Курсовая работа (проект): основные структурные элементы

Курсовая работа – это первое научное исследование студента. Поскольку пишется она за время обучения в вузе три раза, то необходимо рассмотреть качественный уровень исследования по изучаемым дисциплинам или по выбранной студентом специализации. Назначение курсовой работы заключается в выяснении уровня овладения навыками самостоятельной научной деятельности студента.

Работа осуществляется совместно с научным руководителем, который назначается приказом ректора на время, отведенное на подготовку, написание и защиту работы. Во время консультаций с научным руководителем уточняется круг теоретических вопросов, подлежащих изучению, составляется план исследования, определяется структура работы, сроки выполнения ее этапов: подготовительный этап работы (чтение и анализ литературы по теме исследования), основной этап (написание текста курсовой работы) и заключительный (устраняются недостатки в работе, выполняются рекомендации руководителя и др.).

Завершенный вариант работы сдается научному руководителю для прочтения и допуска к защите. В зачетную книжку вносится оценка, выставленная преподавательским коллективом кафедры (не менее двух человек) по итогам защиты.

Поскольку курсовая работа – это уже самостоятельное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки. Общие советы относительно выбора темы письменной работы мы уже приводили выше. Отметим только, что во введении к курсовой работе актуальность выбранной темы должна быть убедительно обоснована.

Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов. Если работа носит теоретический характер и не имеет выхода в практику, следует соответствующим образом выстроить ее структуру. В начале работы лучше всего поместить главу, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад различных ученых в разработку проблемы.

При изучении источников информации должно быть выявлено следующее:

  • основная идея автора (авторов), его (их) позиция по исследуемой проблеме;
  • что особенно удалось автору (авторам) в изучении обсуждаемой проблемы;
  • чем отличается позиция автора (авторов) от традиционной, что нового внесено в изучение обсуждаемой проблемы;
  • в чем автор (авторы) полемизирует с другими исследователями;
  • в чем конкретно состоит опыт автора (авторов) по решению обсуждаемой социальной проблемы;
  • какие вопросы проблемы не нашли отражения и решения в анализируемом опыте.

Работа практического характера, как правило, делится на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая представляет собой практическую часть последнего и может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстративным материалом.

Работа опытно-экспериментального характера также имеет вводную теоретико-методологическую часть, за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, обобщение и интерпретация полученных результатов.

Невзирая на все типологические различия, любая курсовая работа должна строиться согласно существующим канонам и иметь развернутый план-оглавление, введение, основную часть, состоящую обычно из двух-трех глав, и заключение.

Из этого объема работы около 10% обычно занимает введение, от 5 до 10% заключение.

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса, она направлена преимущественно на практическую подготовку и выполняется в соответствии с учебными планами.

Цель курсовой работы -

а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания; б) овладеть навыками самостоятельной работы; в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; г) выработать умение публичной защиты; д) подготовиться к решению более сложной задачи – выполнению выпускной квалификационной работы.

Темы курсовых работ и графики их выполнения разрабатывают и утверждают кафедры, ведущие те дисциплины, по которым учебными планами предусмотрены курсовые работы.

Требования, предъявляемые к исследовательской работе, можно объединить в три группы: требования к структуре; требования к содержанию (основной части); требования к оформлению[17].

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и быть аналогична структуре выпускной квалификационной работы: иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется общая цель курсовой работы, конкретные ее задачи и методы исследования. При определении целей и задач исследования необходимо правильно их формулировать. Так в качестве цели не уместен глагол «сделать». Правильно будет использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и т.д.

Безусловным требованием к тексту курсовой является соответствие сформулированной цели и поставленных задач.

Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач. Обычно в основной части выделяется две, реже три главы, каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике изложения.

Заключение содержит сделанные автором работы выводы, итоги исследования. Хорошо, если в конце заключения вы остановитесь на дальнейших перспективах исследования данной темы. Это может послужить заделом для написания последующих курсовых и дипломной работы.

Вслед за заключением идет список использованной литературы, который должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями. Если в работе имеются приложения, они оформляются на отдельных листах, и их следует пронумеровать.

Необходимо помнить, что в отличие от рефератов, докладов и контрольных к курсовой работе предъявляется требование хотя бы относительной самостоятельности. Имеется в виду не самостоятельность изложения, которая желательна во всех перечисленных случаях, а самостоятельность научной мысли – насколько это допускает уровень подготовки студента.

Студент в своей курсовой работе должен продемонстрировать, насколько он овладел начальными навыками научного мышления. Для этого вполне достаточно просто квалифицированно и грамотно поставить проблему. Постановка проблемы – это уже первый шаг в науку.

Курсовая работа пишется не один раз за период обучения: со второго по четвертый курс включительно и, естественно, что требования к качеству ее выполнения будут возрастать.

Готовая курсовая работа сдается на кафедру. Согласно существующим правилам научный руководитель должен обосновать выставленную им оценку в письменной рецензии. Если курсовая работа проходит процедуру защиты на кафедре, то результаты обсуждения и выставленная оценка заносятся в протокол заседания кафедры.

Критериями оценки курсовой работы являются актуальность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, общая культура изложения.

По содержанию между курсовой и выпускной квалификационной работами, как правило, должна существовать связь: выпускная квалификационная работа становится дальнейшим развитием исследования, описанного в курсовой работе, путем углубления и детализации проблемы. Основные выводы курсовой работы могут служить исходным материалом для творческой разработки проблематики выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер, и в то же время она должна опираться на новейшие достижения науки в сфере социологии, педагогики досуга, социально-культурной деятельности, менеджмента, культурологии и др.

Содержание работы следует иллюстрировать таблицами, графическим материалом (рисунками, схемами, графиками, диаграммами и т. п.).

Следует правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трех источников. Чтобы работа не граничила с плагиатом, серьезные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на источник. Причем это не должен быть учебник по данной дисциплине. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе.

Выполняя работу, не следует перегружать ее длинными цитатами из авторитетной теоретической публикации. Например, давая определение, надо своими словами пересказать, кто из ученых и в каких источниках дает определение (понятие) этого термина и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых.

В работах, носящих в основном теоретический характер, анализируя литературу по теме исследования, изучая и описывая опыт наблюдаемых событий (явлений), автор обязательно высказывает свое мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы.

Оформление заключения, списка использованных источников и приложения осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа.

Объем курсовой работы включает от 35 до 50 страниц печатного текста, выполненного через 1,5 межстрочных интервала. Работу сшивают в папку-скоросшиватель.

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий (организаций, учреждений), где они работают или проходят практику. Студенты очной формы обучения могут использовать материалы, собранные в период практики. Курсовая работа должна быть защищена до начала экзаменационной сессии.

На защите студент обязан кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.

Написание курсовой работы – это качественно иной уровень исследовательской деятельности, чем сочинение реферата, эссе, доклада или выполнение контрольной работы.

Если положительная оценка за реферат или контрольную работу всего лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за курсовую работу вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками.

2.1.1. Примерный перечень тем курсовых работ по психологии и педагогике٭

1. Методы диагностики девиантного поведения у подростков.

2. Психодиагностика детско-родительских отношений.

3. Влияние внутриколлективных отношений на формирование личности в коллективе.

4. Психологическая служба в системе дополнительного образования и её функции.

5. Психологическая служба в социально-культурной сфере и её функции.

6. Изучение мотивационной направленности студентов вузов искусства и культуры.

7. Профессиональное самоопределение студентов.

8. Психологическая характеристика подросткового возраста.

9. Приемы и средства улучшения памяти у участников художественно-творческих коллективов.

10. Психологическая служба в системе воспитательно-образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

11. Проблемы преемственности дополнительного и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства.

12. Развитие мышления, воображения у студентов вузов культуры и искусства.

13. Особенности свойств внимания студентов исполнительских специализаций.

14. Психология провинциала. Отличия провинциала от столичного жителя.

15. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе преподавания истории культуры (искусств, музыки).

16. Взаимосвязь особенностей самосознания подростка и его статусного положения в группе.

17. Психологическая культура семейного общения.

18. Воздействие музыки на эмоциональный мир ребёнка.

19. Особенности организации дополнительного образования в условиях малого города.

20. Влияния семьи на развитие личности ребенка.

21. Особенности технического творчества младших школьников.

22. Влияние физической культуры на процесс формирования нравственных основ личности подростков.

23. Народная сказка как средство воспитания культуры поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

24. Воспитание культуры поведения у младших школьников.

25. Педагогическое руководство работой с трудными детьми.

26. Творческое развитие младших школьников на примере оригами.

27. Условия развития познавательных процессов детей в основных видах деятельности: игре, обучении и труде.

28. Знакомство детей со своеобразием декоративного искусства и обучением их простейшим приемам составления узоров.

29. Формирование и развитие взаимоотношений школьников в процессе КТД (коллективных творческих дел).

30. Воспитание трудолюбия у младших школьников в процессе технического творчества.

31. Хозяйственно-бытовой труд как средство воспитания трудолюбия у подростков.

32. Педагогические основы формирования эстетической культуры у современных школьников.

33. «Театр сказки» как направление деятельности творческого объединения дополнительного образования детей.

34. Методы урегулирование нравственных конфликтов в коллективе.

35. Особенности воспитания в семье трудных и одаренных детей.

36. Работа школы по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.

37. Воспитание у детей любви к родной природе на занятиях по экологическому воспитанию.

38. Психологические основы развития инициативы и самостоятельности у школьников в процессе обучения.

39. Профессиональная компетенция и педагогическое мастерство современного педагога.

40. Взаимосвязь воспитания, социализации и саморазвития в становлении личности подростка.