Институциональная экономика.

 

6 сентября 2011 года

Лекция 1

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ

 

Институционализм (за рубежом).

Институционализм – лат. обычай, наставление, указание.

Институционально-эволюционная теория на рубеже 19-20 вв. под влиянием ряда теоретических и практических причин.

 

3 принципа эволюционного развития:

1) наследственность

2) изменчивость

3) естественный отбор

 

1) Наследственность.

Институционализм, согласно Веблену, по своей природе обладает свойством непрерывности, поскольку представляет собой самоподдерживающийся, самовоспроизводительный социальный феномен.

Передача информации через институты во времени и экономической средой происходят путем имитации и обучения (в инерциальном смысле) как социализация индивидуума.

На микроуровне (в рамках отдельной организационных структур) носителями информации выступают технологии и принципы организации производства.

Теоретический институционализм возник как реакция на вне историческую и механическую трактовку экономической деятельности в рамках классической теории, т.е. как потребность в формировании нового подхода к изучению экономических явлений с учетом социальных норм.

Практически институционализм сформировался как концепция, направленная на защиту среднего класса, от усиления монополизма (рокфеллер, дюпон) экономики, а также как комплекс практических действий по реформированию экономики с учетом интересов среднего класса.

{инфляция ожидания: боясь повышения цен мы увеличиваем количество денег, повышается инфляция, цены растут}

 

Теоретические предпосылки институционализма.

1. Немецкая историческая школа, в частности труды Ф. Листа. Было взято изучение экономической роли социальных организаций, в том числе, государства.

2. Теория Карла Маркса (без полит выводов). Исследования обусловленности хозяйственной деятельности, установление социальное среды.

3. Учение Макса Вебера, протестанстко-деловая этика.

4. Учение Карла Менгера. Трактовка денежного обращения как всоциального явления.

5. Идея Альфреда Маршала. Отказ от принципа равновесия. Использование биологических аналогий для экономического анализа.

6. Дюркхейм. Опроверг представление об общественной системе как механической сумме договоров между равноправными суверенными и рациональными индивидами.

 

Институционалисты выдвинули идею о том, что любые общественные, в том числе, экономические контракты опираются на скрытый, но мощный фундамент, состоящий из социально-обусловленных и исторически ограниченных законов, норм, привычек и стереотипов, которые настолько очевидны для участников контрактных отношений, что в явном виде практически не отражаются в письменных и устных соглашениях.

Кроме того, поскольку индивиды не могут знать все условия и обстоятельства, связанные с каждым конкретным контрактом, постольку отношения между индивидами, особенно в развитых обществах строятся на основе «несовершенно сформулированных контрактов», фундамент которых составляют неявно выраженные социальные нормы.

 

4 этапа развития

I этап.

Конец 19го века (для Америки 30ые, для Европы – 40ые). Этап возникновения базовых положений и концепций И. теории. На этом этапе можно выделить отцов-основателей:

1)Торстейн Веблен (1857-1929), автор основных идей и концепций, работы «Почему экономика не эволюционная наука» 1888 год, «Теория праздного класса: экономическое исследование об институтах», «Место науки в современной цивилизации».

Веблен опроверг представление о человеке как о рациональном атомарном человеке экономическом.

Выдвинул, сформулировал понятие институтов как: «устойчивые привычки мышления, присущие большой общности людей».

Исследовал происхождение институтов из инстинктов, привычек, традиций и социальных норм, научно проанализировал пути и формы развития институтов

2) Джон Комманс (1862-1945), основатель правового направления, формировал программы защиты среднего класса в сенатах и тд.

«Институциональная экономика» 1924 год.

Создал теорию транзакций, как передачи в любом виде (письменный, устный) контроля от одного лица другому и, представляющий собой, первичный, конструирующий элемент экономической деятельности.

Развил учение Влеблена об отборе институтов, сделав акцент на сознательной, социальной селекции института.

3) Уэсли Клер Митчелл (1874-1948). Был чистым практиком. Возглавлял департамент статистики. Все трое – американцы. На основании фактических данных написал работу, которая была воспринята весьма благосклонно. Занимался изучением прикладных вопросов в динамической динамике, в том числе, хозяйственного цикла и денежного обращения в контексте деятельности публичных, частных и других социальных организаций. Работа Митчелла называется «Экономические циклы. Проблемы и постановка» 1930 год. Не путать с нобелевским лауреатом.

 

II этап.

45ый – середина 70х годов.

И. на этом этапе потерял теоретическую роль, поскольку его представители сосредоточились на эмпирических исследованиях и практической деятельности:

со стороны практики они реализовывали курс Рузвельта. И послевоенное восстановление Европы. Изучали демографические проблемы, разработали теории профсоюзно-рабочего движения.

Из теоретических вопросов констатировали социально – экономические противоречия капитализма. {Кларк}

Джон Кларк, Берли «Власть без собственности», Минз доказал и обосновал объективность процесса отделения капитала-собственности от капитала-функции.

 

III этап.

70е-80е годы.

Очень активное теоретическое развитие. Множество нобелевских премий.

Эйрс занимался исследование взаимодействия культуры и хозяйственной деятельности.

Гелбрей(т), «модификация рыночной системы под влиянием крупных корпораций».

Мюрдаль, Н.П. 74 года за исследование теории денег. Конъюнктурных колебаний и взаимовлияния экономических, социальных, структурных процессов.

Корнаи, критик принципа равновесия.

Коуз, Н.П. 91 года за исследование проблем транзакционных издержек и прав собственности.

Бьюкеннен, Н.П. 61 года за исследование финансовой политики.

Дуглас Норт, Н.П. 91 год, исследование теории государства.

Ричард Позднер исследовал как юридические нормы способствуют рынку.

 

IV этап.

Начало 90х годов и до наших дней.

Разделились на старые и новые. Часть исследований выделились в самостоятельные направления:

теория транзакционных издержек; теория общественного выбора;

экономическая теория прав собственности; теория агентов;

теория согласований (конвенций); теория конвергенции;

клеометрия.

 

Старый институционализм: Кембридж, Ходжонсон.

Придерживаются традиций Веблена и рассматривает институты прежде всего как социально-психологические явления, уделяя большое внимание анализу влияния социально-культурных норм на экономическое и техническое развитие и изучению эволюционных механизмов институциональной динамики.

Философская основа этой школы является гносеологическая теория «Трансцендентального реализма». Баскар, Лоусон. Человеческое сознание и поведение являются результатом подчинения чувственной, эмпирической информации, стереотипам и концепциям, которые формируются в сознании каждого человека в ходе процесса социализации и, в конечном счете, определяют, каким образом человек воспринимает чувственную информацию.

