Фигуры красноречия
Фигуры речи (от лат. figura – оборот речи, очертание, изображение, вид) – это любые обороты речи, отступающие от определенной, естественной нормы с целью создания экспрессивности, увеличения воздействующей силы высказывания.
Антитеза – резкое противопоставление образов, понятий, нравственных или политических позиций. Примеры: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог!» (Г.Р. Державин); «Дома новы, но предрассудки стары» (А.С. Грибоедов); «Прекрасна, как ангел небесный, Как демон коварна и зла» (М.Ю. Лермонтов); «Кто был ничем, тот станет всем»
(Э. Потье «Интернационал»).
Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи, перестановка смежных слов. Примеры:
«Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..»
(М.Ю. Лермонтов)
«Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по каменным ступеням.»
(А.С. Пушкин)
Градация – расположение слов, выражений, образов по возрастающей или убывающей значимости. Примеры:
«Не жалею, не зову, не плачу» (С. Есенин)
«Не думай бежать!
Это я
Вызвал.
Найду.
Загоню.
Доконаю.
Замучу!»
(В. Маяковский)
«Не поддавайтесь той теории, которая проповедует, что для полного спокойствия на земле нужно иногда звучать цепями осужденных, нужно наполнять тюрьмы жертвами и губить их из-за одной идеи правосудия» (Ф.Н. Плевако – из речи в защиту Кострубо-Карицкого).
«У старинушки – три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.»
(П.П. Ершов)
Повтор – повторение слова, выражения, образа с целью привлечь к ним особое внимание, обеспечить запоминание речи и ее ритм.
Разновидности повтора: анафора (единоначатие) – повторение слова в начале фраз, следующих одна за другой, эпифора - повторение слова в конце фраз, следующих одна за другой, возвращение - удвоение, «стык», параллелизм – использование фраз с одинаковым построением и пр.
Пример анафоры: «О времена! О нравы! Все понимает сенат, все видит консул, а этот человек еще живет и здравствует!» (Марк Туллий Цицерон – из речи «Против Катилины»).
Пример эпифоры: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н.В. Гоголь).
Пример возвращения: «О весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!» (А. Блок).
Пример повтора с использованием анафоры, эпифоры и параллелизма: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Евангелие от Луки).
Хиазм – перевернутый параллелизм. Пример: «Одни едят, чтобы жить, другие живут, чтобы есть». Сравните обыгрывание этого приема в выступлении В.В. Маяковского, который, полемизируя с Асеевым, сказал: «Есть поэты, которые живут для того, чтобы писать, и есть поэты, которые пишут, чтобы жить. Я больше всего люблю поэтов, которые пишут для того, чтобы жить, и все свои силы и возможности я, конечно, буду направлять на улучшение своих стихов о нашей жизни и не буду писать для того, чтобы попеть песенки и уйти».
Примеры хиазма в поэзии:
«Ужель меня несчастней нету
И нет виновнее его.»
(М.Ю. Лермонтов)
«Упразднен ум и мысль осиротел.»
(Ф.И. Тютчев)
«Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.»
(А.А. Ахматова)
Изречение _- краткое изложение общих идей с назидательной целью. Например: «Одни думают для себя, другие думают для публики» (Л. Толстой); «Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют» (Н.М. Карамзин); «Фанатизм есть порабощение мысли чувством, ею же вызванным» (Д.Н. Овсянико-Куликовский); «Неспособность есть не добродетель, а бессилие» (Ромен Роллан); «Женщины избегают дурного не потому, что оно несправедливо, а потому, что оно безобразно» (И. Кант); «В смирении – сила, победившая мир: перед кем или перед чем может гордиться всемогущий Бог?» (К.Д. Ушинский); «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца» (Амвросий Оптинский).
Ободрение и одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям: Пример: «Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким людям, как вы, надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей страдает» (Цицерон – речь «В защиту Секста Росция Америйца»).
Уступка, или допущение – говорящий сначала как бы соглашается с мнением оппонента, допускает, что оно соответствует действительности, а затем показывает его ошибочность. Речевые формулы уступки: «Да, но…; Согласен с тем-то и там-то, но…; Вы правы в том-то и том-то, но…; Совершенно справедливо, однако…». Пример: «Да, господа, народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы» (П.А. Столыпин из речи о Финляндии, произнесенной в Государственной Думе 5 мая 1908 года).
