КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 4 страница

Заместитель Председателя Конституционного Суда вправе также принимать участие в заседаниях палат Национального собрания, их комиссий, заседаниях Совета Министров и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда.

При Конституционном Суде из числа ученых и иных специалистов области права создается Научно-консультационный совет, положение о котором утверждается Конституционным Судом. Персональный состав Научно-консультационного совета утверждается Конституционным Судом по представлению Председателя Конституционного Суда. Этот совещательный орган оказывает консультационную помощь Конституционному Суду при разработке проектов своих заключений, решений и иных документов.

Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда регулируются Регламентом Конституционного Суда, а порядок конституционного судопроизводства законом.

§ 3. Общие суды

3.1. Районные (городские) суды

Районные (городские) суды – основное звено в системе общих судов.

Эти суды наделены чрезвычайно широкими полномочиями по осуществлению правосудия. Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы об исполнении судебных постановлений.

Число их значительно превышает количество других судов, входящих в судебную систему. Так, в настоящее время в Республике Беларусь функционирует 142 районных (городских) суда.

Эти суды характеризуются наибольшей близостью к населению, поскольку создаются в низовых административно-территориальных единицах.

Районный (городской) суд образуется, реорганизуется и ликвидируется Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 1 ст. 29 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей – далее Кодекс).

Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, в районе в городе республиканского подчинения, имеющем районное деление, и города Минска (ч. 2 ст. 29 Кодекса). Таким образом, к одному звену судебной системы относятся, например, суды Щучинского района Гродненской области, Московского района г. Бреста и Ленинского района г. Минска.

Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город (ч. 3 ст. 29 Кодекса). Это, например, суды Слуцкого района и г. Слуцка, Солигорского района и г. Солигорска Минской области и другие.

Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции и Главные управления юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Состав районного (городского) суда

Состав суда образуют лица, осуществляющие правосудие. В районном (городском) суде это председатель суда и судьи. При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя суда, а при наличии десяти и более судей – должность второго заместителя председателя суда (ч. 3 ст. 30 Кодекса).

Председатель районного (городского) суда и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет (ч. 1 ст. 32 и ч. 1 ст. 33 Кодекса).

Количество судей для каждого районного (городского) суда также устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 2 ст. 30 Кодекса).

Количество судей зависит от численности населения района (города) и объема работы суда. Так, в большинстве сельских районных (городских) судов количество судей составляет 3-5 человек. В густо населенных районах и городах, таких как Борисов, Молодечно, Солигорск, Слуцк и другие, в судах работают от 8 до 13 судей. В г. Минске имеются районные суды, где число судей достигает 20 человек. Самым большим по численности судей является суд Бобруйского района и г. Бобруйска – 26 судей.

В настоящее время штатная численность судей районных (городских) судов составляет 833 человека.

Кандидатом на должность судьи районного (городского) суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи (ч. 1 ст. 94 Кодекса).

Судьи районных (городских) судов назначаются на должность Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда на пять лет, и могут быть назначены на новый срок или бессрочно (ч. 4 ст. 99 Кодекса).

В состав районного (городского) суда входят и народные заседатели, которые участвуют в рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних и преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказания свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь.

Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками (ч. 2 ст. 133 Кодекса). Их количество для районного (городского) суда составляет 35 человек на одного судью (ч. 1 ст. 134 Кодекса).

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется районными (городскими) исполнительными комитетами сроком на 5 лет на основании списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан в названные списки производится с их согласия (ч. 2 ст. 134 Кодекса).

Компетенция районного (городского) суда

Районный (городской) суд выступает только как суд первой инстанции. Однако сфера его деятельности чрезвычайно широка и охватывает рассмотрение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, материалов об исполнении судебных постановлений, изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики, а также выполнение иных полномочий, возложенных на него законом (ч. 1 ст. 31 Кодекса).