 

Новы институционализм.

В трудах Норта Оливера Н.П. 2009 год. Возник как микроэкономический анализ на основе идей Шумпера об эволюционном поведении фирмы.

В рамках нового институционализма рассматривают в контексте набора правовых норм, и неформальных правил, направляющих поведение индивидов и организаций.

Представители в качестве элемента первичного анализа рассматривают абстрактного индивида с практически неизменными предпочтеньями, а организацию права и другие социально-экономические явления выводят из процессов непосредственного взаимодействия индивидов.

Особой разновидностью нового институционализма является французский новый институционализм. 1987 год – первая книга. «Модели и координация модели миров». Смогли объяснить процессы, происходящие в нашей стране.


6 сентября 2011 года.

Лекция 2

 

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА

 

Классическая теория базируется на нескольких упрощенных предпосылках, главной из которых является предпосылка рационального поведения.

На этой основе строится модель экономической системы, как механической совокупности изолированных друг от друга индивидов, свойства которой выводятся из свойств составляющих её элемент. В результате, пользуясь всё более сложным экономическим аппаратом, классическая теория строит разветвленную, логически не противоречивую систему, которая называется чисто экономической теорией, потому что она не нуждается в фактах. (Она не связана с жизнью).

 

И. не принимает след. исходные принципы экономического анализа:

1. существование изолированного независимого рационального человека экономического с устойчивыми предпочтениями и потребностями, который руководствуется исключительно интересами максимизации полезности.

2. внутренне присущее стремление экономической системы к равновесию.

3. отсутствие проблемы экономического знания, т.е. наличия тезиса о простоте и полноте получения и использования информации для принятия рациональных решений.

 

Принципы:

1. Холизм – т.е. целостность. Данный принцип подчеркивает преобладание социальных отношений над психико - физическими качествами индивидов, что определяет сущностные свойства экономической системы. Данный подход подчеркивает важность связей между элементами для формирования свойств, как самих элементов, так и системы в целом. Пример: в университете социальные группы – одни спокойные, пассивные. Другие – активны.

2. Дуализм (двойственность) элементов системы. Означает, что каждый элемент обладает независимыми свойствами (как автономная единица) стремится их поддерживать (сохранение индивидуальности в толпе) и функционировать как единое целое, и с другой стороны и зависимыми свойствами, определяемыми принадлежностью элемента к системе. Таким образом система определяет свойства входящих в неё элементов, но не полностью, а частично. В свою очередь свойства системы включают в себя характеристики образующих её элементов, но также имеют и особые свойства, которые не представлены ни в одном из элементов.

3. Экономика рассматривается как открытая система, испытывающая постоянные воздействия внешней среды и реагирующая на них. Таки образом отвергается главный постулат классической теории. А само равновесие рассматривается как временное состояние. Влияние факторов, способствующих приближению системы к равновесию, перекрывается более мощными воздействиями, (и внешними и внутренними) вызывающими в системе состояние напряженности бесконечный процесс изменений и развития. Главным внутренним механизмом такого рода является «кумулятивная причинность». Суть этой причинности в том, что действия, направленные на достижение цели, могут разворачиваться до бесконечности, поскольку в процессе деятельности меняется и человек и цель к которой он стремится. Процессы, характеризующиеся положительной обратной связи, присущи открытой системе. Равновесие – процесс отрицательной обратной связи в закрытой системе. (!) В открытой системе может наступать состояние равновесия, оно возникает в процессе другого эндогенного (внутренний) механизма, который приводит к завершению процесса развития. Этот механизм называется – «эффект блокировки». Этот эффект вносит в достигнутый результат свойства самоподдерживания и устойчивости. Такие устойчивые, социально психологические и социально-экономические структуры и становятся институтами. Устойчивость системы, возникающей в следствии эффекта блокировки нарушается когда внутренние и внешние факторы разрушают совместимость и сцепленность институтов. Одним из главных факторов, вызывающих изменение, является технологическое развитие.

4. Принцип эволюционного развития. Основой движения природной, социальной и экономической жизни на принципах эволюции является «единица селекции». Это определенная субстанция, обладающая устойчивостью во времени.

2ой принцип эволюционного развития – принцип изменчивости. Институты обладают изменчивостью, т.е. могут реагировать на изменения социальной, культурной, политической, экономической и т.д. среды.

Они могут меняться под влиянием внешних и внутренних факторов, причем, эти изменения могут происходить как случайно, так и в результате сознательных целенаправленных действий индивидов.

3 принцип – принцип естественного отбора. Заимствован у Дарвина. Критерий выживания наиболее приспособленного. Для экономики это означает сохранение и распространение тех институтов, которые обладают набором наиболее социально-целесообразных признаков. Такие институты помогают выживанию группы людей или всего общества. Отбор производится спонтанно, по критерию жизнеспособности порядка, создаваемого этими институтами. Выживают те из них, которые в конечном счете ведут к росту богатства и благополучия общества, а социально не целесообразные правила обществом подавляются. Интенсивность селекции тем выше, чем большую степень свободы допускает общество.

 


8 сентября 2011 года

Лекция 3

 

Существует ряд принципов, которые обеспечивают выживание не эффективных форм. Одним из таких механизмов является хреодный (хрено онос – заранее обреченный на неудачу путь) эффект.

Этот эффект по своему действию близок к эффекту блокировки. Означает, что в силу случайных причин то или иное явление может начать развитие по неоптимальному пути, причем, чем дальше продолжается такое развитие, тем труднее свернуть с выбранной траектории. Селекционный отбор в этом случае не действует и развитие продолжается, даже если траектория тупиковая.

 

Пример: бензиновый двигатель. Первые автомобили пришли к выбору или бензиновый или электрический двигатель. Электрический был выгодней. Но Рокфеллеры и др. перелавировали.

 

Хреодный эффект объясняется тем, что возникновение и развитие институтом поддерживается усилением связанных исключительно с ним и благоприятствующей ему внешней средой. Внешняя среда определяет направление движения по первоначальной траектории.

Эффект гиперселекции. Существование локальных монополий.

 

5. Принцип случайности.

Признание возможности случайных изменений институтов, и, следовательно, возникновения устойчивых случайных траекторий развития. Классические теории базируются на детерминированности процессов.

Этот принцип является ключевым для любых эволюционных теорий (анализа) поскольку именно на нем основывается исследование механизмов и критериев отбора.

6. Принцип неоднородности.

