Тема: Техника произнесения публичной речи

Вербальными средствами называются те средства, которые осуществляются посредством речи. К невербальным средствам относятся пантомимика, улыбка, визуальный контакт, пространственное расположение. Оратор осуществляет свое воздействие на слушателей по двум каналам: звуковому и визуальному. Звуковые каналы делятся на 1) лингвистические (язык); 2) паралингвистические (просодические): голос, интонация, темп речи, паузы. Визуальные каналы имеют в своем составе пантомимику (кинетику): позы, жесты, мимика, взгляд.

Кроме того, к невербальным средствам относится пространственное расположение. По расположению говорящего и слушающего общение делится на виды: 1) интимное (45 см); 2) персональное (45–120 см); 3) социальное (120–400 см); 4) публичное (4–4,5 м).

С помощью жестово-мимических средств говорящий может вызвать у слушателей именно те эмоции, которые порождают эти характерные движения. Это свидетельствует о том, что человек подвержен эмпатии, т.е. заражению или подражанию, поэтому очень важно владеть движениями своего лица и тела и уметь использовать их в качестве эффективных средств воздействия.

Существуют изобразительные, указательные и регулирующие жесты. Они должны быть индивидуальными и заучивать их нельзя.

Работа над голосом также чрезвычайно важна для успеха ритора. Существуют определенные условия для постановки голоса: 1) респирация – организация дыхания; 2) фонация – образование голоса; 3) артикуляция – производство звуков.

К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования: 1) она не должна быть монотонной; 2) должна быть естественной и соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Интонация включает мелодику (завершенности, вопроса или восклицания, когда повышается или понижается тон), темп речи (он должен быть средним), паузу и логическое ударение.

Вопросы:

1. Какую роль в успехе публичной речи играют невербальные средства общения?

2. Охарактеризуйте основные виды жестов и ситуации их применения.

3. Каковы основные характеристики и свойства голоса?

 

Задания:

Задание 1.Определите, какие жесты могут быть использованы при произношении фраз:

 

Все это не для меня.

Стучат, стучат и вверху, и внизу.

Пришли и те и другие.

Пусть это останется между нами.

Мы-то с тобой поймем друг друга.

Пускай, пускай, оставь его.

Да что там, ну пусть.

Избавьте меня от этого, я этого не хочу.

Нет-нет, ни за что.

Так все напутано, такая неразбериха.

Никто ничего не поймет, полная сумятица.

Все это не совсем так.

Тут как-то все, знаете, эдак.

(По Л.А. Введенской и Л.Г. Павловой)

 

Задание 2.Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М.В. Ломоносов, когда они используются и что означают?

 

Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к Богу молитву или клянутся или присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихими движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оныя на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение или отрицание изображают.

 

Задание 3.Смотря телевизор, обратите внимание, как ораторы используют жесты, мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Приведите конкретные примеры.

 

Задание 4.Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т.д.).

 

Задание 5. Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с какой он обратится к слушателям, и произнесите ее по-разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т.д.

 

Задание 6. Прочитайте, как К.С. Станиславский, используя различные образные средства, дает характеристику речи тех говорящих, которые не заботятся о своей дикции. Какой из образов, приведенных Станиславским, вам кажется наиболее удачным? Почему?

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой.

Слово с недоговоренным концом напоминает (...) человека с ампутированными ногами.

Когда у некоторых людей от вялости или от небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

Моя артикуляция губ плохо развита и так далека от виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слоги и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разливы гласных, в которых вязнет язык.»