Грамматические категории имени. Имя существительное.
Тест состоит из 60 заданий. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
В каждом задании 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в отдельном листе рядом с номером выполненного Вами задания. (Образец: 1 – 4, 5)
1. Грамматическими категориями имени существительного являются
а) род, число, одушевленность/неодушевленность
б) род, число, падеж
в) род, число, падеж, время
г) род, число, лицо
2. Имя существительное – часть речи, имеющая категориальное значение…
а) предмета;
б) предметности;
в) признака предмета;
г) признака, предмета, количества.
3. Какие утверждения являются верными:
Утверждение 1.Имя существительное – часть речи, имеющая категориальное значение предметности и выражающая это значение в формах рода, числа, падежа.
Утверждение 2.Имена существительные склоняются и изменяются по родам.
Утверждение 3.Имена существительныеобозначают предмет.
а) верно 1 и 3;
б) верно 1;
в) ни одно не верно;
г) верно все.
4. Продолжите фразу:"Одушевленность/неодушевленность как явление лексико-грамматической разрядности проявляется ..."
5. Признаки одушевленных существительных:
1) обозначают лица, животных, насекомых, птиц, рыб;
2) отвечают на вопрос кто? что?;
3) у них совпадает форма именительного и винительного падежа множественного числа;
4) у них совпадает форма родительного и винительного падежа множественного числа;
5) у существительных мужского рода одушевленность проявляется в форме единственного числа.
а) 5; б) 1,4,5; в) 1,2,3; г) все ответы правильные; д) 2,4,5.
6. В каком ряду все имена существительные одушевленные?
а) кукла, русалка, мертвец, животное;
б) старик, старье, старуха, старина;
в) конь, табун, лошадь, жеребенок;
г) медведь, тополь, молодежь, молодняк.
7. В каком ряду все существительные неодушевленные?
а) трава, стрекоза, улей, пчела;
б) бактерия, водоросль, рак, беспозвоночные;
в) стадо, отряд, объединение, группа;
г) выключатель, держатель, погрузчик, задира.
8. В каком ряду собраны существительные, у которых могут наблюдаться колебания по признаку одушевленности/неодушевленности?
а) омар, бактерия, тюфяк, образ;
б) шляпа, леший, разносчик, робот;
в) вирус, тип, ребенок, йод;
г) народ, студенчество, успех, достижение.
9. Имена собственные характеризуются следующими признаками:
1) называют однородные предметы;
2) называют единичные предметы из ряда однородных;
3) изменяются по числам;
4) не поддаются счету;
5) не изменяются по числам: имеет форму только единственного или только множественного числа.
а) 2, 3, 4;
б) 1, 3, 5;
в) 2, 4, 5 ;
г) 1, 2, 3, 4;
д) 1, 5.
10. Даны пары существительных, каждая из которых включает фамилию и нарицательное существительное. В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?
а) Галифе (французский генерал) – галифе (брюки определенного покроя);
б) Наган (бельгийский конструктор) – наган (револьвер особой системы);
в) Пастернак (русский поэт) – пастернак (корнеплод семейства зонтичных);
г) Ампер (французский физик) – ампер (единица силы тока);
д) Дизель (немецкий инженер) – дизель (вид двигателя).
11.Продолжите фразу: " Существительные, обозначающие совокупность предметов и лиц как неделимое целое, называются..."
12. В каком ряду все существительные собирательные?
а) детвора, дети, детство, детишки;
б) куча, ельник, тряпье, груда;
в) молодежь, дворня, хлам, беднота;
г) пролетариат, пролетарий, ректор, ректорат.
13. Вещественные существительные характеризуются следующими признаками:
1) обозначают несчитаемые предметы, называют полезные ископаемые, минералы, металлы, продукты, сельскохозяйственные культуры и т.д.;
2) изменяются по числам;
3) сочетаются с количественными числительными;
4) имеют форму только единственного или только множественного числа;
5) не склоняются.
а) 2, 3 г) 2,4
б) 1, 4 д) 1,2, 3, 4, 5
в) 1, 3 е) 1,2
14. Установите соответствия между существительными и их лексико-грамматическими разрядами:
1)зверье, листва, молодежь, студенчество | А) отвлеченные |
2)север, выборы, краснота, бег | Б) конкретные |
3) ворота, рыжик, учащийся, леса (строительные) | В) собирательные |
4) снег, дрожжи, земляника, масло | Г) вещественные |
15. Продолжите фразу: "Изменение имен по падежам и числам называется ..."
16. В каком ряду все существительные отвлеченные?
а) синева, бег, хождение, краснота;
б) ножницы, дорога, свисток, ручка;
в) молоко, горох, нефть, мусор;
г) тряпье, старье, листва, молодежь.
17. Найти верное утверждение:
1) все имена существительные изменяются по числам;
2) супплетивизм есть образование формы одного и того же слова с помощью суффиксов;
3) одушевленность/неодушевленность как явление лексико-грамматической разрядности обнаруживается не у всех существительных;
4) имена существительные обозначают предмет.
18. Продолжите фразу:"Существительные путь, бремя, время, вымя, имя, знамя, стремя, племя, пламя, семя, темя, дитя являются ..."
19. К первому склонению (по школьной классификации) относятся существительные:
а) решение, открытие, поле, окно;
б) рожь, лошадь, тетрадь, течь;
в) обжора, судья, статья, привычка;
г) путь, дитя, знамя, стремя.
20. Установите тип склонения существительныхвожатый, столовая, животное.
а) несклоняемые;
б) 2 тип;
в) 1 тип;
г) адъективное склонение.
21. Установить соответствия между существительным и типом склонения (по школьной классификации):
1) дирижер | А) разносклоняемое |
2) путь | Б) 1 склонение |
3) разиня | В) 2 склонение |
4) кафе | Г) нулевой тип (несклоняемое) |
22. Падеж выражен синтаксическими средствами в следующем словосочетании:
а) книга брата;
б) ходить по лесу;
в) рубить топором;
г) ароматным кофе.
23. Выберите средства выражения категории падежа:
а) формообразующие суффиксы;
б) предлог;
в) приставка;
г) предлог и флексия;
д) флексия.
24. Какое утверждение истинно:
Утверждение 1.Категория падежа - словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение имени к другому слову (словоформе) в составе словосочетания или предложения.
Утверждение 2. Каждый падеж имеет только одно, свойственное ему значение.
Утверждение 3. Категория падежа - морфолого-синтаксическая категория.
а) все; б) 2 и 3; в) 1 и 3; г) ни одно; д) все, кроме 3.
25. В каком варианте дана правильная последовательность операций, для того чтобы определить падеж имени существительного:
return false">ссылка скрытаа) по падежному вопросу установить падеж;
б) от главного слова к зависимому задать смысловой вопрос;
в) по смысловому вопросу определить синтаксическую функцию существительного;
г) выделить из высказывания (предложения) словосочетание с зависимым существительным в падежной форме;
д) от главного слова к зависимому задать падежный вопрос.
1) а, б, д, г, в; 2) г, д, а, б, в; 3) б, а, в, г, д; 4) д, а, б, в, г.
26. Верны ли следующие утверждения:
1. Существительные, употребляемые только в форме единственного числа, могут образовать форму мн. ч., но при этом изменится лексическое значение слова?
2. Категория числа в современном русском языке - трехчленная категория, представленная формами единственного, множественного и двойственного числа.
а) верно только 2;
б) оба неверны;
в) оба верны;
г) верно только 1.
27. Продолжите фразу: "Имена существительные, не имеющие формы единственного числа, образуют группу слов под названием ..."
а) Singularia tantum;
б) Pluralia tantum;
в) общего рода;
г) разносклоняемые.
28. В каком ряду все имена существительные являются несклоняемыми?
а) пианино, пони, пальто, метро;
б) бюро, вуз, шоссе, вертикаль;
в) радио, кенгуру, сова, такси;
г) пенальти, авеню, толь, шоссе.
29. В каком ряду все имена существительные имеют форму только множественного числа?
а) каникулы, училище, кофе, очки;
б) леса (смешанные), сапоги, щи, весы;
в) отцы, грязнули, чернила, степи;
г) брюки, ножницы, часы (механические), прятки.
30. В каком ряду все имена существительные имеют форму только единственного числа?
а) крестьянство, забастовка, молотьба, соль;
б) месяц, любовь, книга, молоко;
в) Урал, краснота, обжора, табель;
г) сметана, бензин, тряпье, бег.
