КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 3 страница

Образование Союза ССР 30 декабря 1922 г. положило начало созданию общесоюзных органов юстиции, первым из которых был Верховный Суд Союза ССР. Он был учрежден 6 июля 1923 г. постановлением второй сессии ЦИК СССР в целях объединения судебных систем союзных республик, обеспечения единства судебной практики в масштабе страны[48]. Высший судебный орган Союза ССР был наделен широкими полномочиями: действовал в качестве суда первой инстанции по делам, имевшим исключительное значение, затрагивавшим интересы двух или нескольких союзных республик, а также дела по обвинению высших должностных лиц страны в преступлениях по должности; кассационной инстанции в отношении военных трибуналов; надзорной инстанции в отношении Верховных судов союзных республик; давал судам руководящие разъяснения и толкования общесоюзного законодательства. С 1923 по 1933 годы осуществлял конституционный контроль за соответствием Конституции Союза ССР постановлений ЦИК и СНК союзных республик, а также постановлений Совета народных комиссаров СССР, центральных органов и отдельных общесоюзных наркоматов, кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума. В последствие эта функция перешла Прокуратуре СССР. В 1934 г. Верховный Суд СССР получил право отменять незаконные акты правосудия Верховных судов союзных республик.

По первой инстанции Верховный Суд СССР рассмотрел за эти годы много дел, имевших особое общественно-политическое значение: дело провокатора Малиновского, дело об убийстве 26 бакинских комиссаров, дело «Промпартии», Шахтинское, право-троцкистского блока и др. Многие из этих процессов были сфальсифицированы в целях расправы с политическими противниками, с оппозицией сталинскому руководству.

В связи с ликвидацией округов в БССР в 1931 г. было принято четвертое Положение о судоустройстве, которое закрепило двухзвенность судебной системы: народные суды и Верховный Суд республики. Вскоре, однако, среднее звено было восстановлено. В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды. В стране установилась трехзвенная судебная система общих судов, действующая до настоящего времени. Жизнь показала, что для нашей республики наиболее целесообразна именно трехзвенная система судов общей юрисдикции.

В рассматриваемые годы в Беларуси функционировали национальные камеры народных судов. Они были созданы в плане реализации постановления ЦИК БССР от 15 июля 1924 г. «О практических мероприятиях по проведению национальной политики»[49], которым намечался комплекс мер по развитию белорусского языка и национальной культуры, выдвижению кадров из коренного населения. Организацией этих камер ставилась задача обеспечить национальные меньшинства, компактно проживающие на территории республики, реальной возможностью участвовать в осуществлении правосудия, приблизить суд к местному населению, сделать его максимально доступным и понятным для трудящихся. Поскольку в республике в то время наиболее многочисленными компактными национальными меньшинствами были евреи, поляки и латыши, для их обслуживания в сфере правосудия были созданы шесть еврейских, три польских и одна латышская национальные камеры. 31 марта 1934 г. они были упразднены. Это было вызвано определенными достижениями в области национальной политики, ростом культуры и образования, миграцией населения, обеспечением лиц, не владевших языком судопроизводства, переводчиком и правом выступать в суде на родном языке[50].

В тридцатые годы были созданы и стали действовать транспортные суды. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК БССР от 27 ноября 1930 г. в Минске организуется линейный железнодорожный суд[51]. В 1934 г. – водный транспортный суд. В 1933 г. линейный суд железнодорожного транспорта, а в 1936 г. – водного транспорта, как и все аналогичные суды в других союзных республиках, были переданы в ведение Верховного Суда СССР. В годы Великой отечественной войны они реорганизуются в военно-транспортные трибуналы, а в послевоенный период – в единые транспортные суды (линейные и окружные). В 1957 г. были упразднены, а дела, отнесенные к их подсудности, были переданы на рассмотрение судов общей юрисдикции.

Третий период в истории советского суда в Беларуси – 1936-1957 г.г., т.е. предвоенные, военные и первые послевоенные годы.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. расширили демократические основы правосудия, впервые в советское время на высшем юридическом уровне закрепили принципы организации и деятельности суда; выборность судей и народных заседателей, участие в судебном рассмотрении дел народных заседателей, независимость судей и подчинение их только закону, открытое судебное разбирательство, право обвиняемого на защиту, ведение судопроизводства на национальном языке и др. В отличие от Конституции СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению Союза ССР все законодательство о судоустройстве. 16 августа 1938 г. вторая сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик»[52]. Союзные республики, в том числе БССР, в течение двадцати лет не имели права принимать свои нормативные акты по судоустройству, так как проводилась жесткая централизация по всем направлениям государственного строительства, в том числе, и в области законодательства.