Неоклассическая теория исходит из того, что экономическая система функционирует тем лучше, чем полнее в ней представлены институты соответствующие её базовым принципам (т.е. чем однороднее система – тем лучше).

Институционалисты заимствовали из кибернетики принцип неоднородности, который гласит, чтобы к быстро меняющимся разнонаправленным интенсивным импульсам лучше приспосабливаются те системы, в которых представлены неоднородные элементы, действующие по разным принципам. Поэтому всегда существовали, существуют, и будут существовать устойчивые системы, которые наряду с одним доминирующим принципом организации экономической деятельности допускают и второстепенные дополнительные принципы. Всегда необходимо наличие четко выраженного доминирующего принципа, а излишняя диверсификация системы также опасна, как и её излишняя однородность.

 

Пример: компании кроме основного направления имеют дополнительные направления бизнеса. Тогда можно говорить о том, что в одном направлении провалились, а в основном выровняли баланс.

 

7. Тезис о принципиальной неполноте человеческих знаний. Поэтому человеческое поведение является лишь частично рациональным, не максимизирующим полезность.


Отличие неоклассиков от И.

1. В отличие от неоклассиков, которые делают акцент на отдельном изолированном индивиде, И. подчеркивают особое значение общественных установок, культуры, социума в целом для формирования индивида его интересов, склонностей, способов ведения хозяйственной деятельности.

 

2. И. рассматривают экономическое поведение индивида как результат, главным образом, устойчивых стереотипов деятельности, обычаев и привычек. Всё вместе это называется «рутинные процедуры» («рутина»).

Неоклассики напротив трактуют человека как калькулятор, который непрерывно рассчитывает прибыли и убытки, полезности и жертвы.

 

3. В качестве основного объекта анализа в институционализме рассматриваются не индивиды (неокласс.), а институты - устойчивые и привычные нормы социального и экономического поведения.

 

4. И. рассматривают экономику как открытую систему, постоянно развивающуюся под влиянием эффекта «коммулятивной причинности» (взаимосвязанных и взаимноусиливающихся факторах). Классики рассматривают экономику как закрытую систему, что стремится к равновесию.

 

5. И. рассматривают индивида как продукт постоянно эволюционизирующей социальной и культурной среды. В результате предпочтения индивида чаще всего оказываются непредсказуемыми. Непредсказуемостью объясняется созидательная инноваторская деятельность людей.

Неоклассики рассматривают человека как субъекта с устойчивыми предпочтениями.

 

6. И. рассматривают технологию как первичную силу социально экономического развития, причем силу эндогенную и развивающуюся по определенным эволюционным законам.

Неоклассики экзогенный фактор и фиксированным законам.

 

7. Особое внимание И. уделяют процессам взаимодействия и конфликта между индивидами и властью.

 

8. И. поддерживают активную роль государства в рыночной экономике. Они считают, что государство должно активно воздействовать на институциональную среду, поскольку стихийное, спонтанная селекция институтов способствует отбору лучших и оптимальных вариантов не всегда.

 

9. Признание возможности случайных мутаций институтов и, следовательно, устойчивых случайных траекторий развития.


13 сентября 2011 года

Лекция 4

 

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

 

Одно из ключевых понятий, в этом И. расходятся с классиками.

В неоклассической теории рациональным считается поведение человека, максимизирующего выгоду, полезность в той или иной форме путем решения задачи оптимизации. Однако, максимизирующее поведение возможно только в том случае, если индивид информирован во-первых о полном наборе доступных ему комбинаций благ, приобретаемых на рынке, и во-вторых если он информирован о всех потребительских свойствах этих благ. {в идеале человек не может такого достичь}

Кроме того, говорить о максимизации полезности нельзя когда субъективно воспринимаемые возможности использования дохода не совпадают с объективными возможностями. В результате возникает различие между стремлением к максимально возможной полезности и реальной максимизации полезности.

 

Реально максимизация полезности предполагает выполнение ключевых моментов:

1. необходима мотивация к максимизации полезности; (пример: мы в столовую идём и не думаем о том, чтобы наестся как можно сытнее и заплатить при этом как можно меньше);

2. наличие информации обо всех возможностях сделок и качествах товаров;

3. наличие определенного интеллектуального уровня, позволяющего рассчитать все варианты с точки зрения максимальной выгоды; {пока не придумали мозг, чтобы проводить такие расчеты}

 

Вывод: поскольку достижение максимальной полезности в реальной жизни не возможно, постольку категория максимальной рациональности не соответствует потребностям экономического анализа.

 

Классификация понятий рациональности.

1 уровень.

Сильная форма. Соответствует категории максимальной рациональности.

2 уровень.

Полусильная форма. Форма ограниченной рациональности.

3 уровень.

Слабая форма рациональности. Их две.

а) органическая рациональность

б) интерпретативная рациональности

4 уровень.

Отрицание рациональности. Их тоже две.

а) не рациональность

б) иррациональность

 

Всего 6 форм. Максимальная и две формы отрицания рациональности остаются за рамками институциональных понятий.

 

Не рациональность – форма, позволяющая оценить действие, поступок, факт, явление с точки зрения соответствия критерию рациональности как несоответствующее ей. {боже, зачем я съел котлету, а не шашлык, не болел бы сейчас живот.}

Иррациональность – через эту категорию описывается факт (и др.), не поддающееся описанию с точки зрения рациональности. {любовь нельзя описать в рамках рациональности, брак по расчету – рациональность; дружба – иррациональна, но партнерство считается рациональным}

 

Ограниченная рациональность

В соответствии с этой категорией индивид может максимизировать полезность, но только исходя из доступной ему информации и возможности к её осмыслению. {соответствует тезису о стремлении к максимальной рациональности.}

 

Органическая рациональность (слабая форма)

С её помощью исследуется рациональность различных процессов, происходящих в рамках отдельной фирмы, между фирмами, в рамках рыночных институтов {институт валютного, денежного рынков} и между этими институтами.

В соответствии с понятием органической рациональности эти институты нельзя заранее спланировать. Существует множество ситуаций, когда лицо, принимающее решения не просто не обладает достаточной информацией о возможном поведении контрагента, а вообще не имеет ни малейшего понятия о том, как будет поступать контрагент и будет ли он вообще действовать. Общую схему действий в рамках таких институтов невозможно представить. Существуют даже такие ситуации, когда незнание оказывается более эффективным для достижения определенных целей, чем знания и сознательное планирование путей их достижения.

