Грамматические категории имени. Имя существительное.

 

Тест состоит из 60 заданий. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

В каждом задании 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в отдельном листе рядом с номером выполненного Вами задания. (Образец: 1 – 4, 5)

 

1. Грамматическими категориями имени существительного являются

а) род, число, одушевленность/неодушевленность

б) род, число, падеж

в) род, число, падеж, время

г) род, число, лицо

 

2. Имя существительное – часть речи, имеющая категориальное значение…

а) предмета;

б) предметности;

в) признака предмета;

г) признака, предмета, количества.

 

3. Какие утверждения являются верными:

Утверждение 1.Имя существительное – часть речи, имеющая категориальное значение предметности и выражающая это значение в формах рода, числа, падежа.

Утверждение 2.Имена существительные склоняются и изменяются по родам.

Утверждение 3.Имена существительныеобозначают предмет.

 

а) верно 1 и 3;

б) верно 1;

в) ни одно не верно;

г) верно все.

 

4. Продолжите фразу:"Одушевленность/неодушевленность как явление лексико-грамматической разрядности проявляется ..."

 

5. Признаки одушевленных существительных:

1) обозначают лица, животных, насекомых, птиц, рыб;

2) отвечают на вопрос кто? что?;

3) у них совпадает форма именительного и винительного падежа множественного числа;

4) у них совпадает форма родительного и винительного падежа множественного числа;

5) у существительных мужского рода одушевленность проявляется в форме единственного числа.

 

а) 5; б) 1,4,5; в) 1,2,3; г) все ответы правильные; д) 2,4,5.

 

6. В каком ряду все имена существительные одушевленные?

а) кукла, русалка, мертвец, животное;

б) старик, старье, старуха, старина;

в) конь, табун, лошадь, жеребенок;

г) медведь, тополь, молодежь, молодняк.

 

7. В каком ряду все существительные неодушевленные?

а) трава, стрекоза, улей, пчела;

б) бактерия, водоросль, рак, беспозвоночные;

в) стадо, отряд, объединение, группа;

г) выключатель, держатель, погрузчик, задира.

 

8. В каком ряду собраны существительные, у которых могут наблюдаться колебания по признаку одушевленности/неодушевленности?

а) омар, бактерия, тюфяк, образ;

б) шляпа, леший, разносчик, робот;

в) вирус, тип, ребенок, йод;

г) народ, студенчество, успех, достижение.

 

9. Имена собственные характеризуются следующими признаками:

1) называют однородные предметы;

2) называют единичные предметы из ряда однородных;

3) изменяются по числам;

4) не поддаются счету;

5) не изменяются по числам: имеет форму только единственного или только множественного числа.

 

а) 2, 3, 4;

б) 1, 3, 5;

в) 2, 4, 5 ;

г) 1, 2, 3, 4;

д) 1, 5.

 

10. Даны пары существительных, каждая из которых включает фамилию и нарицательное существительное. В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

а) Галифе (французский генерал) – галифе (брюки определенного покроя);

б) Наган (бельгийский конструктор) – наган (револьвер особой системы);

в) Пастернак (русский поэт) – пастернак (корнеплод семейства зонтичных);

г) Ампер (французский физик) – ампер (единица силы тока);

д) Дизель (немецкий инженер) – дизель (вид двигателя).

 

11.Продолжите фразу: " Существительные, обозначающие совокупность предметов и лиц как неделимое целое, называются..."

 

12. В каком ряду все существительные собирательные?

а) детвора, дети, детство, детишки;

б) куча, ельник, тряпье, груда;

в) молодежь, дворня, хлам, беднота;

г) пролетариат, пролетарий, ректор, ректорат.

 

13. Вещественные существительные характеризуются следующими признаками:

1) обозначают несчитаемые предметы, называют полезные ископаемые, минералы, металлы, продукты, сельскохозяйственные культуры и т.д.;

2) изменяются по числам;

3) сочетаются с количественными числительными;

4) имеют форму только единственного или только множественного числа;

5) не склоняются.

 

а) 2, 3 г) 2,4

б) 1, 4 д) 1,2, 3, 4, 5

в) 1, 3 е) 1,2

 

14. Установите соответствия между существительными и их лексико-грамматическими разрядами:

1)зверье, листва, молодежь, студенчество А) отвлеченные
2)север, выборы, краснота, бег Б) конкретные
3) ворота, рыжик, учащийся, леса (строительные) В) собирательные
4) снег, дрожжи, земляника, масло Г) вещественные

 

15. Продолжите фразу: "Изменение имен по падежам и числам называется ..."

