Взаимоотношение судебной власти с зак. и исполнительной властями.
Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекают по двум основным направлениям. Во-первых, ветви власти сотрудничают между собой с целью эффективного управления государством. Во-вторых, каждая из трех ветвей власти осуществляя свои полномочия, сдерживает и уравновешивает друг друга, обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.
В частности, Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь), Президент Республики Беларусь, принимая (издавая) законы и иные нормативные правовые акты, определяют судебную систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения судами дел и иных материалов. В свою очередь судебная власть вправе: обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства; участвовать в разработке и обсуждении законопроектов; давать заключения о соответствии Конституции содержания нормативных правовых актов; разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики и т. д.
Парламент, Президент Республики Беларусь принимают участие в назначении и освобождении от должности судей, председателей (заместителей председателя) судов (см. пункт 3.10 темы 3). Парламент также утверждает объем финансирования судебной власти за счет средств республиканского бюджета.
Исполнительная власть (Министерство юстиции и его органы на местах) осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Судебная же власть наделена правом оценивать законность решений и действий органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешать споры между государственными органами и гражданами.
Взаимодействие судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, пресле-дующими политические цели, характеризуется в настоящее время таким свойством — как политическая нейтральность судебной власти (см. пункт 2.2 данной темы). В историческом же плане на белорусских землях деполитизация судей была осуществлена в 1906 г. Однако в советский период времени ситуация коорди- нально изменилась. И только с изданием 24 августа 1991 г. Указа Президента СССР «О прекращении деятельности политических партий и политических движений в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и государственном аппарате» был сделан первый зако-нодательный шаг в направлении департизации судебной власти.
Имеются и другие точки взаимодействия судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели. В частности, судебной власти подсудны правовые конфликты, одной (двумя) сторонами которых являются указанные институты