Архитектура.

Архитектура по-латыни означает «строительное искусство». В области архитектуры широко применяется понятие «зодчество». В результате археологических раскопок средневековых городов Тараз, Кызылозен, Куйрыктобе, Баба-Ата и Костобе обнаружены остатки каменных фундаментов жилых домов, которые дают ясное представление о высоком уровне строительства и архитектуры в то время. В Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII – VIII вв. и не законченного до конца. Памятник был возведен из прямоугольных каменных блоков. Его середина была задумана как ясли (выемка для корма скота), поэтому местные жители назвали памятник Акыртас (Каменная кормушка). Как считаем академик К.М. Байпаков, исследовавший этот памятник, он был сооружен в эпоху Карлукского каганата, примерно в 766 – 893 гг., и так и не был завершен. Как повествует одна народная легенда, влюбленный в прекрасную девушку джигит Алан-Хазар в знак взаимной любви решил построить из камня величественное сооружение, но не закончил его. Несколько меньшим Акыртаса выглядит архитектурное сооружение Билеули, которое находится на границе между Казахстаном и Каракалпакией.

Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения над колодцами – сардобы. Наиболее известны однокупольная и многокупольная Мырзарабат; многокупольная Якка. Обе сардобы спроектированы наподобие юрты. Они находятся вдоль древнего Мырзашольского караванного пути.

Одним из направлений архитектурного искусства в Казахстане в VI – IX вв. были сооружения, связанные с религиозными верованиями. Памятники в стиле «дын» - это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын напоминали юрту. Преимущественно они возводились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие архитектурные сооружения в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей.

На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддийских храмов. Предположительно, они построены в конце VII – начале VIII вв. Стены украшены изображениями Будды.

Руины храмов и других религиозных верований были обнаружены в Таразе. Наличие таких архитектурных сооружений, относящихся к различным религиозным направлениям, объясняется пролеганием через территорию Казахстана Великого Шелкового пути.

Судя по археологическим раскопкам, исламские мечети стали строиться со второй половины IX века. Доказательством этого являются остатки мечети на кургане Баба-Ата близ одноименного села в Сузакском районе Южно-Казахстанской области, на северных склонах Каратау.

В X – XII вв. стали возводить крупные архитектурные сооружения. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров. Мечети – это исламские храмы. По письменным арабским, персидским уже в Х веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Некоторые из них сохранились до нашего времени. Среди них – являвшееся в свое время соборной мечетью минарет Боран. Он, предположительно, был построен в конце Х или начале XI веков, когда население Жетысу в своей основной массе приняло ислам. При раскопках города Куйрыктобе были обнаружены остатки наиболее ранней мечети. Остатки аналогичной мечети найдены и при раскопках городища Орнек под Таразом.

Мавзолеи – это крытые монументальные надгробные сооружения. Свой первоначальный строительный вид до сих пор сохранили мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби, возведенные в X - XII вв. Они расположены в 18 км западнее города Тараза. Судя по народной легенде, девушка-красавица Айша-Биби жила, примерно, в XI – XII вв. Она была невестой Карахана, прозванного Аулие-ата (Святым старцем) и погибла от укуса змеи. Узнав об этом печальном известии, Карахан срочно возвратился из военного похода, по его приказу над могилой Айша-Биби был возведен величественный мавзолей. Время возведения – XI – XII вв.

По легенде Арыстан-Баб (святой) был наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. К могиле святого совершают паломничества. Среди народа популярно обучение «Почитай Арыстан-баба, а проси милости Ходжа Ахмеда».

Мавзолей Бабаджи-Хатун – прекрасное купольное сооружение. Время возведения – X – XI вв.