 

16. В каком ряду все существительные отвлеченные?

а) синева, бег, хождение, краснота;

б) ножницы, дорога, свисток, ручка;

в) молоко, горох, нефть, мусор;

г) тряпье, старье, листва, молодежь.

 

 

17. Найти верное утверждение:

1) все имена существительные изменяются по числам;

2) супплетивизм есть образование формы одного и того же слова с помощью суффиксов;

3) одушевленность/неодушевленность как явление лексико-грамматической разрядности обнаруживается не у всех существительных;

4) имена существительные обозначают предмет.

 

18. Продолжите фразу:"Существительные путь, бремя, время, вымя, имя, знамя, стремя, племя, пламя, семя, темя, дитя являются ..."

 

19. К первому склонению (по школьной классификации) относятся существительные:

а) решение, открытие, поле, окно;

б) рожь, лошадь, тетрадь, течь;

в) обжора, судья, статья, привычка;

г) путь, дитя, знамя, стремя.

 

20. Установите тип склонения существительныхвожатый, столовая, животное.

а) несклоняемые;

б) 2 тип;

в) 1 тип;

г) адъективное склонение.

 

21. Установить соответствия между существительным и типом склонения (по школьной классификации):

1) дирижер А) разносклоняемое
2) путь Б) 1 склонение
3) разиня В) 2 склонение
4) кафе Г) нулевой тип (несклоняемое)

 

22. Падеж выражен синтаксическими средствами в следующем словосочетании:

а) книга брата;

б) ходить по лесу;

в) рубить топором;

г) ароматным кофе.

 

23. Выберите средства выражения категории падежа:

а) формообразующие суффиксы;

б) предлог;

в) приставка;

г) предлог и флексия;

д) флексия.

 

24. Какое утверждение истинно:

Утверждение 1.Категория падежа - словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение имени к другому слову (словоформе) в составе словосочетания или предложения.

Утверждение 2. Каждый падеж имеет только одно, свойственное ему значение.

Утверждение 3. Категория падежа - морфолого-синтаксическая категория.

 

а) все; б) 2 и 3; в) 1 и 3; г) ни одно; д) все, кроме 3.

 

25. В каком варианте дана правильная последовательность операций, для того чтобы определить падеж имени существительного:

return false">ссылка скрыта

а) по падежному вопросу установить падеж;

б) от главного слова к зависимому задать смысловой вопрос;

в) по смысловому вопросу определить синтаксическую функцию существительного;

г) выделить из высказывания (предложения) словосочетание с зависимым существительным в падежной форме;

д) от главного слова к зависимому задать падежный вопрос.

 

1) а, б, д, г, в; 2) г, д, а, б, в; 3) б, а, в, г, д; 4) д, а, б, в, г.

 

26. Верны ли следующие утверждения:

1. Существительные, употребляемые только в форме единственного числа, могут образовать форму мн. ч., но при этом изменится лексическое значение слова?

2. Категория числа в современном русском языке - трехчленная категория, представленная формами единственного, множественного и двойственного числа.

 

а) верно только 2;

б) оба неверны;

в) оба верны;

г) верно только 1.

 

27. Продолжите фразу: "Имена существительные, не имеющие формы единственного числа, образуют группу слов под названием ..."

а) Singularia tantum;

б) Pluralia tantum;

в) общего рода;

г) разносклоняемые.

 

28. В каком ряду все имена существительные являются несклоняемыми?

а) пианино, пони, пальто, метро;

б) бюро, вуз, шоссе, вертикаль;

в) радио, кенгуру, сова, такси;

г) пенальти, авеню, толь, шоссе.

 

29. В каком ряду все имена существительные имеют форму только множественного числа?

а) каникулы, училище, кофе, очки;

б) леса (смешанные), сапоги, щи, весы;

в) отцы, грязнули, чернила, степи;

г) брюки, ножницы, часы (механические), прятки.

 

30. В каком ряду все имена существительные имеют форму только единственного числа?

а) крестьянство, забастовка, молотьба, соль;

б) месяц, любовь, книга, молоко;

в) Урал, краснота, обжора, табель;

г) сметана, бензин, тряпье, бег.

