по жребию среди предварительно избранных открытым или тайным голосованием кандидатов. В Спарте голосование осуществлялось криком, и председательствовавший должен был на слух определить, за какое решение громче крикнули; или путем разделения собрания на две части: кто "за" - налево, кто "против" - направо, и снова количество голосовавших в ту или иную пользу определялось на глаз. Выборы в Спарте осуществлялись способом, который еще Аристотель назвал "детским". Нескольких старцев определяли в закрытое помещение и перед народным собранием выставляли кандидатов. Собрание должно было криком выразить свое одобрение каждому из них, и старцы, не видя самих кандидатов, определяли, за какого по счету собрание крикнуло громче.

В Афинах важную роль играл Совет 500 (буле). Он может рассматриваться как рабочий орган народного собрания, но в то же время он имел и самостоятельное значение. В буле избиралось по 50 человек от каждой территориальной филы Афин, при этом каждую десятую часть года исполняла обязанности всего Совета 500 дежурная фила (притания), получалось, что буле работал круглый год, заседая ежедневно, исключая праздники. Важнейшей задачей буле была подготовка и организация работы народного собрания и выполнение его функций в перерывах между заседаниями, когда требовалось оперативно решать насущные вопросы государственной жизни. В силу этого компетенция буле была столь же обширна, как и самого народного собрания, хотя важнейшие вопросы требовали обязательного утверждения народным собранием. В ведении буле также была докимасия - проверка правильности избрания должностных лиц. Совет 500 выступал также как организующий и руководящий орган всей системы магистратур, то есть исполнительной власти. За работу в Совете 500 полагалась в два раза большая плата, чем за посещения народного собрания. Срок полномочий булевтов определялся в один год, причем повторное избрание допускалось лишь через несколько лет и только один раз.

В Спарте ряд функций, аналогичных буле, выполняла герусия, хотя компетенция последней была значительно шире и ее роль в государственной жизни Спарты, несомненно, гораздо важнее. Герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов - избранных народным собранием старцев старше 60 лет на пожизненный срок и обоих царей. Герусия не подчинялась ни одному органу и не контролировалась ни одним органом. Мало того, герусия в определенных случаях могла отменять решения апеллы, если считала их неприемлемыми в силу тех или иных причин. Герусия заседала ежедневно и руководила всеми делами государства, включая военные, финансовые и судебные, вплоть до преследования царей. В герусии рассматривались все законопроекты, и только герусия могла предложить их народному собранию. Также этот орган руководил работой должностных лиц и принимал отчеты от них. Таким образом, практически все нити государственного управления находились в руках геронтов или под их контролем. Тот факт, что герусия практически находилась в государственной структуре выше народного собрания (хотя формально именно народное собрание считалось в Спарте высшим органом) позволил еще некоторым античным авторам считать Спарту олигархическим государством.

В системе государственных органов и Афин, и Спарты существовал ряд оригинальных элементов, которые не поддаются прямому сравнению. В Афинах такими элементами политической системы были ареопаг и гелиэя, в Спарте - эфорат и цари.

Ареопаг являлся древнейшим политическим органом Афин. Он состоял исключительно из аристократов и был единственным органом во всей политической системе афинской демократии, который не избирался, но сам кооптировал новых членов в свой состав на пожизненный срок. После всех преобразований эпохи формирования афинской рабовладельческой демократии ареопаг из главного органа афинского государства превратился в одну из судебных инстанций, которая разбирала дела об умышленных убийствах, ранениях и поджогах, а также о нарушениях религиозных предписаний. Однако помимо этих функций ареопаг осуществлял надзор за нравами и являлся хранителем традиций, и роль его в этом была весьма велика.

Гелиэя, напротив была одним из самых демократичных органов афинского полиса. Она считалась высшим судебным органом и рассматривалась как дополнение народного собрания. В ее состав входили 6000 граждан старше 30 лет, как правило отцы семейств, избираемые на народном собрании сроком на один год. Большое количество судей объяснялось как обилием судебных дел, так и стремлением афинян избежать подкупа судей. Судьи делились на 10 палат по 500 человек в каждой (1000 судей считались запасными), а дела между палатами распределялись по жребию, хотя наиболее важные дела рассматривались на объединенном заседании нескольких палат. Судебные разбирательства проводились совместно с соответствующими магистратами, которые проводили предварительное следствие.