Риторическое восклицание – эта фигура отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). Пример: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» (П.А. Столыпин - заключительная фраза речи об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенной в Государственной Думе 10 мая 1907 года).
Риторическое обращение – фигура, помогающая подчеркнуть, эмоционально выделить существенные идеи текста. Пример риторического обращения в сочетании с риторическим восклицанием: «О Русская земля, далеко уж ты за горами!» «Слово о полку Игореве». Стихотворение Николая Гумилева «Молитва» целиком представляет собой эту фигуру:
«Солнце свирепое, солнце грозящее,
Бога, в пространствах идущего,
Лицо сумасшедшее,
Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее!»
Приложение 6. Тематика рефератов по риторике
1. Античное риторическое наследие и его значение для современной риторики.
2. Древнегреческая риторика: основные периоды, идеи, имена.
3. Римская риторика: основные периоды, идеи, имена.
4. Проповеди Иисуса Христа как образцы практически ориентированного красноречия.
5. Этико-риторические принципы речевого поведения Древней Руси и их значимость для современности.
6. Русская риторика: основные периоды, идеи, имена.
7. Американская риторика: основные периоды, идеи, имена.
8. Основные направления теории и практики красноречия в современных США.
9. «Риторика» М.В.Ломоносова и ее значение для теории и практики красноречия в России.
10. Русское духовное красноречие: традиции и современность.
11. Торжественное красноречие в России: традиции и современность.
12. Русское академическое красноречие.
13. Русское судебное красноречие.
14. Русское военно-патриотическое красноречие.
15. История политической риторики в России.
16. Жанры и особенности современной политической риторики.
17. Развлекательные жанры и приемы речи и их роль в деловом общении.
18. Современная этнориторика и ее значение для организации эффективного делового общения.
19. Национально-культурная специфика русского речевого этикета.
20. Риторика уважения в национальных культурах.
21. Риторика в системе современных пиар-технологий.
22. Нейро-лингвистическое программирование как путь преодоления барьеров в общении.
23. Роль игры в обучении и общении.
24. Риторика рекламы (на примере рекламных объявлений в орловской прессе).
25. Проблемы гендерной риторики
26. Риторика в современном мире.
27. Язык и власть.
28. Риторический портрет личности (на примере телеведущих, деятелей культуры, политиков и т.д., по выбору студента).
29. Риторика и культура речи.
30. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.
31. Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.
32. Роль невербальных средств в обеспечении эффективности общения.
33. Правила ведения научного диалога.
34. Подготовка и проведение дискуссии.
35. Непродуктивные модели беседы и способы их избежать.
36. Обратная связь в публичном выступлении.
37. Судебное красноречие в России ХIХ столетия.
38. Политическое красноречие в России ХХ столетия.
39. Духовное красноречие и его роль в развитии русской риторики.
40. Русское академическое красноречие, его особенности и представители.
41. Русское военно-патриотическое красноречие.
42. Речевые тактики.
43. Совершенствование навыков слушания.
44. Психологический анализ речевого общения.
45. Роль логики, ее законов и категорий в риторике.
46. Использование принципов дидактики в речевой деятельности.
47. Устная речь – звуковой портрет говорящего.
48. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи.
49. Особенности развлекательной речи.
50. Особенности информационной речи.
51. Особенности агитационной речи.
52. Особенности «сокровенных речей».
53. Учет интересов и особенностей аудитории в публичном выступлении.
54. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи.
55. Экспрессия в общении.
56. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи.
57. Искусство задавать вопросы и его роль в эффективном общении.
58. Развитие речевых возможностей.
59. Проблема риторической интуиции.
60. Теория аргументации и ее значение для общей риторики.
61. Риторическая компетентность.
62. Использование категорий логики в судопроизводстве.
63. Композиция судебной речи.
64. Культура и этика судебных прений.
65. Судебное красноречие античности.
Учебное пособие
Бобылев Борис Геннадьевич
Кошелева София Владимировна