Принятый общесоюзный закон о судоустройстве нельзя оценивать однозначно. С одной стороны он проводил демократизацию судебной системы на основе конституционных принципов, а, с другой стороны, – ограничивал полномочия судов союзных республик. В частности, Верховный суд БССР, как и верховные суды других союзных республик, лишался права законодательной инициативы, права давать руководящие разъяснения по применению республиканского законодательства, сужались надзорные полномочия вышестоящих судов.

По Закону о судоустройстве 1938 г. действовали два вида судов: общесоюзные (Верховный Суд СССР, военные трибуналы, суды водного и железнодорожного транспорта) и суды союзных республик. К последним были отнесены Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды (на правах областных), суды автономных областей и автономных округов, народные суды. Соответственно в БССР действовали: Верховный Суд БССР, областные и народные суды. Высшим судебным органом страны, в том числе БССР, являлся Верховный Суд Союза ССР, права которого были этим законом существенно расширены. Он был наделен неограниченными полномочиями по пересмотру любых судебных решений, вынесенных любым судом страны. По-прежнему был наделен правом давать руководящие разъяснения по спорным вопросам судебной практики, выполнял функции кассационной инстанции в отношении специальных судов, рассматривал дела по первой инстанции.

В двадцатые-пятидесятые годы в Беларуси, как и по всей стране, проводились массовые политические репрессии. В их осуществлении принимали участие правоохранительные органы и суды. После смерти Сталина были приняты меры к ликвидации последствий культа личности, восстановлению режима законности и правопорядка.

В 1958-1976 годы в соответствии с законом СССР «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» от 11 февраля 1957 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Положение о военных трибуналах 25 декабря 1958 г.[53] На основе общесоюзного закона о судебной организации в 1959 г. в БССР был принят Закон о судоустройстве.[54] Это соответствовало установке на расширение суверенных прав союзных республик. Высший судебный орган страны, возглавляя систему судов, действовавших на территории СССР, стал пересматривать в порядке надзора решения, приговоры и постановления Верховных судов союзных республик, если они противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзных республик.

Верховный Суд БССР по Закону о судоустройстве БССР 1959 г. был вновь наделен правом законодательной инициативы и правом, давать судам республики разъяснения по вопросам применения законодательства Белорусской ССР при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Совершенствование организационных форм судебной системы выразилось в организации районных (городских) народных судов вместо ранее действовавших участковых. Были и другие нововведения.[55]

Одно из важных направлений деятельности вышестоящих судов в это время – реабилитация жертв политических репрессий, восстановление их прав и возмещение ущерба.

Новый рубеж в развитии суда знаменует принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Они развили конституционные основы правосудия, ввели специальные статьи, посвященные адвокатуре и государственному арбитражу. Было обновлено и приведено в соответствие с конституционными актами все законодательство о судоустройстве и судопроизводстве, прокурорском надзоре, адвокатуре и др.

30 ноября 1979 г. Верховный Совет Союза ССР принял законы о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, об адвокатуре в СССР и о государственном арбитраже[56], а летом 1980 г. – Закон о внесении изменений и дополнений, вытекающих из Конституции СССР, в Основы законодательства о судоустройстве и Положение о военных трибуналах[57]. На основе названных общесоюзных законов 8 ноября 1981 г. в БССР были приняты Закон о судоустройстве, Закон о выборах районных (городских) народных судов, Закон о порядке отзыва народных судей и народных заседателей народных судов[58].

В 1986-1991 годы, когда в условиях взятого партией курса на перестройку, расширения демократии и гласности, создания правового государства начался процесс проведения в стране правовой реформы, повышения роли суда, укрепления гарантий судопроизводства и улучшения деятельности всей системы юстиции.

Укреплению судейской независимости способствовало внесение изменений и дополнений в Конституцию СССР и Конституцию БССР, которые предусмотрели избрание судей судов первого и второго звена судебной системы вышестоящими Советами народных депутатов, более продолжительный срок их полномочий (вместо пяти десять лет), отмену подотчетности судей избирателям и органам, их избравшим, что должно было укрепить судейскую независимость.

Существенный вклад в развитие судебной системы внесли принятые в 1989 г. общесоюзные законы о статусе судей в СССР, об ответственности за неуважение к суду, а также Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве[59] и ряд других нормативных актов, касающихся судебной организации. В соответствии с ними в БССР в 1990 г. были утверждены Положение о квалификационной аттестации судей, о квалификационных коллегиях судей, о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей, о принесении ими присяги[60] и др.

В связи с принятием Верховным Советом СССР в мае 1990 г. Закона о Высшем арбитражном суде СССР и в БССР летом 1991 г. вместо органов государственного арбитража были учреждены хозяйственные суды.

 

§ 4. Судебная система в Республике Беларусь в 1992-2006 гг.

