Сужение поиска: «Limits»
Существенно сужает поиск по:
o Типу публикации (РКИ,обзор и т.д.)
o Возрасту
o Глубине поиска
o Языку
o Объекту (человек и /или животное)
o Разделам базы данных
o Полу «мужской и/или женский)
Использование ключевых слов (MeSH)
MeSH - Metdical SubjectHeadings
( медицинские предметные рубрики) – это ключевое слово:
- Поиск проводится в 2 этапа: 1-эмпирически подбирается термин, затем просматриваем полученный результат и 2- в тех статьях, которые Вам подходят просматриваем ключевые слова и используем их в дальнейшем поиске.
- Функция усечения ключевых слов ($.tw.) служит для поиска по корню ключевого слова с разными окончаниями. Это удобно в том случае, если слово или фраза могут встречаться в разных формах
Пример:
hypno$.tw. выдаст результаты поиска по hypnosis, hypnotic, hypnotherapy, hypnoyize
и т.д.
Методология поиска
1 этап: формулировка конкретного вопроса с использованием ключевых слов,MeSH, дополнительныхкритериев поиска «дата публикации, контигенты исследования и т.д.).
2 этап: выбор источника информации (ИПС, база данных, журнал), удовлетворяющий Вашим интересам и с учетом правил работы с данным ресурсом сформулировать запрос, и ввод в поле поиска.
3 этап: оценка полученных результатов
Ошибки при поиске в Интернете
· Некорректное использование логических операторов
· Слишком общие термины
· Омонимы
· Регистр (большие/малые буквы)
· Близость расположения терминов
· Неподходящее поисковое средство
· Нулевой результат – проверьте орфографию
6. Клинические протоколы, определение, принципы разработки и применения в практике и усовершенствования. Понятие о клиническом (медицинском) аудите.
Клинические протоколы, определение, принципы разработки
и применения в практике и усовершенствования
Клинический протокол – это нормативный документ, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или определенной клинической ситуацией в медицинском учреждении, или - это систематически разрабатываемые положения, содействующие врачу и пациенту в принятии решений о соответствующем лечении при конкретных клинических ситуациях (Field & Lohr,1990).
Клинический протокол – это инструкция, которой следует следовать (исключения веские причины от противного).
Цель разработки клинического протокола – нормативное обеспечение системы управления качеством медицинской помощи в медицинской организации.
Задачи разработки клинического протокола:
1.Выбор оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для конкретного больного;
2.Защита прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтых вопросов;
3.Проведение экспертизы и оценки качества медицинской помощи больным с определенным заболеванием, синдромом или в определенной клинической ситуации, и планированием мероприятий по его совершенствованию;
4.Планирование объемов медицинской помощи;
5.Расчет необходимых затрат на оказание медицинской помощи;
6.Обоснование программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.
Технология разработки клинического протокола формируется с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта по формированию протоколов ведения больных, клинических рекомендаций (руководств), научных публикаций и действующих нормативных документов, определяющих принципы управления качеством медицинской помощи.
Основанием для содания клинического протокола являются ранние протоколы для ведения больных, исходя из положения, что протоколы описывают общие требования к процессу оказания медицинской помощи больному с определенным заболеванием (синдромом, клинической ситуацией), включая амбулаторно-поликлиническую, стационарную, высокоспециализированную помощь.
Протоколы направлены на обеспечение целостности лечебно-диагностического процесса, преемственности и взаимосвязи в оказании медицинской помощи в различных медицинских организациях и не учитывают конкретные особенности отдельных медицинских учреждений (материально-технические условия, сложившиеся организационно-технологические подходы к оказанию медицинской помощи и др.), которые определяют пути реализации установленных требований.
Таким образом, протоколы касаются различных медицинских организаций, каждая из ко-торых должна самостоятельно определить, требования каких фрагментов протоколов и в какой части распространяются на ее деятельность.
Разработка клинического протокола в медицинской организации включает в себя:
1. Формирование рабочей группы (органа по стандартизации, формулярной комиссии)
2. Разработку регламента деятельности рабочей группы, формирование текста (требований, содержательной части) клинического протокола
3. Внедрение клинического протокола в деятельность медицинской организации
4. Оценку эффективности его применения по установленным для каждго клинического протокола критериям оценки качества
Для подготовки клинического протокола и координации работ по его внедрению создаетсярабочая группа,в которую входят:
- главный врач или его заместитель по лечебной и клинико-экспертной работе;
- ведущие специалисты, сфера деятельности которых соответствует области применения клинического протокола;
- руководители (или уполномоченные ими лица) всех отделений (подразделений) медицинской организации, участвующих в оказании медицинской помощи пациентам, на которых распространяются требования клинического протокола;
- клинический фармаколог;
- клинический трансфузиолог;
- руководители служб функциональной, лучевой, эндоскопической, лабораторной, морфологической диагностики;
- представители страховых медицинских организаций;иные лица, по усмотрению руководителя медицинской организации.
В составе рабочей группы определяются: Председатель (главный врач или его заместитель по лечебной и клинико-экспертной работе), заместители Председателя и секретарь. Количественный состав рабочей группы зависит от вида, мощности и профильности медицинского учреждения.
Рабочая группа ответственна за формирование клинических протоколов, их внедрение и мониторирование.
Все заседания рабочей группы протоколируются.
Процесс разработки и внедрения клинических протоколов должен быть описан (формализован), согласован и утвержден участниками рабочей группы.