КОММЕНТАРИИ

 

Механизмы психологического воздействияэто закономерности его осуществления в различных условиях. При этом содержание психологического воздействия реализуется через методы, формы и приемы.

В качестве основных методов психологического воздействия используются:

Убеждение – сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей (словом через разъяснение, доказательства, опровержение или делом на личном опыте адресата или других людей), имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.

Внушение – сознательное, неаргументированное воздействие на другого человека (группу людей), имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенность к определенным действиям.(акцент делается не на разум и логику, а на готовность адресата получить распоряжение, инструкцию к действию).

Заражение – передача своего состояния, отношения другому человеку (группе людей), которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение (бессознательная подверженность людей эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта).

Подражание – способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков актора, в частности, его движений, манер, действий, поведения и др.

Формы психологического воздействия разнообразны, но чаще всего применяются:

Пример – целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение адресата системой положительных примеров (непосредственного и опосредованного влияния), призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством социального саморазвития.

Поощрение – внешне активное стимулирование, побуждение человека к положительной, инициативной, творческой деятельности. Система поощрения по мере нравственного созревания человека развивает от преимущественно материальных стимулов к моральным.

Принуждение – это применение таких мер (категорические требования, запрет, осуждение провинившегося в коллективе, наказание) к адресату, которые побуждают его выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

В большинстве случаев эффективными могут считать следующие приемы психологического воздействия:

Просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания актора (проявление уважения к адресату через ясные и вежливые формулировки).

Формирование благосклонности – развитие у адресата положительного отношения к актору (проявление адресатом собственной незаурядности и привлекательности).

Манипуляция – скрытое от адресата побуждение его к переживаниям определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения актором собственных целей. При этом для актора важно, чтобы адресат считал эти чувства, решения и действиям своими собственными, а не навязанными извне и признавал себя ответственным за них.

Игнорирование – умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Целесообразно применять в случаях прощения бестактности или неловкости допущенной партнером.

 


КРОССВОРД ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ»