Заключение.
В результате проведенного расчета характеристик устойчивости и управляемости самолета типа Су-25 УТГ были определены следующие характеристики:
1. Определен диапазон центровок: , . Рассчитана средняя центровка, используемая для дальнейшего расчета параметров. Средняя центровка берется как: =0,2747.
2. Требования о соответствии характеристикам статической устойчивости, предъявляемым к данному самолету, выполняются во всем расчетном диапазоне высот и скоростей полета, самолет статически устойчив. Нейтральная центровка до Мкр 0,5 постоянна, а после равномерно возрастает. Диапазон центровок меняется от 0,309 до 0,344.
3. Эффективности рулей для балансировки самолета по тангажу не достаточно в расчетном диапазоне высот и скоростей полета. Для устранения неравномерности градиентов расходов и усилий на ручке необходимо установить АРУ.
4. Средствами аэродинамической компоновки самолета для заданного коэффициента запаса устойчивости =-0,02, требуемые динамические характеристики не обеспечиваются, расчетные точки находятся за пределами области хорошей устойчивости и управляемости. Поэтому для перемещения точек в заданную область необходимо оборудовать самолет автоматом продольного управления (АПУ).
5. При установке АПУ характеристики сместились в область хорошей устойчивости и управляемости, однако остались точки, которые не попали в нее, это связано с использованием в расчете располагаемых коэффициентов. Для перемещения точек в область хорошей устойчивости и управляемости необходимо, чтобы Кωz и Кny минимальные равнялись потребным значениям коэффициентов усиления. Это возможно произвести, уменьшив Тсп и внедрением в систему АРУ. Для устранения методической ошибки следует ввести в АРУ корректировку по высоте и скоростному напору.
6. Установка АРУ позволила устранить неравномерность градиентов расходов и усилий на ручке, улучшены статические характеристики продольной управляемости во всем диапазоне высот и скоростей полета. Определен диапазон изменения коэффициента рулевого тракта Кш=[0,02566: 0,1085].
На основе полученных характеристик можно сделать вывод, что самолет данного типа необходимо оборудовать системами АПУ и АРУ, которые позволят улучшить характеристики устойчивости и управляемости в продольном канале для заданного диапазона высот и скоростей эксплуатации самолета.
Список использованных источников:
1. Гуськов Ю.П., Загайнов Г.И. Управление полетом самолетов - М.: Машиностроение. 1991. – 272с.: ил.
2. Альбом исходных данных.
3. Ю.П. Гуськов, В.Ф. Захарченко, Ю.А. Паленов. Методическое пособие - “Расчет основных характеристик динамики и управления самолета”. Учебное пособие для дипломного проектирования. - Москва, издательство МАИ, 1996.
4. Никодимов А. В. Дипломный проект - “Оценка характеристик устойчивости и управляемости дозвукового маневренного самолета в испытаниях (прототип Су-25УТГ)”.
Ахтубинск, “Взлет” МАИ, 2009.