 

31. Найти неверное утверждение:

а) категория рода – это словоизменительная категория;

б) категория рода может выражаться лексическими, морфологическими и синтаксическими способами;

в) грамматическое значение категории рода имени существительного выражается рядами форм разных лексем;

г) к среднему роду относятся существительные с окончанием -о/-е в именительном падеже.

 

32. В каком ряду представлены имена существительные мужского рода?

а) кофе, мозоль, имя, ООН;

б) тюлень, подмастерье, МИД, денди;

в) рояль, атташе, городишко, сирень;

г) староста, жюри, гнездышко, ГАИ.

 

33. В каком ряду представлены имена существительные женского рода?

а) пенальти, авеню, шагрень, судья;

б) фрекен, мозоль, ТЭЦ, пустошь;

в) иваси, путь, свирель, толь;

г) чернота, чернила, чернь, чернушка.

 

34. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словоммаленький,и со словоммаленькая:грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?

а) 1 г) 4

б) 2 д) 5

в) 3

 

35. Сколько из перечисленных существительных относятся к мужскому роду:аэрозоль, бандероль, картофель, метель, мозоль, ноль, шинель, шрапнель?

а) 1 г) 4

б) 2 д) 5

в) 3

 

36. Образовать форму родительного падежа множественного числа существительногошорты.

 

37. В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма именительного падежа множественного числа?

а) инженеры, повара, профессора;

б) директора, бухгалтера, договоры;

в) редакторы, лектора, офицеры;

г) доктора, вахтеры, шоферы.

 

38. В каком ряду представлены существительные только среднего рода?

а) салями, фойе, домишко, кино;

б) пюре, кофе, вуз, ПО;

в) Сочи, кафе, рагу, хвостище;

г) млекопитающее, зернышко, шоу, ПТУ.

 

39. В каком предложении нет существительных общего рода?

а) Нина – большая умница.

б) Старший группы – Фисенко, известный в экспедиции балагур и великолепный работяга.

в) Один финансовый воротила, облаченный в поношенные джинсы и немало испытавшую на своем веку ковбойку, выглядел столь жалким, что так и хотелось сунуть ему монетку: может, бедняга давно уже ничего не ел.

г) Участковый врач Иванова начала прием пациентов.

 

40. Продолжить фразу: Слова типа директор, бригадир, инженер, геолог, врачв равной степени могут быть использованы для названия лиц мужского и женского пола, оставаясь при этом...

 

41. Продолжить фразу: Существительные общего рода типа неряха, задавака, грязнуля могут

42. Найти имена существительные женского рода:

а) мозоль е) фрекен

б) плакса ж) Миссисипи

в) судья з) гель

г) салями и) шрапнель

д) доцент к) повеса

 

а) в, г, ж, з, к;

б) а, в, е, ж;

в) а, г, е, ж, и;

г) в, ж, к.

43. Найти имена существительные мужского рода:

а) лежебока е) ферзь

б) пруд ж) леди

в) староста з) задира

г) кашне и) шампунь

д) архитектор к) Осло

а) б, в, д, е, и, к;

б) б, д, и;

в) б, в, ж, з;

г) а, б, в, г.

 

44. У какого существительного возможны вариативные формы именительного падежа множественного числа?

а) конь; б) образ; в) горло; г) сон.

 

45. В каком предложении форма единственного числа имени существительного может обозначать множество?

а) Этот студент хорошо сдал летнюю сессию.

б) Студентка вовремя успела сдать книги в библиотеку.

в) «Да, студент нынче пошел не тот», - вздохнул профессор, заполняя зачетку.

г) Прошедшее лето он будет помнить долго.

 

46. В каком предложении форма числа не обозначает количество?

а) Стояла тяжелая жара.

б) Теплыми летними вечерами они собирались в беседке и вели неспешные разговоры.

в) При домике был большой двор и запущенный сад со старой беседкой.

г) Почти каждый день небо обкладывалось тучами, тяжелыми облаками, шумели деревья, кусты, но не выпало ни капли.

 

47. В каком словосочетании форма родительного падежа выражает значение прямого объекта?

а) ветка сирени; в) чтение газеты;

б) килограмм сахару; г) шапка брата.

 

48. В каком предложении используется форма родительного количественного падежа?

а) Белизна снега слепила глаза.

б) Для придания вкуса в это блюдо следует добавить ложку меду.

в) Утром все в саду блестело от росы.

г) В течение дня ему никто не позвонил.

