Ораторское изобретение

 

§ 240. Оратор имеет тему или предмет речи, о коем должен говорить, и цель, коей должен достигнуть. Тема есть повод к ораторству, а цель – то, к чему ведет оратор, в чем хочет убедить разум, какие хочет возбудить чувства или к чему хочет подвигнуть нашу волю (прибавл. 35).

35. Цель оратора – в душе его, а предмет, текст или предложение – тема, в начале слова. Иногда и тема, и цель открываются оратором в течении речи.

§ 241. Прежде всего оратор соображает тему с целью: а) достаточна ли тема его к достижению желаемой цели; б) достаточны ли силы его к раскрытию темы для достижения цели; в) кто слушатели? и прилична ли им тема и цель его?; г) наконец, может спросить сам себя, тайно, во глубине души, уверен ли он сам в предлагаемой истине или только хочет уверить других? – Это важная тайна, которая невидимо будет иметь влияние на действие его речи (прибавл. 36).

36. Тема должна быть в совершенной гармонии с целью и соответствовать всем четырем требованиям – иначе здание оратора зиждется на песке.

§ 242. Первый долг оратора – изобресть. Но всякий предмет имеет две стороны: правую и левую. Оратор избирает ту, которая ведет его к цели (прибавл. 37).

37. Дижонская Академия дает ему тему: Полезны ли науки или вредны? Ж. Ж. Руссо не хочет стать наряду со всеми на правой стороне и избирает левую, соображая: 1) Науки имеют множество злоупотреблений; следовательно, тема будет согласна с его целью; 2) Спрашивает собственные силы, и сердце его, может быть, затрепетало от чувства самонадеянности и славы; 3) Кто будут судьи его? Члены Академии! Но был ли он сам уверен во вреде наук или только хотел уверить членов Академии?! Это его тайна... (кажется, гордость и тщеславие ослепили его совесть и держали на то время в приятном обмане, ибо не мог бы он слить и силы ума, и чувств сердца в такое сильное красноречие). И Академия увенчала труд его, и Европа увидела, до какой степени может простираться мнимое красноречие.

§ 243. По двум сторонам каждого предмета источники ораторского изобретения бывают двух родов: одни с правой, а другие с левой стороны. Оратор должен знать и те, и другие. Одни для того, чтобы их оживить и усилить, а другие для того, чтобы их опровергнуть и уничтожить.

Существенное действие оратора состоит в двух требованиях: в доказательствах и опровержениях. Убедив разум, он возбуждает страсти, а страсти повелевают воле.

§ 244. Главнейшие предметы ораторства суть: 1) слава героев – все историческое, похвальное и торжественное; 2) истины христианские, политические, ученые; 3) обвинения и оправдания – все судебное. – Представим, что оратор избрал темою героя, а целью хвалу его. Вот источники исторического изобретения для неопытных – ораторы в нашем указании нужды не имеют:

с правой стороны: 1) величие дела, 2) множество их, 3) разные роды, 4) героические подвиги, 5) предприятия, 6) опасности, 7) преодоление их, 8) силы духа, 9) благородные побуждения, 10) совершенный успех, 11) благотворные действия, 12) удивление и благоговение к истинному герою; с левой стороны: 1) маловажность дел, 2) ничтожность их, 3) немногочисленность, 4) обыкновенные труды, 5) удобства, 6) влияние фортуны, 7) счастливые обстоятельства, 8) слабость духа, 9) своекорыстие, 10) некоторый успех, 11) вредные следствия, 12) ненависть и презрение к мнимому герою.

§ 245. Представим, что предмет ораторства – истина, добродетель, а цель – возбуждение любви и стремления к ней. Вот источники догматического изобретения для неопытных.

Но оратор знает, 1) что всякую теоретическую истину должно обратить в практическую, если хотим подвигнуть к ней и ум, и сердце, и волю; 2) что совершенная истина в гармонии с добром и красотою и возбуждает идеи об
истине бесконечной; 3) что всякая истина граничит с заблуждением, всякая добродетель смежна с ближайшим пороком, во всяком добре противник может находить зло и потому видит:

с правой стороны: 1) добродетель, 2) благоговение, 3) набожность, 4) смирение, 5) кротость, 6) самоотвержение и пр. – Или: 1) истину, 2) благородство духа, 3) честность, 4) храбрость и пр. – Или: 1) добро, 2) благотворение, 3) щедрость, 4) милосердие и пр.; с левой стороны: 1) обман, 2) лицемерие, 3) суесвятство, 4) происки, 5) тщеславие, 6) самолюбие и пр. – Или: 1) заблуждение, 2) гордость, 3) бессовестность, 4) дерзость и пр. – Или: 1) зло, 2) искательность. 3) расточительность, 4) слабость души и пр.

§ 246. Представим, что адвокат имеет темою деяния гражданина, а целью – оправдание в обвинении. Источники судебного красноречия:

Адвокат знает, 1) что источники судебного красноречия суть: а) законы,
б) нравственные причины, побуждения, способы; 2) он предполагает: или
а) совершенно устранить противозаконное действие от лица; или б) отклонить и уменьшить силу противузаконности нравственными причинами; или в) возбудить снисхождение, жалость, сострадание и пр., и потому рассматривает:

со стороны обвинения: 1) ясность деяния, 2) свидетельства, 3) доказательства, 4) закон в обвинение, 5) силу страсти, 6) злое намерение, 7) желание выгод, корысть и пр.; со стороны оправдания: 1) сомнительность дела, 2) неясность свидетельств, 3) опровержение, 4) законы в оправдание, 5) извинения, 6) неумышленность, 7) желание помощи, добра и пр.

§ 247. Все источники ораторского изобретения: исторические, догматические и судебные – относятся к трем главным началам. С правой стороны: истина, добро и красота; с левой: заблуждение, зло и безнравственность. Оратор согласно с целию заимствует:

От истинного (vero), или ложного (falso);

От полезного (utili), или вредного (inutili);

От совестного (honesto), или бесссовестного (turpi).

§ 248. Приближимся к великим художникам и испытаем тайну их изобретения. Вот Ломоносов избирает темою Петра I, а целию возбудить к нему удивление и благоговение.

Оратор знает, что удивление возбуждается необычайными делами, и потому показывает, как Петр вводит науки, устрояет регулярное войско, заводит флот, умножает доходы внутренние и внешние, исправляет правосудие и учреждает присутственные места. Но где нет труда и опасности, там нет славы! Оратор показывает бесчисленные препятствия и опасности извне, внутри и в собственном семействе. Но препятствия могли быть устранены счастием, судьбою? Нет! Оратор указывает на добродетели Петра: благочестие, премудрость, великодушие, мужество, правду, снисходительность, трудолюбие; наконец, говорит: „Ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю“ и тем возбуждает к нему истинное удивление и благоволение достигает цели.

§ 249. Вот другой великий художник Карамзин избирает предметом ораторства Екатерину Вторую, а целью – возбудить к ней благодарность и благословения в потомстве...

Благодарность есть следствие благодеяний. Оратор указывает, что в тихом семействе Ангальт-Цербского дома небо готовило причину благоденствия России; оно открыло Екатерине науку царствовать, и Екатерина, царствуя, зиждет благоденствие наше победами, разрушая силу грозной Порты, присоединяя к нам целые области, разделяя и уничтожая мятежную Польшу и пр. Она зиждет благоденствие России мудрыми законами: устроением Сената, желанием дать общее уложение России, мудрым наказом своим, обнародованием учреждения для губерний, заведением сельского благочиния, пожалованием грамоты дворянству, учреждением городового положения и пр. Она зиждет счастие наше благодетельными учреждениями: воздвигает памятник милосердию – Сиротский дом, заботится о воспитании нравственном, печется о физическом благосостоянии России, учреждает народные училища, Российскую Академию, дозволяет заведение типографий и пр. Вот священные права ее на благодарность подданных и благословения в потомстве.

 

XXVII.