31. Найти неверное утверждение:
а) категория рода – это словоизменительная категория;
б) категория рода может выражаться лексическими, морфологическими и синтаксическими способами;
в) грамматическое значение категории рода имени существительного выражается рядами форм разных лексем;
г) к среднему роду относятся существительные с окончанием -о/-е в именительном падеже.
32. В каком ряду представлены имена существительные мужского рода?
а) кофе, мозоль, имя, ООН;
б) тюлень, подмастерье, МИД, денди;
в) рояль, атташе, городишко, сирень;
г) староста, жюри, гнездышко, ГАИ.
33. В каком ряду представлены имена существительные женского рода?
а) пенальти, авеню, шагрень, судья;
б) фрекен, мозоль, ТЭЦ, пустошь;
в) иваси, путь, свирель, толь;
г) чернота, чернила, чернь, чернушка.
34. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словоммаленький,и со словоммаленькая:грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?
а) 1 г) 4
б) 2 д) 5
в) 3
35. Сколько из перечисленных существительных относятся к мужскому роду:аэрозоль, бандероль, картофель, метель, мозоль, ноль, шинель, шрапнель?
а) 1 г) 4
б) 2 д) 5
в) 3
36. Образовать форму родительного падежа множественного числа существительногошорты.
37. В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма именительного падежа множественного числа?
а) инженеры, повара, профессора;
б) директора, бухгалтера, договоры;
в) редакторы, лектора, офицеры;
г) доктора, вахтеры, шоферы.
38. В каком ряду представлены существительные только среднего рода?
а) салями, фойе, домишко, кино;
б) пюре, кофе, вуз, ПО;
в) Сочи, кафе, рагу, хвостище;
г) млекопитающее, зернышко, шоу, ПТУ.
39. В каком предложении нет существительных общего рода?
а) Нина – большая умница.
б) Старший группы – Фисенко, известный в экспедиции балагур и великолепный работяга.
в) Один финансовый воротила, облаченный в поношенные джинсы и немало испытавшую на своем веку ковбойку, выглядел столь жалким, что так и хотелось сунуть ему монетку: может, бедняга давно уже ничего не ел.
г) Участковый врач Иванова начала прием пациентов.
40. Продолжить фразу: Слова типа директор, бригадир, инженер, геолог, врачв равной степени могут быть использованы для названия лиц мужского и женского пола, оставаясь при этом...
41. Продолжить фразу: Существительные общего рода типа неряха, задавака, грязнуля могут…
42. Найти имена существительные женского рода:
а) мозоль е) фрекен
б) плакса ж) Миссисипи
в) судья з) гель
г) салями и) шрапнель
д) доцент к) повеса
а) в, г, ж, з, к;
б) а, в, е, ж;
в) а, г, е, ж, и;
г) в, ж, к.
43. Найти имена существительные мужского рода:
а) лежебока е) ферзь
б) пруд ж) леди
в) староста з) задира
г) кашне и) шампунь
д) архитектор к) Осло
а) б, в, д, е, и, к;
б) б, д, и;
в) б, в, ж, з;
г) а, б, в, г.
44. У какого существительного возможны вариативные формы именительного падежа множественного числа?
а) конь; б) образ; в) горло; г) сон.
45. В каком предложении форма единственного числа имени существительного может обозначать множество?
а) Этот студент хорошо сдал летнюю сессию.
б) Студентка вовремя успела сдать книги в библиотеку.
в) «Да, студент нынче пошел не тот», - вздохнул профессор, заполняя зачетку.
г) Прошедшее лето он будет помнить долго.
46. В каком предложении форма числа не обозначает количество?
а) Стояла тяжелая жара.
б) Теплыми летними вечерами они собирались в беседке и вели неспешные разговоры.
в) При домике был большой двор и запущенный сад со старой беседкой.
г) Почти каждый день небо обкладывалось тучами, тяжелыми облаками, шумели деревья, кусты, но не выпало ни капли.
47. В каком словосочетании форма родительного падежа выражает значение прямого объекта?
а) ветка сирени; в) чтение газеты;
б) килограмм сахару; г) шапка брата.
48. В каком предложении используется форма родительного количественного падежа?
а) Белизна снега слепила глаза.
б) Для придания вкуса в это блюдо следует добавить ложку меду.
в) Утром все в саду блестело от росы.
г) В течение дня ему никто не позвонил.
