II. Требования к освоению содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные направления, проблемы, теории и методы исторической науки;
· движущие силы и закономерности исторического процесса;
· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
· важнейшие достижения культуры, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Уметь:
· логически мыслить, вести научные дискуссии;
· работать с разноплановыми источниками;
· осуществлять эффективный поиск информации;
· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
· соотносить общий ход исторического процесса и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
· навыками анализа исторических источников и литературы;
· приемами ведения дискуссии и полемики.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.
При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни средствами, предоставляемыми учебным курсом «История Отечества».
Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции, выраженные в виде требований к подготовке студентов. В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:
· Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.
· Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).
· Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;
· Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);
· Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.
В процессе прохождения курса студентам предлагается подготовка рефератов для углубленного изучения отдельных, особо проблемных тем. Общий курс предусматривает межсессионную и итоговую аттестацию по разделам курса.