Тема: Требования к поведению говорящего
Образ говорящего складывается из 3-х аспектов проявления личности в слове: 1) этос – этика оратора; 2) пафос – его эмоции; 3) логос – логика речи оратора.
Этические оценки оратора формируются на основе представлений об ораторских правах, таких, как честность, компетентность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность.
Честность – способность принять на себя ответственность за собственные идеи и предложения, т.е. оратор должен говорить не от лица нации, а от себя лично и не прятаться за других.
Компетентность – условие честности, наличие систематического образования, практический опыт, владение техникой публичной речи. Честность предполагает добросовестность, которая проявляется в преобладании стремления к разрешению реально значимых для общества проблем, но не в стремлении к самоутверждению и манипулированию аудиторией. Добросовестный ритор всегда учитывает все доводы: и «за», и «против», не навязывает свое мнение.
Скромность – это умение занять правильную позицию между равенством и превосходством по отношению к аудитории. Превосходство влечет за собой отчуждение, а явное уравнение с аудиторией – пренебрежение. Ритора возвышает над аудиторией право выражать общие интересы, но вместе с тем ритор включен в аудиторию.
Доброжелательность – все предложения оратора направлены на благо аудитории. Говорящий должен воздерживаться от непродуманной искренности, горячности. Он должен обладать взвешенной реакцией на поступки и слова. Не должен манипулировать аудиторией, демонстрируя свое превосходство.
Предусмотрительность - способность предвидеть последствия решения, учитывать традиции и культуру общества, его исторические ценности. В противном случае успех будет временным.
Важное средство ораторской речи – коммуникативность, или чувство аудитории. Коммуникативность проявляется в том, что у слушателя возникает чувство живого общения с говорящим. Этого можно достичь при помощи 3 средств: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт. Если раньше речь звучала как хорошо отрепетированная, театральная, то сейчас главное – добиться естественности и непринужденности общения за счет разговорности речи. К тому же естественность и непринужденность – свидетельство дружелюбного настроя оратора. И здесь необходимо следовать следующим рекомендациям:
1) использование коротких фраз;
2) отказ от устойчивых книжных оборотов;
3) восприятие аудитории как хорошо знакомых людей.
Зрительный контакт предполагает контроль людей за взглядом собеседника во время речи. Необходимо смотреть в глаза слушателя, переводя взгляд от одного к другому, и читать реакцию по глазам. Голосовой контакт – глядя в глаза слушателю, говорите именно с ним. Голос выступающего должен быть энергичным, в нем должен быть напор, усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. Интонация не должна быть монотонной. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к словам. Темп должен быть средним, а больших пауз следует избегать.
Вопросы:
1. Какими качествами должен обладать говорящий, чтобы речь его имела успех?
2. Какие из практических приемов убеждения вы хотели бы сами взять на вооружение? Почему?
3. Как установить контакт с аудиторией, а затем привлечь и удержать ее внимание?
Задания:
Задание 1.Оцените следующие высказывания с позиции этоса речи. Содержатся ли в них коммуникативно-речевые ошибки? Какие именно?
I. Этот сотрудник — слабый специалист и лентяй, но мы ему можем доверять в таких делах, в которых нельзя доверять любому. Если мы его уволим, вряд ли на его место найдем такого же надежного человека.
II Вам не нравится, что подруга вашего сына курит. Лет двадцать тому назад над этим действительно нужно было задуматься. Но сейчас это обычное явление, на которое можно не обращать внимания.
III. Никогда не надо хвастать, показывать, что вы что-то знаете лучше или болыпе, чем другие, например широковещательно сообщать, что вы побывали в таких местах за границей, где никто из присутствующих не был и т. п. Так делают дети, а взрослому культурному человеку пристало быть скромным.
Задание 2.Ознакомьтесь с описанием двух речевых ситуаций. Проанализируйте поведение их участников. Каковы причины успеха «молодых людей» в первом примере и коммуникативной неудачи продавца меда во втором?
Укрепление дверей
Как-то раз, открыв дверь на звонок, я заметил, что звонили и соседям, поскольку открыли дверь и они.
На площадке находились двое молодых людей приятной внешности. Один из них обратился к нам со следующей речью:
- Вы, конечно, знаете, что сейчас много квартирных краж. Воры вышибают двери или открывают замок отмычкой за несколько секунд. В качестве защиты мы укрепляем дверные коробки и ставим крепкие двери с замками особой сложности.Стоимость работ от … до … в зависимости от используемых материалов. Заказы можно оформить сейчас или по телефону (вручили визитные карточки). Оплата – после сдачи работы заказчику.
Многие в нашем подъезде оформили заказ на предложенную услугу.