49. В каком предложении используется форма предложного местного падежа?
а) В лесу стояла ничем не нарушаемая тишина.
б) Мы часто вспоминали об отпуске, проведенном на озере.
в) На вечере звучали песни о войне.
г) О русском лесе писали многие художники слова.
50. В каком предложении формой дательного падежа выражается значение субъекта состояния?
а) От этих мыслей тяжело становилось сердцу.
б) Мы долго бродили по лесу.
в) По вечерам они занимались музыкой и много читали вслух.
г) Памятник Пушкину находится в центре Москвы.
51. В каком предложении есть субстантивированные слова?
а) Через минуту он уже сидел в парикмахерской перед большим зеркалом, в котором через просторное окно отражались сугробы, ели на улице, редкие прохожие. (Л. Кассиль)
б) Слово – могучий деятель мысли и жизни. (А. Ф. Лосев)
в) Можно сказать, что без слова и имени нет вообще разумного бытия, разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием…(А. Ф. Лосев)
г) Слово поднимает умы и сердца, исцеляя их от спячки и тьмы (А. Ф. Лосев)
52. В каком предложении выделенное слово является существительным?
а) Сейчас на улице уже тепло.
б) Их встретили теплои радушно и разместили в уютной комнате с окнами в сад.
в) От горячего чая приятное теплоразлилось по всему телу.
г) Тепло становится на душе от добрых слов.
53. В каком ряду все существительные образованы приставочным способом?
а) пригород, прабабушка, раскрасавец, соученик;
б) невежливость, безответственность, безнравственность, алогичность;
в) сокурсник, подоконник, нарукавник, подстрочник.
г) полет, вход, пристрой, бездарь.
54. Найдите ошибочное утверждение.
а) Род имен существительных с компонентом пол- и суффиксами субъективной оценки (-ищ; -ин; -ишк-/-ышк-; -ушк-/-юшк-; -оньк-/-еньк- ) определяются по роду мотивирующего слова.
б) Несклоняемые одушевленные имена существительные – наименования птиц или животных – обычно относятся к мужскому роду.
в) Большинство несклоняемых неодушевленных существительных относятся к среднему роду.
г) Слова доктор, историк, врач, инженер, архитектор относятся к общему роду.
55. Предикативное значение выражается формой творительного падежа в следующем ряду:
а) плыть морем, идти лесом, плавать под водой;
б) быть строителем, казаться островом, становиться человеком;
в) рубить топором, писать карандашом, колоть иглой;
г) пировать с друзьями, учиться с братом, река с притоком.
56. Продолжите фразу: "Процесс образования существительных путем перехода из других частей речи называется..."
57. Восстановите пропуск в следующей фразе: "Адъективнымназываетсясклонение (специально не выделяется среди типов склонения в школьной грамматике) существительных, у которых выделяются ... например: выходной, вожатый, рабочий, животное, запятая, учащаяся, позывные".
58.В каком предложении выделенное слово является существительным?
а) Бери, благо дают.
б) Гуляет, благо погода хорошая.
в) Он трудится на благо окружающих.
г) Общее благо – наша цель.
59. Выберите признаки существительных общего рода:
а) обозначают лиц мужского и женского пола;
б) относятся ко 2 типу склонения (по школьной классификации);
в) могут быть производными от глаголов, прилагательных;
г) имеют окончание -а/-я в форме именительного падежа единственного числа;
д) согласуются с прилагательными только в форме мужского рода;
е) в их лексическом значении есть оценочный (как правило, негативный) компонент;
ж) согласуются с прилагательным в форме женского рода, если обозначают лиц женского пола, и в форме мужского рода, если обозначают лиц мужского пола.
а) а, в, г, е, ж; б) в, г, е, ж; в) а, б, в, г; г) б, в, г, ж; д) а, д, ж.
60.
а) а, в, г, е, ж; б) в, г, е, ж; в) а, б, в, г; г) б, в, г, ж; д) а, д, ж. 60. Какую синтаксическую функцию не может выполнять форма именительного падежа имени существительного? а) сказуемое: Есть лица – подобья ликующих песен. (Н. Заболоцкий) б) обстоятельство: Нева всю ночь рвалася к морю. (А. Пушкин) в) подлежащее: Есть лица, подобные пышным порталам. (Н. Заболоцкий) г) приложение: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А. Пушкин)