Справочники в системе 1С:Предприятие

Справочник является списком возможных значений того или иного реквизита документа (в широ­ком смысле слова «документ»).

Справочники используются в тех случаях, когда необходимо ис­ключить неоднозначный ввод информации.

Например, для того, чтобы покупатель, продавец, кладовщик, ди­ректор понимали, о каком товаре идет речь, каждый должен назы­вать его одинаково. И в этом случае необходим справочник. Обычно в торговом предприятии он имеет вид прайс-листа, а если такой справочник хранится в компьютере, то в него заносят всю возмож­ную номенклатуру товаров, с которыми работает торговая фирма.

Система 1С:Предприятие позволяет вести практически неограни­ченное количество необходимых справочников. Каждый справочник представляет собой список однородных объектов: сотрудников, орга­низаций, товаров и т. д. Каждый такой объект будем называть эле­ментом справочника.

В качестве обязательных реквизитов каждый справочник имеет код и наименование. Код элемента справочника может быть как чи­словым, так и текстовым.

Система 1С:Предприятие предоставляет широкие возможности по работе с кодами элементов справочника: автоматическое присвоение кодов, автоматический контроль уникальности кода и другие.

Список элементов справочника в системе 1С:Предприятие может быть многоуровневым. В этом случае все строки справочника будут разделяться на 2 вида: «просто» элементы справочника и группы справочника. Группы позволяют переходить на нижележащие уровни многоуровневого справочника.

Использование многоуровневых справочников позволяет органи­зовать ввод информации в справочник с нужной степенью детализа­ции. Элементы и группы элементов в многоуровневом справочнике можно переносить из одной группы в другую.

Помимо кода и наименования, в справочниках системы 1С:Предприятие может храниться любая дополнительная информа­ция об элементе справочника. Для хранения такой информации в справочнике может быть создан список реквизитов.

Используя механизм реквизитов справочника, легко организовать, например, картотеку сотрудников. Для этого достаточно для спра­вочника «Сотрудники» создать реквизиты для хранения сведений об образовании, паспортных данных и прочей кадровой информации. Используя встроенные средства поиска в справочнике, при исполь­зовании конфигурации нужная информация о сотруднике может быть легко найдена.

Для удобства работы пользователей со справочником на этапе конфигурирования можно создать несколько видов экранных форм для показа справочника. В зависимости от контекста вызова спра­вочника можно задать использование определенного диалога для работы с ним.

Следует иметь в виду, что в Конфигураторе создается не сам справочник, как список значений, а разрабатывается заготовка спра­вочника, его шаблон. В процессе конфигурирования описывается структура информации, которая будет храниться в справочнике, раз­рабатывается экранное и, если необходимо, печатное представление справочника, задаются различные особенности его «поведения».

Ниже в настоящем Руководстве будет использоваться термин «справочник», под которым будет пониматься описание структуры, формы и поведения справочника.