ВАРИОМЕТРЫ ВАР-30МК и ВАР-200 (ДА-200)
Приборы, предназначенные дли измерения вертикальной скорости летательною аппарата, называются вариометрами. С их помощью контролируется заданная скорость набора высоты или снижения ЛА, поддерживается режим горизонтального полета.
На рис.24 представлена принципиальная схема вариометра. Статическое давление через штуцер подается в манометрическую коробку М, а через капилляр К - в герметичный корпус прибора. При изменении 11 полета внутри манометрической коробки почти мгновенно устанавливается статическое давление Pст, соответствующее этой высоте, а в корпусе прибора из-за сопротивления капилляра изменение давления Р1 запаздывает по отношению к статическому давлению. Разность между этими давлениями ΔР=P1-Pст тем больше, чем больше скорость изменения высоты, т.е. ΔP=f(Vy), где Vy - вертикальная скорость ЛA.
Под влиянием разности давлений манометрическая коробка деформируется и через передаточный механизм перемещает стрелку, которая по шкале покажет вертикальную скорость подъема или спуска ЛА. После прекращения набора высоты или снижения JIA давление в корпусе прибора становится равным статическому давлению, при этом разность давлений будет равна нулю, и стрелка возвратится на нулевую отметку шкалы.
На летательные аппараты устанавливаются вариометры ВАР-10, ВАР-30, ВАР-75, ВАР-150, ВАР-300. На базовом вертолете установлен вариометр ВАР-30МК, а на базовых самолетах установлен вариометр ВАР-200, который входит в дублер авиагоризонта ДА-200.
Устройство и работу вариометра рассмотрим на примере вариометра ВЛР-30МК, который имеет равномерную шкалу с диапазоном измерения от 0 до 30 м/с (рис.25). Оцифровка шкалы через 10 м/с, цена деления - 2 м/с.
Чувствительным элементом вариометра является манометрическая коробка 10, внутренняя полость которой через трубопровод 9 и штуцер 8 соединена с атмосферой через статическую проводку вертолета (ПВД-6). Полость корпуса соединена с атмосферой только через капиллярную трубку 7, закрепленную на штуцере 8. Нижним жестким центром коробка укреплена па плоской пружине 11, свободный конец которой опирается на эксцентрик 12 юстировочного механизма, предназначенного для установки
стрелки в нулевое положение и состоящего из пары шестеренок 13 и юстировочного винта 14 с головкой. К верхнему подвижному центру коробки припаяна стойка, шарнирно связанная с тягой 6, которая через рычаг связана с осью 3 сектора 4. При вращении оси 3 сектор 4 через трибку приводит во вращение ось 2, соединенную со стрелкой.
Для предохранения манометрической коробки от разрушений при больших перепадах давления при резком снижении и наборе высоты вариометр снабжен упором 5, ограничивающим ход коробки. Механизм прибора помещен в бакелитовый корпус, который с лицевой стороны закрыт стеклом, поставленным для герметичности на резиновую прокладку. Стекло прижимается к корпусу прибора резьбовым кольцом.
Основные технические данные ВАР-ЗОМК: а) допустимая погрешность прибора при t°C=20 ±5°С не более ±1 м/с; б) смещение стрелки с нулевой отметки шкалы при нормальной температуре не более ±0,3м/с; в) неплавность хода стрелки прибора при плавном изменении измеряемой величины при нормальной температуре не более 0,25 м/с; г) герметичность прибора такова, что при разрежении, соответствующем 380 мм рт.ст. падение разрежения за 1 мни не превышает 2 мм рт.ст; д) юстировочный узел обеспечивает юстировку прибора в пределах не менее ±6м/с.
На базовых самолетах вариометр 1 в сочетании с электрическим указателем поворота 2 и указателем скольжения нашел применение в комбинированном приборе, так называемом дублере авиагоризонта ДА-200 (рис.27).
Комбинированный прибор ДА-200 предназначен: для измерения вертикальной скорости самолета до 200 м/с; для указания направления поворота и обеспечения выполнения правильного разворота самолета с поперечным креном до 45° при скорости полета 500 км/ч.
На лицевой части прибора ДА-200 размещены шкалы вариометра, электрического указателя поворота и указателя скольжения (рис.26). Шкала вариометра 3 затухающая (неравномерная). Диапазон измерения вертикальной скорости составляет ±200 м/с.
Шкала электрического указателя поворота 5 равномерная, расположена в центральной части прибора и имеет три деления от нулевой отметки с оцифровкой 45° на крайних делениях. При развороте самолета со скоростью полета 500 км/ч по отклонению стрелки 4 относительно шкалы 5 можно определить поперечные крены самолета 15, 30 и 45°.
Указатель скольжения 6 состоит из стеклянной трубки, заполненной демпфирующей жидкостью, и шарика из цвиолевого стекла.
В данном учебном пособии мы рассмотрим только устройство вариометра. С увеличением скорости полета ЛА возросла и вертикальная скорость, поэтому потребовалось увеличение диапазона измерения вариометра. Но с увеличением диапазона измерения уменьшается чувствительность прибора, т.е. уменьшается угол отклонения стрелки при изменении вертикальной скорости на 1 м/с.
Особенно нежелательно понижение чувствительности вариометра вблизи нулевой точки шкалы, т.к. это затрудняет пилотирование самолета в горизонтальном полете.
Решение этих двух требований (увеличение диапазона измерений и сохранение чувствительности вблизи нулевой точки) было найдено в конструкции вариометра с затухающей (неравномерной) шкалой, деления которой постепенно сужаются от середины к концам как в сторону "Подъем", так и в сторону "Спуск". Для получения необходимого характера затухания шкалы в конструкцию прибора введена пружина 11, характеристика которой накладывается на характеристику манометрического блока 5. Корпус прибора ДА-200 разделен перегородкой на две секции: герметичную (вариометр) и негерметичную (двухстепенной гироскоп указателя поворота). При перемещении гпромотора 6 движение па стрелку 3 указателя направления поворота передается из негерметичпой части корпуса прибора в герметичную посредством системы постоянных магнитов 8.
Такое деление корпуса прибора на две секции выполнено для того, чтобы тепло, выделяющееся при работе гиромотора, не оказывало влияния на работу вариометра из-за изменения давления Рст в корпусе прибора.
Основные технические данные вариометра прибора ДЛ-200: а) предел измерения вертикальной скорости 0-200 м/с; б) допустимая погрешность показаний при нормальной температуре на отметке 20 м/с - (-3…+10) м/с; в) смешение стрелки вариометра от нулевой отметки при нормальной температуре - ±1 м/с; г) герметичность корпуса вариометра такова, что при разрежении, соответствующем 700 мм вод.ст., падение разрежения за 1 мин не превышает 3 мм вод.ст.