 

49. В каком предложении используется форма предложного местного падежа?

а) В лесу стояла ничем не нарушаемая тишина.

б) Мы часто вспоминали об отпуске, проведенном на озере.

в) На вечере звучали песни о войне.

г) О русском лесе писали многие художники слова.

 

50. В каком предложении формой дательного падежа выражается значение субъекта состояния?

а) От этих мыслей тяжело становилось сердцу.

б) Мы долго бродили по лесу.

в) По вечерам они занимались музыкой и много читали вслух.

г) Памятник Пушкину находится в центре Москвы.

51. В каком предложении есть субстантивированные слова?

а) Через минуту он уже сидел в парикмахерской перед большим зеркалом, в котором через просторное окно отражались сугробы, ели на улице, редкие прохожие. (Л. Кассиль)

б) Слово – могучий деятель мысли и жизни. (А. Ф. Лосев)

в) Можно сказать, что без слова и имени нет вообще разумного бытия, разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием…(А. Ф. Лосев)

г) Слово поднимает умы и сердца, исцеляя их от спячки и тьмы (А. Ф. Лосев)

 

52. В каком предложении выделенное слово является существительным?

а) Сейчас на улице уже тепло.

б) Их встретили теплои радушно и разместили в уютной комнате с окнами в сад.

в) От горячего чая приятное теплоразлилось по всему телу.

г) Тепло становится на душе от добрых слов.

 

53. В каком ряду все существительные образованы приставочным способом?

а) пригород, прабабушка, раскрасавец, соученик;

б) невежливость, безответственность, безнравственность, алогичность;

в) сокурсник, подоконник, нарукавник, подстрочник.

г) полет, вход, пристрой, бездарь.

 

54. Найдите ошибочное утверждение.

а) Род имен существительных с компонентом пол- и суффиксами субъективной оценки (-ищ; -ин; -ишк-/-ышк-; -ушк-/-юшк-; -оньк-/-еньк- ) определяются по роду мотивирующего слова.

б) Несклоняемые одушевленные имена существительные – наименования птиц или животных – обычно относятся к мужскому роду.

в) Большинство несклоняемых неодушевленных существительных относятся к среднему роду.

г) Слова доктор, историк, врач, инженер, архитектор относятся к общему роду.

 

55. Предикативное значение выражается формой творительного падежа в следующем ряду:

а) плыть морем, идти лесом, плавать под водой;

б) быть строителем, казаться островом, становиться человеком;

в) рубить топором, писать карандашом, колоть иглой;

г) пировать с друзьями, учиться с братом, река с притоком.

 

56. Продолжите фразу: "Процесс образования существительных путем перехода из других частей речи называется..."

 

57. Восстановите пропуск в следующей фразе: "Адъективнымназываетсясклонение (специально не выделяется среди типов склонения в школьной грамматике) существительных, у которых выделяются ... например: выходной, вожатый, рабочий, животное, запятая, учащаяся, позывные".

 

58.В каком предложении выделенное слово является существительным?

а) Бери, благо дают.

б) Гуляет, благо погода хорошая.

в) Он трудится на благо окружающих.

г) Общее благо – наша цель.

 

59. Выберите признаки существительных общего рода:

а) обозначают лиц мужского и женского пола;

б) относятся ко 2 типу склонения (по школьной классификации);

в) могут быть производными от глаголов, прилагательных;

г) имеют окончание -а/-я в форме именительного падежа единственного числа;

д) согласуются с прилагательными только в форме мужского рода;

е) в их лексическом значении есть оценочный (как правило, негативный) компонент;

ж) согласуются с прилагательным в форме женского рода, если обозначают лиц женского пола, и в форме мужского рода, если обозначают лиц мужского пола.

 

а) а, в, г, е, ж; б) в, г, е, ж; в) а, б, в, г; г) б, в, г, ж; д) а, д, ж.

 

60.

 

а) а, в, г, е, ж; б) в, г, е, ж; в) а, б, в, г; г) б, в, г, ж; д) а, д, ж.

 

60. Какую синтаксическую функцию не может выполнять форма именительного падежа имени существительного?

а) сказуемое: Есть лица – подобья ликующих песен. (Н. Заболоцкий)

б) обстоятельство: Нева всю ночь рвалася к морю. (А. Пушкин)

в) подлежащее: Есть лица, подобные пышным порталам. (Н. Заболоцкий)

г) приложение: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А. Пушкин)