 

Как особый период в развитии суда в Беларуси следует рассматривать годы после обретения республикой государственной независимости. Начался процесс интенсивного государственного строительства, национального возрождения, трудный путь замены институтов и норм политической власти административно-командной системы государственно-правовыми формами и предписаниями, соответствующими новым потребностям общественного развития. С распадом Союза ССР и провозглашением Республикой Беларусь суверенитета начались изменения и в судебной системе. Многие десятилетия, являясь составной частью административно-командной системы, она проводила в правосудии политические решения партии, обеспечивала репрессивную направленность в своей деятельности, оказывала на граждан одностороннее идеологическое влияние. На территории республики, как и в стране в целом, действовала единая, централизованная, привязанная к административно-территориальному делению судебная организация.

С середины 30-х годов и вплоть до распада Союза ССР в БССР вункционировала трехзвенная система общих судов: народные суды, областные и Минский городской (с 1978 г.) суды, Верховный Суд БССР. Надзор за деятельностью судов республики, как и всей страны, осуществлял до января 1992 г. Верховный Суд СССР. Военные трибуналы, как общесоюзные суды, в судебную систему БССР не входили, хотя и действовали на ее территории. Однако положение изменилось, когда не стало союзного государства. Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, функционировавшие на ее территории, были включены в республиканскую систему судов. В составе Верховного Суда республики появилась Военная коллегия. В мае 1993 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды. Однако этого было недостаточно.

Чтобы сделать судебную систему эффективной, способной надежно защищать права и свободы граждан, утверждать законность, гражданский мир и согласие, Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь предложила реформировать судебную систему на следующих исходных началах:

1. децентрализация за счет функционального разделения организационных форм судебной власти;

2. максимальное приближение суда к населению, экстерриториальность основного звена судебной организации;

3. обеспечение компетентности и профессионализма в судебной деятельности;

4. сочетание единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел;

5. участие народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;

6. образование специализированных судов и судебных коллегий;

7. учреждение избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы;

8. восстановление апелляционного суда при сохранении кассационной и надзорной инстанции в системе судов.

Как уже отмечалось в § 3 гл. 1-ой учебника не все эти идеи были восприняты законодателем. В частности, о создании мировых и окружных судов, о введении суда присяжных и некоторые другие положения[61].

Значительным шагом вперед в совершенствовании организационных форм суда, правового статуса судей явился Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. № 3514-XII[62].

Этапным достижением судебно-правовой реформы последнего времени стал впервые принятый в Беларуси Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 198-3[63].

ГЛАВА V

ДЕЙСТВУЮЩАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

§ 1. Общая характеристика действующей судебной системы

Правовой основой действующей национальной судебной системы являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон о Конституционном суде и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.

Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действующей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер основного Закона, рассчитанного на длительное действие.

Согласно ст. 109 Конституции Республики Беларусь «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судоустройство определяется законом.

Образование чрезвычайных судов запрещается».

Конкретизируя и развивая конституционные положения, Кодекс о судоустройстве и статусе судей устанавливает, что судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

хозяйственные суды, предназначенные для правосудия посредством хозяйственного и административного судопроизводства (ст.5).

Конституционный Суд создан в Республике Беларусь в апреле 1994 г. впервые в истории белорусской государственности.

Система общих судов включает: районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусские военные суды; Верховный Суд.

Систему хозяйственных судов образуют: хозяйственные суды областей (города Минска); Высший Хозяйственный Суд.

В системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды соответственно: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. (в системе общих судов) и суды по банкротству, земельные, налоговые и др. в хозяйственных судах.

Как уже отмечалось, полисистемность или децентрализация судебной организации приближает суд к населению, создает оптимальные условия для специализации судов и судей, способствует повышению качества и оперативности судебной деятельности, уменьшению судебных ошибок, тем самым, надежнее защищаются права и законные интересы граждан и юридических лиц, государственные и общественные интересы.

Характерной чертой отечественной судебной системы является ее единство, что прямо закреплено в ст. 4 Кодекса о судоустройстве и статусе судей.

Единство судебной системы обеспечивается путем: установления судебной системы Конституцией Республики Беларусь и Кодексом; соблюдения всеми судами предусмотренного законодательством порядка судопроизводства; признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу; закрепления единства статуса судей; финансирования судов из республиканского бюджета.

В Республике Беларусь действует Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, однако, их деятельность способствует укреплению законности и правопорядка в стране, экономической стабильности.

Демократизм национальной судебной системы, выражающийся в ее задачах и принципах организации и деятельности, обеспечивает тесную связь судебной власти с народом, привлечение его к управлению государством, общественный контроль за судебной деятельностью, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений, нравственно-правовое влияние правосудия.

Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что судебная система Республики Беларусь отвечает международным стандартам, является эффективной, современной, доступной для граждан. Она строится на следующих основных началах: 1. Территориальность и специализация; 2.Единство и полисистемность; 3. Инстанционность; 4. Демократизм.