Обвинение и защита носили частный характер, и судебный процесс происходил на основе состязательного принципа. После речей обвинителя и ответчика, каждый из которых пытался доказать свою правоту, гелиасты голосовали, и дело считалось решенным, если за него проголосовало свыше половины членов палаты. Обычными приговорами гелиэи были штрафы, более суровым наказанием было лишение гражданских прав и изгнание, самым суровым приговором была смертная казнь, причем осужденному предоставлялось право самому выбрать ее вид. Кроме разнообразных судебных дел дел в ведение гелиэи входили вопросы, связанные с охраной неписанной афинской конституции. Именно гелиэя рассматривала жалобы на противозаконие, и она могла отменить любой закон, принятый народным собранием, если он противоречил устоям афинской демократии и мог привести к установлению тирании.

Судебная система в Афинах Была довольно разветвленной: существовали различные суды помимо ареопага и гелиэи. Так, большую роль играл суд эфетов. Он делился на 4 палаты: при храме Паллады рассматривал непредумышленные убийства, убийства метеков, подстрекательства; при храме Аполлона - убийства при необходимой обороне, нечаянное убийство, убийство любовника; возле гавани - убийства, совершенные изгнанниками (суд с лодки); возле пристани - неодушевленные предметы и животные. Гражданские споры разбирал суд диэтетов (избирался по жребию из граждан старше 60 лет). Коллегия 11 разбирала дела о разбое, грабеже, ночных кражах и т.п. Суд 40-ка разбирал мелкие дела в пределах сумм до 10 драхм.

Коллегия эфоров в Спарте состояла из 5 человек и избиралась сроком на 1 год апеллой из всего состава спартиатов. Власть эфоров была столь велика, что Аристотель сравнивал ее с властью тиранов. По имени старшего эфора спартиаты называли год и по эфорам вели свое летоисчисление. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и обладали властью контролировать действия должностных лиц, в том числе царей. Эфоры могли вести переговоры с послами иностранных государств, они созывали апеллу и герусию и председательствовали на них. Важнейшей функцией эфоров был надзор за всей системой спартанского воспитания. В компетенции эфоров находился также верховный надзор за илотами и объявление криптий. Эфоры обладали правом законодательной инициативы, и именно они вносили на заседание апеллы законопроекты, которые, впрочем, подлежали обязательному согласованию с герусией.

Цари в Спарте не были носителями верховной единоличной власти, и спартанский государственный строй не был монархией. Оба царя обладали одинаковой властью, их компетенция была ограниченной, оба они находились под контролем герусии и эфоров. Их прерогативой было командование армией, руководство религиозным культом и участие во всех государственных делах, но лишь как членов герусии. Авторитет царей в спартанском обществе был достаточно высок, но он никогда не выходил за пределы установлений общины равных и в целом вписывался в систему ликургова законодательства.

И в Афинах, и в Спарте существовала разветвленная система исполнительной власти.