В соответствии с ч. 1 ст. 267 Уголовно-процессуального кодекса (далее – УПК) районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел, подсудных вышестоящим и военным судам. Дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает 10 лет лишения свободы, рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют лишь дела о преступлениях несовершеннолетних, правосудие по которым возложено на судебную коллегию, состоящую из профессионального судьи и двух народных заседателей (ст. 32 УПК).

Районный (городской) суд осуществляет контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора. Это проявляется в рассмотрении судьей единолично жалоб граждан на задержание, заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей, отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение предварительного расследования и уголовного преследования, принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение для производства экспертизы.

На судей районных (городских) судов возложено обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора. Это, например, отсрочка исполнения наказания, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания. После отбывания наказания судья рассматривает ходатайства о снятии судимости и включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж (ст. 403 УПК).

К подсудности районного (городского) суда относятся многочисленные категории дел искового производства, где хотя бы одной из сторон выступает гражданин. В соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК) это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды. Например, дела о защите права собственности, чести и достоинства, возмещении имущественного и морального вреда, восстановлении на работе, выселении из жилого помещения, взыскании алиментов, расторжении брака, лишении родительских прав и другие.

Если возникает спор между гражданином и государственным административным органом, то он разрешается в районном (городском) суде. К таким спорам, возникающим из административно-правовых отношений, относятся дела:

§ по жалобам на действия избирательных комиссий;

§ по жалобам на отказ органов ЗАГС внести исправления или изменения в соответствующие документы. Например, в свидетельство о рождении.

§ по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

§ по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Например, на отказ в прописке, в выдаче ордера на квартиру, в обмене жилой площади и т.д. (ст. 335 ГПК).

Среди полномочий районного (городского) суда по рассмотрению гражданских дел важное место занимают дела особого производства: о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); о признании имущества бесхозяйным; о принудительной госпитализации и лечении граждан и др. (ст. 361 ГПК).

Характерным признаком указанных дел является то, что при их рассмотрении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.

В порядке приказного производства районный (городской) суд рассматривает заявления о взыскании денежной суммы или истребовании имущества без проведения судебного заседания и вызова сторон. Такая процедура применятся лишь в строго определенных законом случаях. Например, если требование основано на нотариально удостоверенной сделке; заявлено требование о взыскании с граждан налогов в доход государства; начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы и т.п. (ст. 394 ГПК).

Дела об административных правонарушениях также рассматриваются районными (городскими) судами. Это дела о мелком хищении, мелком хулиганстве, клевете, оскорблении; распитии алкогольных напитков или появлении в пьяном виде в общественных местах; незаконной предпринимательской деятельности; проявлении неуважения к суду; нарушении порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования; неповиновении законному требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий; управлении транспортным средством в состоянии опьянения; нарушении правил торговли; нарушении порядка осуществления валютных операций и др., ответственность за которые предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Суд вправе применить к виновным следующие виды административных взысканий: исправительные работы, административный арест на срок до 15 суток; лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права управления транспортными средствами), штраф, конфискацию предметов, с помощью которых совершено административное правонарушение (например, орудия незаконного рыбного лова, охоты) (ст. 6.2. КоАП).

Кроме рассмотрения отдельных категорий дел об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции районный (городской) суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления других органов о применении административных взысканий в отношении физических и юридических лиц (ст. 12.3 Процессуально-исполнительного Кодекса об административных правонарушениях – далее ПИКоАП).

Все перечисленные категории гражданских дел и дел об административных правонарушениях рассматриваются единолично судьей.

На судей районных (городских) судов закон возлагает рассмотрение материалов об исполнении судебных постановлений по гражданским и административным делам, по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также других актов, подлежащих исполнению.

Аппарат районного (городского) суда

В районных (городских) судах имеется аппарат суда, обеспечивающий его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства, исполнению иных функций, а также осуществляющий меры по организационному обеспечению деятельности суда (ч. 1 ст. 184 Кодекса).