Составляющими частями (подсистемами) национальной судебной системы являются: 1. Конституционный Суд; 2. Общие суды во главе с Верховным Судом; 3. Хозяйственные суды, возглавляемые Высшим Хозяйственным Судом.

В последующих параграфах рассмотрены их компетенция, состав, порядок формирования, структура и организация работы.

§ 2. Конституционный Суд Республики Беларусь

Конституционный Суд образован в соответствии с Конституцией и Законами Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.

В Кодексе о судоустройстве и статусе судей Конституционному суду посвящена гл. 2 Раздела II-го статьи 19-27.

Действующий Основной Закон посвящает ему ст. 116 гл. 6 «Суд» раздела IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд». Таким образом, на вопрос о юридической природе этого органа Конституция Республики Беларусь отвечает однозначно: Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного судебного контроля.

Согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционный орган – одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти[64]. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Конституционный суд играет важную роль в защите прав и свобод человека, социально-экономических и социально-культурных прав и свобод граждан.

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей – высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Конституционный Суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики, а именно: шесть судей назначаются главой государства и шесть – избираются Советом Республики.

Срок полномочий судьи – 11 лет. Они могут быть назначены (избраны) на новый срок. Предельный возраст – 70 лет.

Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда предлагаются Председателем Конституционного Суда. Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования. Судьей Конституционного Суда считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания.

Конституционный Суд приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

В случае досрочного выбытия из состава Конституционного Суда назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет.

Согласно ст. 116 Основного Закона Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения:

– о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

– о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

– о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

– о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного Закона страны.

Заключение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда. При разделении голосов поровну решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решения Конституционного Суда является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежат (ст. 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Заседания Конституционного Суда проводятся, как правило, публично, открыто, в торжественной обстановке, с соблюдением всех требований закона. Решения Суда доводятся до всеобщего сведения путем опубликования в печати и использования других средств информации (радио, телевидение).

Хотя Конституционный Суд, как и аналогичные суды других стран, выносит меньше решений, чем иные (общие и хозяйственные) суды, но принимаемые им заключения затрагивают интересы тысяч и тысяч людей, часто имеют судьбоносное значение для страны и ее национальной правовой системы.

Конституционный Суд использует другие формы воздействия на формирование оптимальной правовой системы, содействие становлению правового демократического государства. Это, в частности, внесение рекомендательных предложений Главе государства, Парламенту, Совету Министров, высшим судам.

Важное значение имеют ежегодные послания Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и Парламенту о состоянии конституционной законности в стране.

Что касается обращений граждан, направленных непосредственно в Конституционный Суд, то они рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» и другими актами законодательства.

Еще более значительно расширены полномочия Конституционного Суда Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»[65]. В целях совершенствования деятельности Конституционного Суда, повышения эффективности конституционного контроля на него возложен обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей по требованию Президента Республики Беларусь или по поручению Правительства (ч. 5 ст. 100 Конституции) – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.

По предложению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров. Решения по всем этим вопросам принимается Конституционным Судом в пятидневный срок со дня поступления Законов либо предложения Президента.

По поручению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Следует подчеркнуть, что официальное толкование декрета или указа Президента Республики Беларусь, данное Конституционным Судом, является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В компетенцию Конституционного Суда входят также принятие решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства по предложению Президиума Совета Республики Национального Собрания.

По предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания, Совета Министров Конституционный Суд излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов об общепризнанным принципам и нормам международного права, причем излагается это в решении, оформленном протокольно. По поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Организует деятельность Конституционного Суда Председатель суда. Он председательствует на его заседаниях, а также выносит на его рассмотрение вопросы, отнесенные к ведению Конституционного Суда; организует работу по осуществлению контроля за исполнением заключений и иных решений Конституционного Суда.

Председатель осуществляет общее руководство Секретариатом Конституционного Суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников Секретариата; вносит Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального собрания представления по вопросу назначения (избрания) судей Конституционного Суда, а также Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, устранению его нарушений.

Председатель Конституционного Суда представляет Суд в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными; ведет личный прием граждан, организует работу Конституционного Суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель Конституционного Суда издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства. Вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания, их комиссий, заседаниях Совета Министров и его Президиума, заседаниях Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда и других государственных органов.

В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Конституционного Суда осуществляет старший по возрасту судья Конституционного Суда.

Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда регулируются Регламентом Конституционного Суда, а порядок конституционного судопроизводства – законом.

Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается Конституционным Судом из состава судей Конституционного Суда сроком на пять лет.

Заместитель Председателя Конституционного Суда: осуществляет полномочия Председателя Конституционного Суда в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей; руководит работой структурных подразделений Секретариата Суда в соответствии с распределением обязанностей; организует работу по повышению квалификации работников Секретариатурных подразделений Секретариата Суда в соответствии с распределением обязанностей; организует работу по повышению квалификации работников Секретариата Конституционного Суда; ведет личный прием граждан; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.