В Афинах система магистратур находилась под контролем Совета 500, и он же был ее организующим центром. Высшими магистратами были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия архонтов состояла, как и в древнейшее время, из 9 человек. По имени старшего архонта афиняне называли год. Коллегия архонтов в целом осуществляла контроль за религиозными церемониями, определяла порядок рассмотрения судебных дел и даже оказывала влияние на военные дела. Впрочем, возглавляли всю военную организацию в Афинах стратеги, которых было 10. Стратеги проводили набор войска, командовали армией в ходе военных действий, распоряжались военными финансами и военной добычей. Помимо главной военной коллегии стратегов существовали и другие: таксиархов (командовали гоплитами), гиппархов (командовали конницей) и т.д. Выбор членов военных коллегий афиняне не доверяли жребию, а избирали на все военные должности открытым голосованием, подвергая кандидатов всесторонней проверке и обсуждению. На финансовые должности в Афинах требовался имущественный ценз, целью введения которого было общее благо государства: если то или иное должностное лицо допускало финансовые злоупотребления или растраты, то покрывать расходы оно должно было из собственных средств. Вообще в Афинах существовало особенно много должностей, связанных как раз с финансами и торговлей: казначеи богини Афины - хранители всей государственной казны; коллегия полетов, осуществлявших контроль за поступлениями в казну; коллегия аподектов, ведавшая уплатой жалования должностным лицам государства; коллегия логистов, осуществлявшая проверку финансовой отчетности от должностных лиц и т.д. Целью столь разветвленной системы финансовых должностей было предотвращение коррупции и финансовых злоупотреблений. Торговлей и городской жизнью ведали: астиномы, ответственные за санитарное состояние улиц, площадей и рынков; агораномы, осуществлявшие общий надзор за рынками, метрономы, ведавшие соблюдением мер и весов торговцами; ситофилаки, контролировавшие цены на хлеб и т.д. Были и другие коллегии, из которых особо следует выделить коллегию одиннадцати, которая осуществляла надзор за тюрьмами и приводила в исполнение приговоры. В распоряжении этой коллегии находился специальный отряд рабов-скифов из 300 человек, выполнявший полицейские функции, причем эти рабы имели право применять силу по отношению к свободному человеку, если он совершал преступление или нарушал общественный порядок. Всего же в Афинах ежегодно избиралось в различные коллегии до 700 должностных лиц, как свидетельствует Аристотель. Однако, несмотря на столь большое количество должностных лиц, в Афинах не было бюрократии и чиновников в привычном нам смысле слова. Все должностные лица избирались сроком на один год, нельзя было быть избранным дважды на одну и ту же должность (за исключением стратегов в случае успешного военного командования), все магистратуры были коллегиальными (как правило, из 10 человек - по одному от каждой территориальной филы), на почти все должности существовала демократическая процедура избрания, и все они, кроме финансовых, были доступны для граждан любого достатка, так как были оплачиваемыми. Жалование составляло примерно дневной заработок ремесленника или несколько выше. Вся система в целом в Афинах позволяла любому гражданину принимать участие в управлении полисом, через те или иные механизмы демократии.

Поиски системы исполнительной власти в Спарте нередко заводили исследователей в тупик. Скудость источников не всегда позволяла составить четкое представление о должностных лицах этого уникального государства, однако эта проблема окажется легко разрешимой, если иметь в виду, что спартанское общество было сильно военизированным и в нем необычайно высока была роль военного элемента. Главное командование осуществляли цари. Другой высшей военной должностью был пост наварха - командующего флотом (Аристотель называет этот пост "почти второй царской властью"). Кроме этого существовал постоянный штат различных военных командиров, командовавших отдельными подразделениями: полемархи - морой, которая насчитывала от 500 до 900 человек; лохаги - лохом (от 150 до 200) и т.д. В управлении войском царям помогали специальные должностные лица: судьи, разбиравшие дела о воинских преступлениях; казначеи, ведавшие военными финансами; лафирополы, распоряжавшиеся военной добычей и т.п. Учитывая, что спартанцы жили в условиях постоянной боевой готовности и что сама Спарта являла собой военный лагерь, справедливо полагать, что в редкие периоды мирного времени те же военные командиры, осуществляли функции, обычные для гражданских должностных лиц других греческих полисов. Вероятно, все эти должностные лица избирались апеллой по представлению царей и герусии, и время пребывания их в должности зависело от воли царей, следивших за добросовестным исполнением ими своих обязанностей. Стоит также заметить, что со времени экспансии Спарты за пределами Пелопонесского полуострова особое значение приобрела должность гармоста - начальника гарнизона в завоеванных или подчиненных Спартой полисах. Гармосты обладали очень большими полномочиями, включавшими и военные, и гражданские функции.

Подводя итог сравнению Спарты и Афин как политических систем следует констатировать, что и та, и другая обладали рядом достоинств и недостатков.