К работникам аппарата суда относятся: заведующий канцелярией, секретарь суда, секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания – помощник судьи), судебный исполнитель, делопроизводитель, консультант, архивариус, помощник председателя суда.

На заведующего канцелярией возлагается ведение делопроизводства, организация работы канцелярии, руководство работой секретарей и архива[66]. Он распределяет работу между сотрудниками канцелярии и контролирует ее исполнение, распределяет поступившую корреспонденцию; осуществляет учет рабочего времени сотрудников суда; ведение нарядов, книг и журналов учета; контроль за ведением статистической и финансовой отчетности; учет и регистрацию поступающих в суд обращений граждан; ведение приказов и распоряжений по суду, личных дел и трудовых книжек сотрудников и т.д. В некоторых судах создаются раздельные канцелярии по уголовным и гражданским делам, а в отдельных судах – и по делам об административных правонарушениях.

На секретаря суда возлагается ведение делопроизводства по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, в частности: вызов участников процесса и свидетелей; выписка исполнительных листов; регистрация, учет и хранение уголовных, гражданских, административных дел и материалов; ведение журналов и карточек; составление статистических отчетов; учет и хранение вещественных доказательств, подготовка и сдача в архив законченных дел, нарядов, журналов и карточек и т.д.

Секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания – помощник судьи) - обязательный участник рассмотрения по первой инстанции любых уголовных и гражданских дел, а в необходимых случаях – и дел об административных правонарушениях (ст. 186 Кодекса). Поэтому количество секретарей судебных заседаний в районном (городском) суде всегда соответствует числу судей данного суда, так, чтобы у каждого судьи был свой секретарь. На него возлагается выполнение определенной работы при приеме судьей граждан (подготовка запросов, писем, выписка повесток и т.д.); составление списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании; проверка явки лиц, которые вызывались в судебные заседания, и отметка на повестках времени нахождения в суде; оформление дел после судебного заседания; ведение журнала учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, отметка о результатах рассмотрения и т.д. Но главная его обязанность – ведение протокола судебного заседания. Права и обязанности секретаря судебного заседания и порядок его участия в судебном разбирательстве определяется ст. 291 УПК, ст. 30 ГПК и ст. 11.8 ПИКоАП.

Исполнение приговоров, решений, определений и постановлений по судебным делам в части имущественных взысканий, а также других решений и постановлений осуществляется судебными исполнителями. Они исполняют решения, определения и постановления судов по гражданским делам, мировые соглашения, утвержденные судом; приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий (например, штраф, конфискация имущества); постановление суда, других государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях; постановления прокуроров о выселении в административном порядке; исполнительные надписи нотариальных органов; постановления комиссий по делам о несовершеннолетних о денежных взысканиях; решения комиссий по трудовым спорам; решения третейских судов, постановления Комитета государственного контроля об имущественных взысканиях; решения иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами и т.д. (ст. 461 ГПК).

Требования судебных исполнителей по исполнению соответствующих документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь. В случае оказания сопротивления судебному исполнителю он составляет об этом акт и представляет его судье для разрешения вопроса о привлечении к ответственности лиц, оказавших ему сопротивление. Действия судебного исполнителя или отказ в их совершении могут быть обжалованы в суд, при котором он состоит, в течение десяти дней (ст. 479 ГПК).

При наличии в районном (городском) суде нескольких судебных исполнителей один из них назначается старшим судебным исполнителем. Обязанности между ними распределяются, как правило, по зональному принципу, что дает возможность каждому судебному исполнителю систематически контролировать исполнение решений в организациях и предприятиях той зоны, за которой он закреплен. Контроль за правильным и своевременным исполнением решений, за законностью действий судебных исполнителей осуществляется судьями. Общее руководство и контроль за деятельностью судебных исполнителей осуществляет председатель суда.

