ДАТЧИК УГЛА АТАКИ ДУА-3М И УКАЗАТЕЛЬ УГЛА АТАКИ УУА-1А

 

В процессе пилотирования самолета в большом диапазоне изменяются скорость, число М, угол атаки α. и перегрузка ny, что приводит к изменению обтекания в потоке воздуха и характеристик устойчивости и управляемости.

На больших углах атаки на крыле происходит срыв воздушного потока, сопровождающийся поперечной и продольной неустойчивостью самолета. Образование срывов потока на крыле может привести к аэродинамической тряске, а при повышении критического угла атаки - к покачиванию с одной половины крыла на другую и сваливанию самолета в штопор. Из-за выше­описанных нежелательных явлений современные самолеты имеют ограниче­ния по скорости, числу М, углу атаки α и перегрузке ny определяющие безо­пасные режимы полета.

Для того, чтобы не превысить те или иные ограничения, экипаж дол­жен постоянно следить за режимом полета. Для определения угла атаки на самолете МИГ-23 по левому борту вносовой части фюзеляжа установлен датчик углов атаки ДУА-ЗМ.

Датчик состоит из четырех потенциометров 1 (рис.31), флюгера 4, противовеса 3 и противодействующей пружины 2, помещенных в копрус.

 

 

 

Кор­пус с задней стороны имеет штепсельный разъем для подключения датчика и схему сигнализатора ограничения углов атаки СОУА и указателя УУЛ-1А, а в передней части фланец для крепления датчика к борту самолета. Флюгер располагается с внешней стороны фюзеляжа самолета. Отклонение флюгера вверх +33°, вниз -7°.

При полете самолета с нулевым углом атаки флюгер 4, а вместе с ним и щетки потенциометром 1 находятся в нейтральном положении. При полете с положительным или отрицательным углом атаки встречным потоком воздуха флюгер 4 отклоняется в ту или иную сторону и передвигает закрепленные на его оси щетки потенциометров 1, в результате чего с них в схему СОУА и указателя УУЛ-1А подается электрический сигнал пропорциональный теку­щему углу атаки α.

Указатель углов атаки УУЛ-1Л установлен па левом верхнем щитке приборной доски. Указатель угла атаки УУЛ-1А (рис.32) предназначен для выдачи летчику информации о текущем значении угла атаки.

Шкала указателя имеет диапазон индикации от -5° до +40° с ценой де­ления 1° и разделена па зоны:

1. Предупреждающая зона при χ = 16° расположена в зоне 18°…20° и представляет сплошной радиальный красный сектор от центра до края шкалы с надписью χ = 16°.

2. Предупреждающая зона при χ = 45°, χ = 72° расположена в зоне 20°…24° и представляет желто-черный радиальный сектор типа "зебра".

3. Запрещающая зона при χ = 45°, χ = 72° расположена в районе 24°…40° и представляет красно-черный сектор типа "зебра".

Основные технические данные датчика ДУА-ЗМ: а) угол поворота флюгера в диапазоне углов от -7° до +33° - ±30'; б) погрешность датчика в диапазоне углов от -7° до + 10° - ±1%, на углах свыше 10° - ±1,5%; в) питание по постоянному току - U = 27 В ±10%; г) ток, потребляемый обогревателями I = 6,7…8,8 А.