{дефолт 98 года, ребята купили квартиру в долларах, 24 августа 98 года, имея 6к$ по курсу 1$ = 6 рублей. После повышения денег стало хватать на квартиру однокомнатную. Но начались споры – либо подождать и купить двухкомнатную или купить прямо сейчас однокомнатную.}

 

Интерпретативная рациональность (слабая форма)

Требуется когда необходимо согласование субъектов и координация действий разнонацеленных субъектов.

Интерпретативная рациональность означает способность к сохранению согласованного характера действий через выработку понятных для всех субъектов ориентиров. Такими ориентирами выступают нормы поведения.


14 сентября 2011 года

Лекция 5

 

Вопрос о рациональности поведения усложняется, если рассматривать и оценивать поведение экономических агентов в разных временных промежутках. То, что кажется не рациональным в краткосрочном аспекте может оказаться рациональным в долгосрочной перспективе и наоборот.

Таким образом, ориентация только на краткосрочные аспекты поведения экономических агентов оставляет без внимания такие факты, как выполнение людьми определенных правил, даже если они (эти правила) противоречат сиюминутным интересам.

В этой связи вводится различие между человеком экономическим и человеком социальным. Человек экономический преследует только цели максимизации полезности, а человек социальный преследует реакцию людей на его поведение.

В жизни это деление представлено как сочетание, наличие у человека двух функций. Первая функция ориентирована на групповые предпочтения. Вторая функция ориентирована на собственные предпочтения. Основным является замена функций.

При обмене функций возможны два варианта поведения в зависимости от отношения человека к правилам.

 

Первая зависимость: правило – это ограничение для достижения своих целей. А также как ограничение для действий и стимулов контрагентов.

Вторая зависимость: правило не воспринимается как ограничение.

 

Если правило воспринимается как условие для успешных действий, то люди следуют им (правилам) несознательно (неосознанно).

(Пример про проходные, когда служба безопасности перепутала таблички с именами вход, выход)

 

 

ПРАВИЛА И НОРМЫ.

 

Структурные формы человеческих взаимоотношений, которыми характеризуются и различаются общества образуются из сочетания 3 элементов:

1. правила

2. механизмы по обеспечению правил

3. нормы поведения

 

Под правилами понимаются общественно признанные и обеспеченные соответствующим механизмам защиты предписания, которые требуют, запрещают или разрешают определенные действия для более, чем одного человека.

Правила являются эффективными, если обеспечиваются применения достаточно жестких санкций к нарушителям.

Жесткость санкций должна быть определена одновременно с ожидаемым выигрышем от выполнения правил и вероятности наказания нарушителя правил.

С этой точки зрения правила ограничивают набор альтернатив для действующих лиц, а обеспечение санкций делает реализацию запрещенной альтернативы менее ценной. Аналогично, но с обратным знаком действуют стимулы.

Санкции создают издержки запрещенной альтернативы, а стимулы создают выгоды для реализации разрешенных альтернатив.

Порядок в обществе возникает на основе формирования и воспроизводства системы правил. Отдельные виды правил находятся в состоянии соподчиненности.

 

Классификация правил Дугласа Норта: (вообще классификаций много)

1. Конституционные (политические) правила. Их назначение в следующем: во-первых, они фиксируют иерархическую структуру государства. Во-вторых, определяют структуру принятия решений. В-третьих, в явной форме фиксируют каким образом осуществляется контроль за перечнем вопросов, подлежащих обсуждению и разрешению.

2. Экономические правила. Они являются условием и предпосылкой возникновения прав собственности.

3. Контракты. Это правила, структурирующие обмен между несколькими экономическими субъектами на основе спецификации обмениваемых прав и взятых на себя обязательств.

 

Перечисленные правила относятся к категории формальных правил.

Формальные (писаные) правила – это такие правила, которые зафиксированы в знаковой форме и используются в явном виде в качестве ограничителей действий субъектов, а также обеспеченным легальной защитой со стороны государства.

Формальные правила всегда образуют иерархическую структуру. Сохранение существующего порядка правил в развитых обществах обычно предпочтительнее их реформирования, поскольку реформы требуют внесения изменений в систему обеспечения правопорядка и структуру органов власти.

(Пример, реформы, которые вызвали «тихие» революции.)

 

Совмещение двух элементов (правил и внешней силы – механизма) даёт принцип, получивший название «легальный централизм» или «правовой централизм».

Посмотреть что это такое.

 

Наряду с формальными правилами существуют не формальные правила.

Не формальные правила – это такие правила, которые являются ограничителями поведения, но не зафиксированы в знаковой форме и защищены не внешними, а внутренними механизмами.

 

С системой неформальных правил тесно связана норма.

Разные представители И. делят правила и нормы по-разному.

Норма – это набор правил, который задан социально, а не являются предметом какого-либо соглашения между участниками договора.

Нормы не являются внешними ограничителями рациональной деятельности. Люди используют нормы, поскольку с их помощью они могут легче координировать свою деятельность и реализовывать свои интересы.

Обращение к нормам обусловлено необходимостью взаимной интерпретации действий и предпочтений участников трансакций. Т.е. нормы служат способом понять действия контрагента в ситуациях, когда прямой обмен информацией не возможен.

 

Правила, снижая неопределенность, обеспечивают относительное повышение информированности индивида об изменениях во внешней среде, связанных с поведением других людей. Более того, в той степени, в какой рациональность поведения индивида зависит от степени его информированности и способности использовать полученную информацию для принятия решений правила становятся условием рациональности поведения индивида.


15 сентября 2011 года

Лекция 6

 

ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА

Определение Дугласа Норта:

Институты – это совокупность, созданных людьми формальных и не формальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических объектов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты.

Как возникают институты?

Первоначально институты возникают на базе человеческих инстинктов и простейших потребностей. Способствуя их удовлетворению, институты приобретают самоподдерживающийся характер и по принципу обратной связи формируют стереотипы мышления. Далее наиболее прочные и социально целесообразные институты фиксируются в традициях, неформальных правилах, а затем в писаном праве. На этой основе в свою очередь возникают социальные организации.

Социальные организации, как институты обладают признаками устойчивости, привычности, и распространенности образа мысли.

В реальной жизни институты проявляются в виде правовых норм, традиций, не формальных правил, культурных стереотипов и выражаются в двух формах:

1) форма общественных институтов (семья, государство, партия, профсоюзы, монополии).

2) общественная психология – мотивы поведения людей, способы мышления, обычаи, традиции.

Итог: что же такое «институты»? Институты представляют собой структуру стимулов и ограничений, которые люди накладывают на свои взаимоотношения, устанавливая границы выбора между альтернативными действиями и решениями.