В судах, где предусмотрена должность консультанта, на него возлагается ведение работы по подбору и систематизации законодательства; участие в обобщении судебной практики и др. Он должен вести контрольные экземпляры кодексов, официальных изданий и других законов и нормативных актов Республики Беларусь, разъяснений Пленума Верховного Суда и заключений Конституционного Суда Республики Беларусь, картотеку законодательства и судебной практики по гражданским, уголовным и административным делам, обеспечивать ознакомление судей и сотрудников суда с поступающей правовой информацией, обобщать работу суда по рассмотрению обращений граждан, оформлять документы о правовой помощи в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

В судах, где предусмотрена должность консультанта по оформлению расторжения брака, на него возлагаются ведение учета вступивших в законную силу решений суда о расторжении брака, выдача бывшим супругам копий этих решений, производство соответствующих отметок о расторжении брака в паспортах граждан и других документах, удостоверяющих личность, выписка исполнительных листов по делам о расторжении брака и др.

Архивариус ведает работой архива суда, где хранятся законченные производством дела.

В последние годы для обеспечения работы электронных средств связи в судах появились инженеры-программисты и операторы копировально-множительной техники.

Подбор, прием на работу и увольнение всех (кроме судебных исполнителей) сотрудников аппарата и технических работников районного (городского) суда осуществляет его председатель. Судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от своих обязанностей начальником Главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета Совета депутатов по представлению председателя районного (городского) суда.

Организация работы районного (городского) суда

Для успешного осуществления правосудия требуется создание необходимых условий, что достигается надлежащей организацией работы суда. Без нее невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом.

Организация работы районного (городского) суда возлагается на председателя, судей и работников аппарата суда.

Председатель суда, как руководитель органа судебной власти: распределяет дела и другие обязанности между судьями; ведет личный прием граждан, организует работу суда по приему и рассмотрению их обращений; организует изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики; ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов; руководит работой аппарата суда; назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда (ч. 3 ст. 32 Кодекса).

Помощник председателя суда осуществляет контроль за делопроизводством в суде, оказывает помощь председателю суда в осуществлении контроля за выполнением работниками должностных обязанностей, выполняет другие поручения председателя суда.

Руководство работой суда осуществляет и заместитель председателя в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем. В случае отсутствия последнего или невозможности выполнения им своих обязанностей полномочия председателя районного (городского) суда осуществляет его заместитель. При отсутствии такой должности полномочия председателя осуществляет один из судей данного суда (ст.ст. 32 и 33 Кодекса).

Распределение обязанностей по рассмотрению дел между судьями осуществляется на основе принципов:

1) территориального (зонального), при котором весь район (город) делится на зоны по количеству судей. Все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории, рассматривает соответствующий судья;

2) предметного (функционального), когда существует специализация судей по рассмотрению уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях и исполнительных производств (ч. 1 ст. 30 Кодекса). Возможна и более узкая специализация по отдельным категориям уголовных (о хищениях, об автотранспортных преступлениях, по делам о несовершеннолетних) и гражданских дел (по трудовым, жилищным, семейным спорам и т.д.).

3) предметно-зонального, в соответствии с которым судья рассматривает определенную категорию дел (уголовных или гражданских), поступающих из закрепленной за ним территории;

4) беззонального или текущего, когда уголовные дела рассматриваются судьями по поручению председателя суда, а гражданские – все те, по которым судья принял жалобы и заявления во время приема граждан.

Решение о применении одного из перечисленных принципов распределения дел принимается председателем суда и зависит от количества судей, их деловых качеств и профессионального опыта, объема работы и других обстоятельств, отражающих специфические особенности данного района (города).

У всех судей районного (городского) суда имеются календарные планы судебных заседаний. Рассмотрение дел в судебных заседаниях планируется с учетом сроков, установленных законом на их разбирательство, и назначается на определенный день и час. При отложении слушания дела оно снова заносится в календарный план рассмотрения.

В суде составляется общий план на квартал, где предусматривается вся организационная работа. Итоги его выполнения подводятся на оперативном совещании всех сотрудников районного (городского) суда, на котором составляется и обсуждается и новый квартальный план.