Горький мед
Мужчина средних лет проходит по торговому ряду, где продается мед. Подойдя к молодому продавцу, спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит эта баночка?» А продавец, поднеся открытую баночку к носу покупателя, сказал: «Понюхайте, какой ароматный мед и совсем недорого». На что первый отвечал: «Что вы мне суете под нос, я не собака, чтобы нюхом определять». И прекратил разговор, купив мед у другого продавца, который сразу ответил на вопрос о цене.
По В.П. Шеинову
Задание 3.Обдумайте и произнесите на занятии трехминутную речь на любую из следующих тем:
1. Почему я выбрал именно эту профессию?
2. Что я бы сделал, если бы был директором (ректором)?
3. За что я люблю свою кошку (собаку или любое другое домашнее животное)?
4. Что я люблю делать в свободное время?
5. Что я хотел бы иметь больше всего?
6. От чего я хотел бы избавиться?
Требования к речи: 1) точность регламента (постарайтесь уложиться в 3 минуты); 2) связность, обдуманность; 3) требования к исполнению – максимальная простота, разговорность, естественность; постарайтесь убедить всех в своей точке зрения, склонить к ней; самое главное – выполняйте требования коммуникативности, эффективного общения с аудиторией: помните о зрительном (и голосовом) контакте, старайтесь быть самим собой – как можно больше обаяния и доброжелательности!
Задание 4. Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи.
«Я хочу рассказать вам сегодня о…».
«Может, я скажу не совсем удачно, но…».
«Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…».
«Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам…».
«Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить».
«Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году».
«Я постараюсь решить ваши проблемы: все вы хотите делать это лучше?».
«Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…».
«Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сумбурность…».
«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет…».
«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…»
[ 33, с. 22].
Задание 5. Ознакомьтесь с фрагментом из выступления Андрея Дмитриевича Сахарова на форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», состоявшемся 14 – 16 февраля 1987 г. в г. Москве. Какие стороны этой речи вам представляются наиболее удачными? К каким аргументам прибегает оратор? Определите их характер? Есть ли в речи Сахарова коммуникативные ошибки?
«Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, связанной с основной целью форума.
В эти дни в выступлениях участников много раз упоминалась катастрофа в Чернобыле, явившаяся примером трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.
Нельзя тем не менее переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы безопасности, которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.
Такое кардинальное решение – размещение ядерных реакторов под землей на глубине, исключающей выделение радиоактивных продуктов в атмосферу при любой мыслимой аварии. При этом будет также обеспечена ядерная безопасность в случае войны, ведущейся без использования ядерного оружия. Особенно существенно иметь полную безопасность для теплофикационных станций, располагаемых вблизи больших городов. Идея подземного расположения ядерных реакторов не нова, против нее выдвигаются соображения экономического характера. На самом деле с использованием современной землеройной техники цена будет, как я убежден, приемлемой. Жалеть же деньги на предотвращение радиационных катастроф нельзя. Я считаю, что мировая общественность, обеспокоенная возможными последствиями мирного использования ядерной энергии, должна сосредоточить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядерную энергетику, а на требовании обеспечить ее полную безопасность».
Задание 6.Прочитайте отрывки из речей Ч.Диккенса. Оцените приведенные примеры с позиции риторического этоса.
1. У меня есть еще и особенная причина радоваться этому со-бранию, и вот какая: меня радует, что резолюции, которые будут здесь предложены, не содержат в себе никаких сектантских или классовых положений, что они касаются не какого-либо одного учреждения, но выражают великие, незыблемые принципы ши-рочайшего распространения знаний повсюду и при любых обстоятельствах.
(Д и к к е н с Ч. Речь на вечере в политехнической школе)
2. Я снова пытаюсь выразить вам свою признательность и сно-ва чувствую свое бессилие. Ведь о почестях, каких вы меня удо-стоили, я не смел и мечтать. Всем вам должно быть понятно, что я никогда этого не забуду, что до гробовой доски буду вспоми-нать об этом с гордостью.
(Речь на банкете в честь литературы и искусства)
3. Я далек от желания — и в этом смысле я особенно не хотел бы быть понятым превратно — бросить тень на превосходные церковно-просветительные общества или на благородное, искрен-нее и разумное рвение духовных лиц, которые их возглавляют. Напротив, я полагаю, что они сделали и продолжают делать мно-го добра и заслуживают всяческой похвалы; но — надеюсь, я могу сказать это, никого не обидев, — в таком городе, как Бир-мингем, есть и другие, не менее добрые дела, полезность коих общепризнана...
(Речь на вечере в политехнической школе) (Филиппов)