При этом старые И. делают упор на культурные нормы и традиции, подчеркивая, что институты в первую очередь направляют, облегчают, поощряют человеческую деятельность. Новые И. рассматривают институты через юридические нормы, образующие рамки и ограничения для человеческой деятельности.

 

ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ

Всего 5 базовых функций. Первая без имени.

1. Рамочная функция.

Выполняя эту функцию, институты создают в целом обществе определенную социально-культурную среду, без которой деятельность человека не возможна. Институты формируют связи между людьми, стирают различия в индивидуальном поведении и делают поведение человека (индивида, агента) понятным и предсказуемым для других.

Отсюда институты создают рамки для адекватного восприятия информации о действиях других людей в условиях высокой степени неопределенности.

2. Координационная функция.

В рамках выполнения этой функции институты обеспечивают участников экономического кругооборота информацией о действиях контрагентов. Тем самым институты способствуют формированию совместимых друг с другом ожиданий, что в свою очередь обеспечивает координацию действий и достижение положительного результата. Если этого удается добиться, то в дальнейшем институты приобретают свойства принятия обществом в целом и добровольности соблюдения.

3. Распределительная функция.

Функция связана с трактовкой в понимании институтов как совокупности правил, ограничивающих действия экономических субъектов. Одновременно эти правила являются условиями и механизмами определения прав конкретного субъекта в соответствии с его национальной, расовой, сословной принадлежность, интеллектуальными способностями, уровнем образования и т.д.

Таким образом, институты определяют субъекта прав, а также способ и механизм идентификации носителя прав. Это означает, что функционирование институтов приводит к распределительным эффектам, которые являются ассиметричными.

Исходя из этого И. делают вывод по поводу законодательства: при формировании институтов необходимо обеспечить контроль над распределительной функцией институтов. (Иначе маленькая группа может иметь всё, а остальные ничего).

4. Защитная функция. Или функция страхования.

В результате установления правил в обществе в целом снижается уровень структурной неопределенности. Под структурной неопределенностью понимается неизвестность полного набора исходов, действий экономических агентов, где главной неопределенностью является поведение других людей.

Если поведение ограничено какими-либо рамками, то неопределенность соответствующим образом снижается. Обеспечивается страхование от неопределенности риска сделать (страхуется риск).

 

Наряду с формальными правилами и неформальными ограничениями институты включают в себя определенные характеристики принуждения к их выполнению. От эффективности принуждения зависит соответствие целей институциональных ограничений, решением, принимаемым людьми в границах определенного института.

Такое принуждение осуществляется с помощью трех механизмов:

1) внутренние ограничения деятельности;

(не буду, потому что не хочу)

2) через страх перед наказанием за нарушение соответствующих норм;

(хочу, но не буду, потому что боюсь осуждения)

3) через общественные санкции или государственное воздействие;

(сделал и выгнали)

  1. Производственная функция.

Институты влияют на экономическую деятельность, определяя наряду с технологией трансакционные и трансформационные издержки.

ИНСТИТУТЫ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Институты можно трактовать как общественные блага в силу того, что они обеспечивают людей определенной информацией и создают рамки для её восприятия конкретным экономическим субъектом, обеспечивая тем самым координацию действий людей.

СВОЙСТВА И. КАК ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

1. Не конкурентность в потреблении.

Институты являются образованиями, позволяющими людям в условиях высокой неопределенности получать информацию о намерениях контрагента без дополнительных издержек. (Все имеют доступ. Растяжка про автомобиль на улице. Такой автомобиль. Такой телефон. Такая цена. Нам не нужно тратить деньги на получение этой информации. Реклама, конкуренция – тоже институты.)

2. Высокие издержки исключения из потребления.

Присвоение институтов происходит в открытом доступе, т.е. они обладают неделимой общей выгодой.

(Закон издан. С ним могут все ознакомиться. Мы не можем исключить кого-то от желания ознакомиться с информацией. ВСЕ ЭТО ДЛЯ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА.)

В качестве общественных благ могут выступать только институты высшего порядка, образующие институциональную среду, в том числе иерархию правил.


21 сентября 2011 года

Лекция 7

ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ

 

Одной из главных функций институтов является установление взаимосвязей между изолированными субъектами и обеспечением координации в взаимодействиях между ними.

Исследованием этой функции занимается «теория координации». Данная теория включает концепцию английских философов, – Роулз, Вальцер – а также теорию «миров» Болтянски, Тевено.

Концепция Роулза-Вальцера гласит, что существует множество равноправных сфер каждая из которых строится на особом принципе координации и на особой системе оценок. Данный подход имел отношение к области морали и политической философии.

Концепция «миров» предполагает, что окружающую нас действительность можно оценивать и интерпретировать по-разному. Такие оценки сводятся к нескольким моделям координации, нескольким мирам «природы», в рамках которых определяются правила игры – взаимодействия индивидов. Каждый из миров подразумевает собственную постановку задачи о принятии решения в условиях неопределенности, а также свой собственный, особый механизм реализации решения. Это означает, что понятие «индивидуальная рациональность» теряет оптимизационно-калькулирующий характер и становится интерпретативной в рамках конкретной системы в социальных отношениях, которую в концентрированном виде выражают модели миров. Модель «миров» построена на принципе четкого разделения сферы производства и сферы обращения. Это разделение позволяет выделить отличия рыночного механизма координации от внутрифирменных и от иных форм.

Цель концепции – проведение анализа общих принципов, на которых строятся качественно разнородные системы миров, а также проведение анализа противоречий, возникающих на стыках этих систем. Итак, в соответствии с концепцией о балтянской теории выделяется 7 подсистем («миров»), каждому из которых соответствуют свои процедуры координации, своя совокупность вещей (объектов) и свои требования к поведению людей.

1 мир - рыночный

2 – индустриальный

3 – традиционный

4 – гражданский

5 – мир общественного мнения

6 – мир вдохновения и творческой деятельности

7 – «природный мир»

 

Все эти «миры» разделены в две группы:

1 группа (главный институт координации) представляет рыночный мир. Остальные миры условно объединены в группу не рыночных форм. Соотношение между группами следующее – чем менее развит рынок, тем выше роль всех остальных форм, но взаимодействие может быть разным – как дополнение, так и противоречие.

 


Таблица: «Миры».

 

Мир Процедура координации Совокупность вещей объекта Требования к поведению людей Отдел фирмы
1. рыночный Трансакция (сделка, договор, обмен) Товары и услуги 1 норма рыночного поведения - оттомизированность; 2 - симпатии; 3 - ответственное поведение; Отдел маркетинга
2. индустриальный Стандартизация (фирма, поточное производство) Стандартизированная продукция Разделение труда, дисциплина,, квалификация, исполнение приказа. Производство
3. традиционный Традиции, обычаи, родственные связи, свойственные связи (муж и жена) Домашнее хозяйство Подчинение традициям, иерархия, любовь (в том числе и родительская). Профсоюз
4. гражданский Подчинение меньшинства большинству Государственная собственность Демократический централизм,, соблюдение законов, иерархия. Юридический отдел
5. обществ мнение Мировоззрение Наиболее значимые общественные события Сформулированное мировозрение, авторитет, собственное мнение, образованность. PR-отдел
6. творческая Создание чего-то нового Результат интеллектуальной творческой деятельности. Любознательность как у ребенка. НИИ, Констр. Бюро
7. природный мир Действие в соответствии с природными циклами Флора и фауна. Восстановление природы, решение экологических проблем. Главный эколог

Примечания к таблице.

*координация - согласованность действий;

*оттомизированность - над участниками сделки не должны господствовать ограничения, носящие традиционный, либо тоталитарный характер;

*симпатия - способность индивида поставить себя на место контрагента и взглянуть на события с его позиции, при этом симпатия не совпадает с альтруизмом. Симпатия тесно связана с прагматической ситуацией людей и является производной от неё;

*ответственное поведение - основа контрактных отношений, поскольку рыночные сделки невозможны без минимального доверия *между партнерами, основанного на их ответственности за свои действия.

 

 


22 сентября 2011 года

Лекция 8

 

 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Структура – это расположение и взаимосвязь частей объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе при различных внутренних и внешних изменений.

Институциональная структура – это совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют институты в данных условиях и в данный момент времени.

 

Пропорции – подразумевается относительная величина и значимость отдельных элементов института или институтов, составляющих рассматриваемую совокупность.

Отношения – количественные и качественные взаимосвязи и взаимозависимости, которые устанавливаются между элементами, (элементы внутреннего отношения) а также между институциональной структурой и другими видами структур.

 

Институциональная структура связана с ментальной структурой, социальной, культурной, экономической, демографической и т.д.

 

В данный момент – означает характеристику структуры по периодам, срокам изменений. Здесь применяются две парные характеристики. Прерывисты - не прерывные. Обратимые – не обратимые.

 

В данных условиях – оценка с точки зрения расположения (описания) в пространстве.

 

В процессе анализа институциональной структуры необходимо учитывать два момента (особенности):

1. составляющие структуру единицы является весьма разнородными;

2. между разнородными единицами существует тесная взаимозависимость и интеграция, поскольку эти единицы не могут существовать друг без друга.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

 

1. Система распределения полномочий между властями по ветвям и по уровням.

2. Система отношений между властями

 

Судебная – формулировка права, осуществление правосудия.

Законодательная – установление правил функционирования государства, формулирования правил.

Исполнительная – реализация, полицейская и военная.

 

Между Судебной и Законодательной:

Снимает конфликт между принятием законов и проверкой их конституционности.

 

Между Судебной и Исполнительной:

Снимает конфликт между практическим осуществлением деятельности и контролем за её правомерностью.

 

Между Законодательной и Исполнительной:

Снимает конфликт между формулированием законов и необходимостью действовать на основе этих законов.

 

При такой системе остается конфликт внутри законодательной власти, заключающийся в необходимости управлять деятельностью правительства (как выразителя государства) и контролем за его деятельностью.

Для снятия этого конфликта в развитых странах существует 4-ех звенная система.

 

СВ ИВ

 

ЗВ1 ЗВ2

Примечания: каждый элемент связан с каждым.

 

За одной установлена установление правил действий как государства функционирования государства. (правительство)

За вторым установлена функция формулирования права. (совет федерации)

 

Третий элемент институциональной структуры.

Система договорного права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок.

 

Четвертый элемент.

Хорошо специфицированные и надежно охраняемые права собственности.

 

Пятый элемент.

Система мониторинга реализации законов.

 

Цель создания и существования институциональной структуры.

Назначение заключается в ограничении действий участников в отношениях обмена и обеспечение минимизации потерь от неправильных действий и несоблюдение условий обмена (условий трансакций).

Институциональная структура позволяет людям предпринимать действия, построенные на отношениях с другими людьми сложных с точки зрения индивидуальных знаний и с точки зрения временной протяженности. Институциональная структура снижает степень неопределенности в таких ситуациях. Обеспечивает институциональную надежность.

Институциональная надежность означает что несмотря на постоянное расширение сети взаимозависимости вызванные ростом специализации деятельности экономические агенты обладают уверенностью, что намеченный ими результат будет достигнут.

Существует ряд институциональных требований для обеспечения институциональной надежности:

1. наличие эффективных рынков продуктов и факторов производства;

2. наличие надежного средства обмена;

3. наличие третьего участника обмена, который специфицирует права собственности и гарантирует надлежащее выполнение сделки;

4. существование определенных норм, налагающих этические ограничения на поведение взаимодействующих сторон и делающих обмен возможным даже в тех случаях, когда высокие издержки измерения создают возможности для обмана, двойной игры, нарушения соглашений, беспринципных действий ит.д.

 

Вхождение в институциональную структуру.

Определяется отнесением индивида к конкретной культурной общности.

 

Местоположение субъекта в институциональной структуре.

Это реальная позиция субъекта в рамках структуры, характеризуется иерархией.

Определяется двумя факторами:

1. место действующего относительно более или менее стабильно распределяемых ресурсов и ограничений действия в сообществе. Таким образом, независимо от наличия универсальных стабильных предпочтений и культурных ценностей, отличие между индивидами по отношению к ресурсам оказываются четко выраженными и достаточно постоянными;

2. тип структурирования институционального пространства. Здесь выделяется 3 типа: первичное структурирование – позиция, определяемая, распределением ресурсов (зависит от стандарта институциональных установок); второй тип – вторичное структурирование – централизованная или периферийная позиция (проявляется в порядке доступа к другим участникам структуры, находящимся вне команд или ролевых цепочек); временнОе – позиция, определяемая временным порядком, устанавливающим последовательность, в которой субъекты оказываются в сходных ситуациях.

 

Первый – базовые (семья, полит система).

Второй – описание взаимоотношения с точки зрения неформальных групп.

Третий - наличие объема ресурсов.


27 сентября 2011 года

Лекция 9

 

КАТЕГОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

 

В эк. Теории трансакции это ключевая категория.

Включает в себя как материальные так и контрактные аспекты обмена. Категория трансакция оценивается (рассматривается) предельно широко. В широком понимании означает как обмен товарами, так и обмен различными видами деятельности или юридическими обязательствами.

Чем сильнее в экономике интенсивность обмена, тем выше уровень трансакционных издержек.

Издержки по осуществлению трансакций выступают главным фактором, определяющим структуру и динамику различных социальных институтов.

ТАИ – сокращение трансакционных издержек.

 

Понятие введено Рональдом Коузом в статье «природа фирмы» в 30-е годы. Специфику функционирования фирмы Коуз видел в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

По мнению Коуза некоторые трансакции дешевле производить внутри фирмы, не прибегая к посредничеству рынка.

 

К. Эрроу (теоретик трансакционной теории) называл их: «издержки по поддержанию экономических систем на ходу». Любой известный социальный институт возникает как реакция на присутствие трансакционных издержек. Возникает для того, чтобы минимизировать их воздействие, увеличивая тем самым выгоды от обмена.

 

Чен (дал самое радикальное определение трансакционным издержкам).

«В широком смысле слова трансакционные издержки состоят из тех издержек, существование которых невозможно представить в экономике РобинзонаКрузо».

В экономике с двумя и более участниками трансакционными, по мнению Чена, следует считать все издержки сверх и помимо собственных издержек производства.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

 

1. Издержки поиска информации.

Складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и не совершенством приобретенной информации.

2. Издержки ведения переговоров.

Рынок требует отвлечение значительных средств на ведение переговоров по условиям обмена, а также на заключение и оформление контрактов. Типовой договор – основой инструмент минимизации издержек.

3. Издержки измерения.

Любой продукт или услуга – комплекс характеристик. В акте обмена учитываются только некоторые характеристики. При этом оценка или измерение часто бывают приблизительными. Некоторые характеристики не измеримы. Сюда относим затраты на ответствующую измерительную технику, на проведение самого измерения, на осуществление мер, обеспечивающих безопасность сторон от ошибок, а также потерей от этих ошибок. Издержки измерений растут с ростом требования точности.

4. Издержки спецификации защиты прав собственности.

Сюда входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления разрушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты прав собственности.

Дуглас Норт добавляет затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общих правил и этических норм, является по его мнению более экономным способом защиты прав собственности, нежели юридический контроль.

5. Издержки оппортунистического поведения. (самый скрытый и важный)

Оливер Уильямсон ввел понятие оппортунистического поведения – это поведение, уклоняющееся от условий контракта. Сюда относят различные виды лжи, обмана, бездельничья на работе и так далее. Издержки возникают из-за ассиметрии информации и связаны с трудностями оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. Максимизирующий полезность индивид будет уклоняться от выполнения условий договора в тех пределах, в которых это не угрожает его экономической безопасности.

 

Формы оппортунистического поведения:

1. Моральный риск.

Возникает, когда одна сторона полагается на другую, о получении действительной информации об её поведении требует больших издержек, либо вообще не возможна.

Самая распространенная форма - отлынивание. Особо благодарная почва возникает в случаях совместного труда – работа группой. Алчан и Демсец говорили – работа в команде.

Например, выделение личного вклада каждого работника в совокупный итог деятельности. При ассиметричной информации существуют и стимулы и возможности для работы с меньшей отдачей.

Пример, руководитель не знает какой вклад работника, а работник знает. Отсюда возможность отлынивать в пределах своей безопасности. Поэтому и в частных фирмах, и в правительственных учреждениях создаются социально сложные и дорогостоящие структуры для контроля за поведением агентов для обнаружения случаев оппортунизма для сокращения любым способом издержек оппортунистического поведения. Зачастую – сокращение издержек – есть главная цель управленческих структур.

2. Вымогательство.

Возможности появляются, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации. Притираются на столько, что друг для друга становятся незаменимым, то есть уникальным для остальных членов команды.

Следовательно, если какой-то фактор решит покинуть команду, то остальные участники не смогут найти эквивалентной замены и понесут невосполнимые экономические потери. Поэтому у собственников уникальных ресурсов возникает возможность шантажа выходом из команды.

Даже когда вымогательство является только возможностью – оно сопряжено с реальными потерями: во-первых, учитывая угрозу вымогательства участники будут избегать долговременных инвестиций, во-вторых, будут стремиться заключать долговременные контракты, оговаривая условия выхода.

Чтобы застраховать себя от вымогательства – это превращение взаимозависимых ресурсов в совместно владеемое имущество.

 

 

Ещё бывают классификации издержек по времени:

1. предварительные (до совершения сделки) как правило это сбор информации;

2. в момент осуществления сделки

3. пост контрактные, восстановление нарушенных прав.

 

 

Важнейшей характеристикой трансакционных издержек является то, что они допускают экономию на масштабах. Трансакционный сектор в отличие от промышленного или с\х подвержен экономии на масштабах, то есть по мере роста выпуска в секторе удельные издержки на сделку уменьшаются.

Во всех видах издержек присутствует постоянная компонента – когда информация собрана – ей может пользоваться любое количество потенциальных покупателей и продавцов. Договоры стандартизируются, стоимость разработки законодательства или административных процедур не зависят от того, какое число попадет под их воздействие.

Трансакционные издержки – центральная категория и любые социальные институты рассматриваются как средства по их экономии. Всякой эк. организации соответствует своя собственная особая конфигурация трансакционных издержек. Именно этими отличиями в уровнях и структурах издержек объясняется многообразие форм хозяйственной и социальной жизни.

Альтернативные экономические институты обладают сравнительными преимуществами на экономии разных видов трансакционных издержек, например – механизм рыночной координации сравнительно эффективнее в экономии информационных издержек и издержек оппортунистического поведения. А фирма более эффективна в том, что касается ведения переговоров.

И фирмы и рынок по издержкам защиты прав собственности позволяют экономить, но влияние их различно. Рыночные институты имеют большее преимущество благодаря самозаинтересованности агентов в защите прав собственности, в тоже время, административные решения позволяют экономить на масштабе. И рынок и фирма могут понизить издержки, но по-разному.

Исследования трансакционных издержек обычно сводятся к сравнению альтернативных механизмов, механизмов координации экономической деятельности и объяснению нетрадиционных видов деловой практики вариациями трансакционных издержек.

Акцент на сопоставительном анализе связан с тем, что трансакционные издержки сложно измерить. А напрямую измерить вообще нельзя. Основой анализа трансакционных издержек и институтов является разграничение между трансформационными и трансакционными издержками. Авторы: Норт и Уоллис. И те и другие издержки являются производительными. Это означает, что экономические агенты стремятся минимизировать общую сумму и тех и других, а значит, не делают различия между ними. И функции трансакций требуют реальных затрат. Трансакционные издержки требуют реальных затрат, а именно – трансакционные зависят от затрат труда, земли и капитала, предпринимательского таланта, которые используются в процессе рыночного обмена. Так как и те и другие требуют затрат, то в некоторой степени эти издержки взаимозаменяемы.

Для определения размера трансакционных издержек с точки зрения потребителя – все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу. С точки зрения продавца – это все его затраты, которые он не нес бы, если бы продавал товар самому себе.


28 сентября 2011 года

Лекция 10

 

 

Следует выделять три фактора, влияющих на увеличение удельного веса трансакционного сектора в экономике:

1. углубление специализации и разделение труда;

2. технический прогресс в промышленности и транспорте, который ведет к увеличению размера фирм;

3. усиление роли правительства в его отношении с частным сектором.

 

1. Специализация и разделение труда.

По мере расширения рынка и усиления урбанизации возрастает значение затрат по спецификации и правовой защите прав собственности. На смену личному обмену между хорошо знакомыми контрагентами приходит обезличенный обмен, который требует детального определения условий сделки для разработки механизма правовой защиты.

2. Технический прогресс.

Использование капиталоёмких технологий оправдано только при значительных масштабах производства, сокращение издержек и повышение скорости транспортировки сделали возможным переход к крупным организациям. Благодаря этому большой поток транзакций стал осуществляться не через рынок, а внутри фирм.

3. Усиление роли правительства.

Произошло снижение издержек по оказанию давления на политическую власть с целью перераспределения прав собственности, чем и было обусловлено возрастание государственного вмешательства в экономику.

 

Источники расширения трансакционного сектора.

1. Простое перемещение трансакционных услуг из вне рыночной сферы на рынок.

2. Снижение стоимости единичной трансакции за счет экономии на масштабах или лучшей спецификации защиты прав собственности. Если эластичность спроса на трансакционные услуги по цене выше единицы.

3. При постоянной или повышающейся стоимости трансакционных услуг. Если это повышение перекрывается экономией на издержках трансакционного сектора за счет научно технического прогресса.

4. Удорожание процесса обмена вследствие неэффективного перераспределения прав собственности, которое осуществляет государство. Из всего этого следует, что роль государства противоречиво. Оно может стать причиной, как упадка, так и процветания, но граница возможностей государства и в том и в другом качестве не одинакова в разных правовых режимах собственности.

 

Тезисы понятий теории трансакционных издержек.

Влияние трансакционных издержек на интенсивность обмена зависит от множества характеристик: соотношение постоянных и переменных трансакционных издержек, обуславливающих разные возможности экономии на масштабах трансакции; распределение трансакционных издержек между разными группами экономических агентов; используемые технологии защиты и нарушения прав собственности; механизм обеспечения соблюдения соглашения. Таким образом, трансакционные издержки сужают область взаимовыгодного обмена.

 

Издержки политизации – издержки, сопровождающиеся принятием решения внутри организации. К ним относятся издержки коллективного принятия решения и издержки влияния – это централизованное принятие решения (издержки влияния).

 

Агентские издержки (по Коузу) – это издержки, возникающие при не совпадении интересов отдельных участников в балансе интересов. При этом нас интересуют издержки, обусловленные двумя видами конфликтов:

1. конфликт между высшим менеджментом и рядовыми акционерами фирмы по поводу использования чистой прибыли на развитие фирмы;

2. конфликт между акционерами и держателями облигаций (долговые обязательства) фирмы по поводу привлечения дополнительных кредитов.

Агентские издержки – это те потери, которые несет компания вследствие конфликтов интереса собственников и управленцев.

Рональд Коуз противопоставлял трансакционные издержки, которые он относил только к рынку и агентские издержки, которые возникают внутри фирмы.

 

Что еще могут включать трансакционные издержки?!

Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов, организации предстоящей деятельности, ведение переговоров, издержки по изменению планов, по пересмотру условий сделки, решению спорных вопросов, а также издержки обеспечения того, чтобы все участники соблюдали достигнутые договоренности.

Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие в следствие не эффективности совместных решений, заключенных договоров, намеченных планов, созданных структур. А также не эффективных реакций на изменившиеся условия договора.

Таким образом, трансакционные издержки включают всё, что, так или иначе, отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов или организации производственной деятельности.

 

Группы параметров, которые определяют трансакционные издержки.

Наличие трансакционных издержек, делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств места и времени. Поэтому, одни и те же операции могут быть опосредованы разными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.

Трансакции бывают простыми и сложными: сложные чаще всего оформляются контрактом. Любая трансакция состоит из двух частей: первая часть – подготовка соглашений, на этой фазе покупатель должен найти продавца, собрать информацию о ценах, также он должен оценить качество, выбрать продавца и прийти с ним к соглашению. Продавец в свою очередь должен купить место на рынке, пройти контроль качества товара, непрерывно собирать информацию о ценах; вторая часть – реализация соглашения, на этой фазе покупатель оплачивает товар, получает его в свое распоряжение, оценивает еще раз его качество.

 

Каждая трансакция обязательно определяет четыре группы параметров:

1. участники сделки;

2. ресурсы, используемые в трансакции и ожидаемые результаты;

3. права участников на ресурсы и результаты;

4. обязанности сторон.

 

Рыночная трансакция – это единственный вид трансакций, предполагающий одинаковый правовой статус её участников. Это означает, что для осуществления рыночной трансакции необходимо взаимное, добровольное согласие контрагента на её совершение. Рыночная трансакция представляет собой обмен правами собственности на благо, происходящее на основе добровольного соглашения обеих сторон.

Пример – любые сделки на свободных рынках – покупка редиски, предоставление кредита.

 

Возникновение трансакционных издержек по Оливеру Уильямсону.

Трансакции отличаются по трём главным признакам:

1. по степени их специфичности; (по его мнению самый главный)

2. по степени их повторяемости;

3. по степени их неопределенности.

 

С его точки зрения, чем более общий краткосрочный и однозначный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без юридического оформления, либо ограничиться составлением простейшего контракта.

Чем более специальный, повторяемы и неопределенный характер носит эта сделка, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками.

 

Деление ресурсов на общие и специальные (автор Беккер)