Председатель, судьи и судебные исполнители районного (городского) суда ведут прием граждан, который осуществляется по графику в строго установленное время. Учет приема посетителей осуществляется в специальном журнале, где регистрируются поданные жалобы и заявления.

В каждом районном (городском) суде регулярно проводятся обобщения судебной практики в целях улучшения его деятельности, выявления и устранения допущенных ошибок и выработки предупредительных мер. Для обобщения выбирается наиболее актуальная в данный период и в данной местности категория дел с целью анализа качества их судебного рассмотрения. Она избирается с учетом предложений вышестоящих судов, органов Министерства юстиции, распространенности тех или иных правонарушений в районе (городе) и т.д.

3.2. Областные (Минский городской) суды

В каждой области Республики Беларусь действует областной суд, а в городе Минске – Минский городской суд. Эти суды образуют второе, среднее звено в системе общих судов и являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

Особенности правового статуса судов второго звена судебной системы:

- действуют в качестве всех трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной;

- осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на территории области (города Минска), и оказывают им помощь в применении законодательства;

- имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум;

- обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

Надзор за судебной деятельностью областных (Минского городского) судов осуществляется Верховным Судом, а организационное и материально-

 

техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь.

Состав областного (Минского городского) судов

Областной (Минский городской) суд состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав судей этого суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 4 ст. 35 Кодекса). Он зависит от объема работы суда, количества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необходимо осуществлять надзор. Так, например, в Брестском областном суде работает 19 судей, в Могилевском областном суде – 21 судья, а в Минском областном суде – 27 судей.

Кандидат на должность судьи областного (Минского городского) суда должен иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет (ч.2 ст. 94 Кодекса). Судьи областных (Минского городского) судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно.

Председатель областного (Минского городского) суда и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет, и являются судьями соответствующего суда (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Кодекса).

Количество народных заседателей для среднего звена судебной системы составляет 25 человек на одного судью. Они принимают участие в рассмотрении уголовных дел о преступлениях, где мера наказания может быть выше десяти лет лишения свободы, а также по делам о преступлениях несовершеннолетних. Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется, как и для районных (городских) судов, осуществляется исполнительными комитетами областных (Минского городского) Советов депутатов сроком на пять лет на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Списки народных заседателей для этих судов утверждаются соответствующими областными (Минским городским) Советами депутатов (ст. 134 Кодекса).

Судебные коллегии областного (Минского городского) суда

В областных (Минском городском) судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом данного суда по представлению его председателя (ч. 1 ст. 42 Кодекса). При этом учитываются опыт работы и склонности каждого из судей.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по совместному представлению министра юстиции и Председателя Верховного Суда в областном (Минском городском) суде могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел (ч. 3 ст. 35 Кодекса). Однако на практике такие коллегии пока не создавались.

Количественный состав судебной коллегии по уголовным делам, как правило, превышает численность судебной коллегии по гражданским делам. Это объясняется меньшим объемом работы последней в качестве суда второй инстанции, поскольку многие решения по гражданским делам районных (городских) судов на практике не подвергаются кассационному обжалованию и опротестованию.

Председатель областного (Минского городского) суда в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии (ч. 4 ст. 42 Кодекса).

Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий (ч. 2 ст. 42 Кодекса).

Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций (ч. 1 ст. 43 Кодекса).

Так, судебная коллегия по уголовным делам рассматривает по первой инстанции дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, а также о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Кроме того, по решению председателя суда, она вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное районному (городскому) суду (ст. 268 УПК).

Если мера наказания за совершенное преступление превышает десять лет лишения свободы, то дело рассматривается не судьей единолично, а коллегиальным составом суда. Это председательствующий (председатель, его заместитель или судья соответствующего суда) и два народных заседателя. Такой же состав суда рассматривает все уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних.