Русская Православная Церковь

Не хлебом единым


Значение поста раскрывается нам, прежде всего, через внутреннюю связь между двумя событиями Ветхого и Нового Заветов. Первое событие: Адам «нарушил пост» в раю, он съел запрещенный плод — так открывается нам первородный грех. Христос, Новый Адам, — это второе событие, — начинает Свое служение постом. Адам был искушаем и не выдержал искушения. Христос был искушаем и победил искушение. Следствием падения Адама было изгнание из рая и смерть. Плоды победы Христа — уничтожение смерти и наше возвращение в рай. Пост связан с самой тайной жизни и смерти, спасения и погибели.

Грех — это не только нарушение какого-либо правила, требующее наказания; это всегда искажение данной нам Богом жизни. Пища необходима живому организму. Но здесь-то и встает главный вопрос: что значит быть живым, что означает сама «жизнь»? Мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Каким же образом жизнь стала смертной? Церковь отвечает: потому что человек отверг ту жизнь, которую предложил и дал Бог, и предпочел жизнь, зависящую не от Бога, но от «хлеба единого». Мир и пища были созданы, чтобы посредством их человек имел общение с Богом. В самой пище начало жизни — Бог, а не калории. И безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры — Бог. Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он стал их рабом. И человек все еще раб «пищи». И этим грехом наша жизнь приговорена к смерти.

Христос — Новый Адам. Он пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, и поэтому Он тоже начинает Свое земное служение с поста. «...Постившись сорок дней и сорок ночей (Он) напоследок взалкал» (Мф. 4:3). Голод — это то состояние, когда мы сознаем нашу зависимость от чего-то, когда нам срочно нужна пища. Это тот момент, когда перед нами встает вопрос: от чего зависит моя жизнь? Сатана пришел к Адаму в раю; он пришел к Христу в пустыне. Два голодных человека услыхали его слова: ешь, потому что твой голод показывает, что твоя жизнь в пище. И Адам поверил и стал есть; Христос отверг это искушение и сказал: не хлебом единым будет жив человек, но Богом. Он отверг эту ложь, которую сатана внушил всему миру. Христос восстановил верное соотношение между пищей, жизнью и Богом, то соотношение, которое нарушил Адам, и которое мы все еще нарушаем каждый день.

Пост и жизнь

Что же означает пост для христиан? Пост, понятый по-настоящему, в истинном своем значении, есть единственное средство восстановления в человеке его подлинной природы. Пост — настоящая борьба против дьявола, это вызов всеобъемлющему закону, делающему дьявола «князем мира сего». Ибо, в конечном счете, пост состоит в одном: испытать голод, алкать, достичь предела той жизни, что зависит всецело от пищи, и открыть, что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть, прежде всего, духовное состояние и что он есть жажда Бога. Это значит, что без соответствующего духовного усилия, без укрепления себя Божественной Реальностью, без сознания своей совершенной зависимости от Бога, физический пост станет на самом деле самоубийством.

Пост — это постоянное состояние полуголода, «отрицательная» природа которого преображается молитвой, памятью о Боге, вниманием и сосредоточенностью в положительную силу. Пусть наш пост будет ограниченный и скромный, но зато последовательный и серьезный. Надо честно оценить свои духовные и физические возможности и способности и действовать соответственно с ними, не забывая в то же время, что, постясь, надо не страшиться своих ограниченных способностей, а видеть в своей жизни божественное доказательство того, что невозможное для человека — возможно Богу.

Серьезное отношение к Посту означает, что мы отнесемся к нему на самом глубоком уровне нашего сознания — воспримем его как духовный призыв, требующий ответа и постоянного усилия.

Как проводить пост?

Постоянная необходимость в шуме изобличает неспособность современного человека наслаждаться тишиной. Современные христиане должны делать особые усилия, чтобы получить хотя бы существенно нужное молчание и тишину, необходимые для соприкосновения с высшей реальностью.

Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное прекращение слушанья радио и телевидения. Ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за новостями, или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено постом — это растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают.

Тишина должна быть заполнена положительным содержанием. Душа питается молитвой, но разум тоже нуждается в пище. Мы предлагаем добавить умственное усилие к чисто духовному. Было бы хорошо заранее составить список книг, которые надо было бы прочитать. Нет необходимости, чтобы все эти книги были религиозного содержания. В лучших произведениях литературы заложено множество богословских мыслей. Чтение и духовное размышление могут помочь нам обрести этот внутренний мир и его радость. Современный безбожный мир не дает нам вкусить этой радости, настоящего призвания человека, проявляющегося во внутреннем, а не во внешнем мире; но без этой радости, без понимания Великого Поста как пути в глубину нашего человеческого существа, пост теряет свое значение.

Великий Пост – это время, когда человек вновь приобретает веру и жизнь в ее божественном значении. Сокращая развлечения, мы вновь понимаем величайшую ценность отношений с человеком и Богом.

Великий Пост — лучшее время, чтобы рассмотреть и взвесить поверхностный характер нашего отношения к людям. «Относиться ко всему с улыбкой», «не принимать слишком близко к сердцу» — вот советы, ставшие «заповедями», которым мы радостно подчиняемся, а означают они: не углубляйте своих отношений с людьми; соблюдайте правила игры, которые состоят в соединении дружественных отношений и полного к ним равнодушия. Великий Пост — время искания смысла; смысла моих отношений с другими людьми. Необходимо стараться углубить все наши человеческие отношения, потому что мы — свободные люди, которые стали рабами систем, уничтожающих все человеческое. Великий Пост — это время, когда надо особенно следить за всем, что мы говорим. Мир наш неимоверно многоречив, мы утопаем в словах, которые утратили свое значение и силу. Христианство являет нам священное значение слова как божественного дара. Наше слово обладает огромной силой, либо положительной, либо отрицательной. Поэтому мы будем судимы и за наши слова. Но слово может быть и свидетельством о вере. Случайный разговор со своим коллегой может иногда лучше передать ему верный взгляд на жизнь, на других людей, на работу, чем формальная проповедь. Слово может заронить в душу возможность другого подхода к жизни, желание познания. Мы действительно не представляем себе, как мы постоянно влияем друг на друга словами, всем строем своей личности. В конце концов, люди обращаются к Богу не потому, что кто-то смог дать им блестящие объяснения, но потому, что они увидали в Нем тот свет, ту радость и глубину, ту серьезность и любовь, которые одни обнаруживают присутствие и силу Божию в мире.