Тема 14 Основные показатели рынка

При рассмотрении данной темы необходимо уяснить, что первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и динамики цен, т.е. конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.

Спрос и предложение – основные характеристики конъюнктуры рынка, которые оказывают определяющее влияние на состояние рынка.

Под спросом понимается то количество товара, которое потребители хотят и могут купить по некоторой цене в течение определенного времени действия цены.

Предложением товара называется то количество товара, которое производители хотят и могут продать по некоторой цене в течение определенного времени действия цены.

Одним из основных элементов исследования в маркетинге является емкость рынка. Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке обычно за год.

Знание емкости рынка связано с определением доли рынка. Такой показатель, как доля рынка достоверно отражает результаты деятельности предприятия и определяется как отношение объема продаж его товара к потенциальной емкости рынка данного товара. Увеличение доли рынка является ключевым фактором в достижении лидирующего положения на рынке, расширяет деловую активность фирмы, увеличивает его прибыль и дивиденды.

Емкость рынка и тенденции, ее изменения являются важными факторами, которые должны учитывать производители при выходе на соответствующий рынок.