Раздел 3. Бытие

1. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями: элеатов, брахмана ша, даосизма, атомистов —

а) безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека;(даосизм)

б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости; (атомизм)

в) единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления; (элеаты)

г) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия. (брахманизм)

2. Какому философу - Гегелю, Марксу, Платону, Плотину - какая трактовка бытия принадлежит?

а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления; (Платон)

б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие; (Маркс)

в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;(Гегель)

г) бытие - это Единое, которое есть все и ничто; оно - потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно — прекраснейшее, совершенное. (Плотин)

3. Какому философу — Фоме Аквинскому, Аврелию Августину, Дж. Беркли, Ж. П. Сартру — какое определение бытия принадлежит?

а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; (Ж.-П.Сартр)

б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия; (Аврелий Августин)

в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же; (Дж.Беркли)

г) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность. (Ф.Аквинский)

4. Онтология как раздел философского знания — наука о всеобщем, в истории философии не называлась:

а) первая философия;

б) метафизика;

в) объективная логика;

г) эпистемология.

 

5. Онтологией в философии называется учение о:

а) бытии;

б) морали и нравственности;

в) Боге;

г) законах мышления.

 

6. Древнегреческие философы VI-V в.в. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с:

а) различными природными стихиями;

б) телесными вещами;

в) объективной реальностью;

г) Космосом.

 

7. Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для

а) пантеизма;

б) дуализма;

в) панлогизма;

г) материализма.