Афины представляют самую развитую, законченную и самую совершенную форму демократического строя античных рабовладельческих государств. В афинской демократии воплотилась высшая форма государственности сформировавшегося в древнем мире античного гражданского общества. Вместе с тем эта демократия была ограниченной - всей полнотой гражданских прав пользовалось лишь 10-20% населения. Женщины, хотя и считались гражданками, в политической жизни не участвовали, а метеки и тем более рабы, вообще не имели гражданских прав. Кроме того, несмотря на существовавшую в Афинах оплату даже за участие в работе народного собрания, не все жители Аттики, особенно из отдаленных районов, имели возможность посещать все мероприятия полисной политической жизни. К тому же полноценное участие всех граждан во всех мероприятиях наносило существенный вред хозяйственной жизни. Да и в случае возможно полного кворума выступить на народном собрании мог далеко не каждый - для этого требовалась специальная подготовка, прежде всего ораторская. Свобода слова, несмотря на всю ее полноту, не допускала инакомыслия в некоторых вопросах, особенно религиозных. Жертвой этой ограниченности прав стал, например, Сократ, приговоренный к смерти за то, что он не почитал отеческих богов. Но свобода слова имела порой и другую крайность: нередко обсуждение самых экстренных мер могло затягиваться до бесконечности, и это приводило иногда к серьезным последствиям. Так, когда жители Олинфа, находившегося на северном побережье Эгейского моря, попросили у афинян защитить их от македонского царя Филиппа, собрание обсуждало этот вопрос столь долго, что помощи уже и не потребовалось: к моменту принятия решения город уже был взят и разграблен македонянами, а жители его проданы в рабство. Однако, несмотря на ограниченность, афинская демократия в чисто политическом отношении надолго осталась совершенной моделью такого рода государственного устройства, прогрессивного типа государственности, служившего на протяжении многих веков образцом для подражания.

Относительно оценки государственного устройства Спарты споры шли еще в древности. Одни мыслители видели в ней образец подлинной демократии и равенства, другие расценивали ее как режим олигархического типа, третьи, в том числе Платон и Аристотель, готовы были признать лакедемонское государственное устройство результатом идеально сбалансированного синтеза одновременно нескольких политических начал: демократии, олигархии и монархии. Действительно, в Спарте наблюдается сложное переплетение элементов полисной демократии и коллективизма с элементами авторитарного администрирования, обусловленного милитаризацией всей жизни спартиатов. Антиаристократическая и демократическая направленность государственного строительства в Спарте не может вызывать сомнений, однако спартанская демократия, сохранив внешнюю оболочку и оставаясь для внешнего мира все той же "общиной равных", в действительности довольно быстро деградировала и превратилась в прямую противоположность демократическому идеалу. Застывшая на точке замерзания экономика, почти абсолютная изоляция государства от внешнего мира, бесцеремонное вмешательство государства в частную жизнь граждан, подавление личной инициативы во всех ее проявлениях, нивелировка человеческой индивидуальности и как прямое следствие - беспросветная политическая реакция и культурная отсталость - таковдствие - беспросветная политическая реакция и культурная отсталость - таковы те печальные итоги, к которым Спарта пришла в результате "ликурговой революции".

Греки называли спартанское государственное устройство привычным им термином олигархия, хотя ближе всех к истине был "отец истории" Геродот, писавший о царящей в Спарте "деспотии закона". И лишь совсем недавно было найдено, как кажется, правильное определение. Его дал, пожалуй, самый выдающийся отечественный исследователь спартанского феномена Ю.В.Андреев, определивший спартанскую государственность как одну из самых ранних форм тоталитарного государства. "Краеугольными камнями спартанского тоталитаризма, - отмечал он, - стали именно те социальные и политические институты, которые по замыслу их устроителей должны были служить главной опорой демократического строя". Так, государственный контроль превратился в административный диктат, эфорат из демократической диктатуры - в диктатуру без демократии, равенство наделов и находившихся на них илотов привело к отчуждению спартиатов от своих хозяйств и превратило их в простое приложение к этим наделам. Жесточайшая регламентация всей жизни имела следствием обезличение и нивелировку личности, и государство ассимилировало в себе и общество и всех его индивидов. Ценой консолидации спартанского общества стало ограничение гражданских прав и подавление свобод личности.